Министерство образования и науки Казахстана к концу учебного года сделало всем школьникам подарок

11 мая 2017 в 12:57, просмотров: 1169

В среднем объем домашних заданий для казахстанских школьников сократится на час в день. Изменения будут введены в сентябре текущего года. Соответствующий приказ был подписан главой образовательного ведомства Ерланом Сагадиевым.

Впервые в истории казахстанской школы утверждены методические рекомендации по организации и выполнению домашнего задания в школах республики. Их основу составили результаты проекта АО “Информационно-аналитический центр”, реализованного с апреля по декабрь прошлого года. В частности, для изучения проблемы было проведено социологическое исследование, созданы две рабочие группы из числа лучших специалистов в сфере среднего образования. Первая группа предлагала сократить время заданий вдвое от определенного санитарно-эпидемиологическими требованиями, вторая - лишь на 40 минут. Также в списке рекомендаций - в основной и старшей школе проводить сдвоенные уроки по языковым предметам и математическим дисциплинам. При этом учителям рекомендовалось сочетать задания-минимум (обязательные для выполнения) и задания-максимум (для добровольного выполнения), а также не задавать домашние задания на выходные, праздничные, каникулярные дни, после выполнения контрольных работ. Учебные предметы дифференцировать на три группы: по предметам первой группы домашнее задание давать обязательно, второй группы - в рекомендательной форме, по третьей - ничего не задавать на дом. В течение полугода рекомендации прошли всестороннее обсуждение со всеми подведомственными организациями, школами регионов и голосование через официальные сайты.

Облегчить жизнь школьникам чиновников заставили не только многочисленные жалобы родителей, но и различные исследования. Так, данные международного исследования PISA показывают, что казахстанские школьники уделяют слишком много времени на подготовку домашнего задания (четвертое место из 65 стран). При этом доказано, что на успеваемость детей лучшее влияние оказывает небольшой объем домашнего задания. К тому же при подготовке к урокам наши дети прибегают к помощи своих родителей чаще своих сверстников из других стран мира (первое место из 65 стран). Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), американские подростки уделяют домашним заданиям в среднем шесть часов в неделю. Учащиеся из других стран, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада), - около 4,9 часа в неделю.

Меньше всего времени отводят на учебу дома школьники из Кореи и Финляндии - они занимаются около трех часов в неделю. Финляндия - страна, которая за последние 30 лет построила одну из лучших школьных систем в мире. Финские педагоги считают, что после занятий дети должны отдыхать, поскольку это полезнее для детского развития, чем вечера и ночи, проведенные за учебниками.

Сингапур занимает первое место в мире по успеваемости школьников. Считается, что именно в этой стране живут самые умные старшеклассники. Однако и работают они для достижения таких результатов немало: на выполнение домашней работы дети тратят по 10-12 часов в неделю. Примерно столько же, сколько и учащиеся Казахстана. Кого можно похвалить за усердие, так это школьников в Шанхае - они дома за уроками проводят целых 14 часов в неделю.

Специалисты из ОЭСР попытались выяснить, какое значение задания на дом в целом имеют для образовательного процесса. Как правило, учащиеся, усердно занимающиеся дома, показывают лучшие оценки во время экзаменов, чем их не столь усидчивые сверстники. Если обратиться к данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), то такая зависимость существует на самом деле, но вместе с этим количество часов, уделяемое школьниками на выполнение домашней работы, не влияет на эффективность и производительность школьной системы в целом. Таким образом, залогом качественного образования в большей степени являются грамотно организованный учебный процесс и высокая квалификация преподавателей.

В Министерстве образования и науки Казахстана надеются, что сокращение домашнего задания станет действенным инструментом снижения учебной нагрузки учеников, повысит их мотивацию к самостоятельной работе и в целом качество успеваемости.




Партнеры