Сезон «трамплинных мотокентавров» в Казахстане открылся бешеными гонками

На трассу выходят мотоциклы, запрещенные для эксплуатации в городе

Мотоспорт — это не совсем даже спорт. Это сродни религиозному перевоплощению неких персонажей, в жилах которых вместо крови бежит антифриз, а вместо сердца работает какой-то мотор.

На трассу выходят мотоциклы, запрещенные для эксплуатации в городе

В Алматы, как правило, мотосезон открывается в начале мая, но это время для тех байкеров (мотоциклистов), кто предпочитает колесить по ровным асфальтированным улицам города. Тогда как в этом отнюдь не благочестивом семействе есть отдельная каста — мотокроссеры или люди, которые ненавидят гладкий асфальт.

Их основное отличие в том, что мотоциклы, на которых они боронят землю, предназначены для езды по чему угодно, только не по шоссе. Скажем даже больше — их мотоциклы запрещено эксплуатировать в городе, их стихия — степной и предгорный ландшафты, разрыхленный грунт и множество трамплинов, позволяющих взмывать в воздух. И они, как правило, не дожидаются отменной погоды и открывают свой сезон намного раньше.

В минувшие выходные в Алматинской области близ небезызвестного поселка Фабричный (Каргалы) состоялись соревнования по мотокроссу «Кубок Содружества», организованные в память знаменитого человека-легенды, казахстанского мотокроссера Виктора Бузулуцкого.

Не одно поколение мотолюбителей считает Виктора Петровича прародителем казахстанского мотокросса, ведь именно он не только открыл совершенно новое на тот момент спортивное направление, но и на протяжении всей своей жизни развивал мотокросс, отдавая ему и ученикам все свое время.

Как рассказал нам главный судья соревнований Виктор Климакин, сорок лет назад Виктор Бузулуцкий организовал соревнования в поселке Фабричный, которые с тех пор проводятся ежегодно. Он дал путевку в жизнь тысячам подростков, среди которых были не только парни, но и девушки. Сигареты, алкоголь, шатания по подворотням — все это стало чуждым для них, когда они увлеклись мотокроссом.

Виктор Петрович развивал направление не только в Алматы и области, а все время старался выйти на международный уровень. В целях популяризации и развития мотоспорта в стране в 1974 году он организовал самый большой в истории казахстанского кросса мотопробег по местам боевой славы: Прибалтика, Белоруссия, Украина, Памир, Владивосток. И весь этот маршрут был проделан на 14 простых мотоциклах — колонна состояла из «Минсков», «Восходов» и «ИЖей».

Последние два-три года казахстанский мотокросс находился в состоянии анабиоза, а на самую большую гонку в республике приезжали спортсмены разве что из соседнего Кыргызстана и крайне редко — из одного-двух городов России. Но в этом году число участников было таково, что заезды в некоторых классах пришлось делить на две группы.

Россию представили спортсмены из Москвы, Челябинска, Екатеринбурга, Каменск-Уральска, Томска, Омска, Тюмени, Кемерово, Прокопьевска, Рубцовска и Барнаула. Собралось немало казахстанских мотоатлетов из Костаная, Рудного, Актобе, Риддера, Астаны, Усть-Каменогорска, Семипалатинска, Талдыкоргана, Алматы и Алматинской области. Также на старт вышли байкеры из Бишкека и узбекского города Алмалыка.

По всей видимости, кризис потихоньку отпускает, предполагают организаторы, и тому свидетельство большое число участников. Есть тут и другой фактор: в Казахстан весна приходит намного раньше, и если в некоторых городах России еще лежит снег, то у нас трассы уже полностью готовы к гонкам. Что, собственно, и мотивирует россиян, не дожидаясь оттепели, встать в строй. Для них «Кубок Содружества» — это шанс значительно раньше открыть спортивный календарь соревнований и, как следствие, возможность быстрее отойти от «зимней спячки».

Эти гонки оказались плодотворными и для казахстанских гонщиков, ведь у них была возможность пообщаться и набраться опыта у ассов из Челябинска — это сильнейшие спортсмены, которые в прошлом году выиграли чемпионат России. Также на треке можно было увидеть чемпионов Европы и немало других титулованных спортсменов, но при этом нельзя сказать, что наши гонщики плетутся в хвосте, они составили серьезную конкуренцию всем участникам и в разных классах держатся в тройке лидеров.

Конечно, на данный момент остается констатировать, что у нас мотокросс все еще находится за границей повсеместной популярности. Дело в том, что по всему Казахстану не так много профессиональных гонщиков. Все они друг друга знают в лицо, и во время внутренних соревнований, как правило, битва за первенство всегда ведется между двумя-тремя фаворитами, которые уже давно выучили манеру и тактику друг друга. Это на самом деле расслабляет. Для роста нужно участвовать в международных соревнованиях, где соперник — это не прочитанная книга.

Формат соревнования предусматривал несколько раздельных стартов разных технических возрастных категорий. Перечислить их не хватит места на газетной странице, тогда как почувствовать экзотику, напряжение и динамизм этих гонок мы предлагаем по фотографиям, сделанным в этот день.

В общекомандном зачете третье место завоевала сборная из города Челябинска «МБУ СДЮСТШ-КМБЛ», второе место — за сборной из России «Сибирь», возглавила пьедестал сборная из Казахстана «Алматы».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру