Монополисты диктуют свое, но ты не дай себе замерзнуть

К тому, что нам все дороже согреваться в наших домах, мы уже начинаем привыкать

19 апреля 2017 в 09:23, просмотров: 805

Тарифы на коммунальные услуги у нас в стране, как известно, не стоят на месте. Они прогрессируют. Не сказать, что в астрономической прогрессии, но масштабы их движения исключительно вверх мы фиксируем в своем семейном бюджете регулярно — каждые полгода.

Монополисты диктуют свое, но ты не дай себе замерзнуть

Монополисты свое диктуют. Ненавязчиво так и стараясь обращаться с платящим им народом без резких движений. Чтобы ему меньше чувствовалось и чтобы он хотя бы привыкал к процессу. Но получается все же не очень деликатно.

Если тарифы «пухнут», значит это кому-то нужно?

Лишь первое время народ кричал от «нежелательной связи без обоюдного согласия». Но деваться было некуда. Пришлось привыкнуть. И сейчас он лишь постанывает. Повторяем, каждые полгода.

Но в глубине души всех особенно интересует прямой, как стрелка счетчика, вопрос: почему мы так много платим за отопление? Особо дотошные перелопачивают интернет-страницы в поисках экспертного мнения по этому поводу. Но от них (экспертов) тут мало толку. Потому что они только и могут, что рассказывать про теорию формирования тарифов на тепло и горячую воду, сопровождая свое повествование специальными и малопонятными большинству терминами.

При этом обязательно скажут, что в каждом городе тарифы формируются по-своему. И что цена зависит от качества оборудования, эффективности работы котельных систем, состояния коммунальных сетей и даже уровня теплопотерь в системе теплоснабжения.

А кто-нибудь из особо умных обязательно отметит, что виноват во всем мировой экономический кризис. Что тут имеют место привязка к ценам на нефть и газ. А то, что тарифы растут, несмотря на то, что стоимость энергоресурсов в последнее время значительно снизилась, так это потому что у нас свой особый путь ценообразования. Что мы очень дорого платим за транспортировку своих энергоресурсов и т.д., и т.п.

«Ерунда все это», — скажет обыватель. И будет прав. Потому что, даже не будучи специалистом в теплосетях, тарифах и тем более в экономике, можно смело сказать, что монополист, коим является поставщик тепла, гнул и будет гнуть свое. И повышение цен на тепло еще не закончено. И вряд ли когда-нибудь закончится. Во всяком случае, не при нашей жизни.

В общем, раз цены постоянно повышают, значит это кому-то нужно. Читай — выгодно. В наш рыночный век во всем нужно искать коммерческую подоплеку. Но вроде как и обоснование этому есть. Мы ведь стремимся в число стран, в которых все самое передовое. А потому, наверное, у нас и цены на все соответствующие, как в самых развитых странах.

А вас поставили на счетчик?

Однако все это было бы не так грустно, если бы качество услуг монополиста соответствовало получаемым им от народа деньгам. Аварии на теплотрассах в первых числах каждой зимы — обычное дело. А ведь одним из обоснований повышения тарифов является то, что деньги нужны на приобретение нового оборудования взамен устаревшего, замену изношенных труб и так далее. А потому напрашивается мысль, что ребятки не могут поделить свою прибыль, получаемую на наших убытках.

Однажды монополист сделал жест якобы доброй воли. Предложил потребителю установить приборы учета расхода. Проще говоря, счетчики. Если, мол, не хотите платить лишнего, платите строго согласно фиксируемому расходу. Только счетчики устанавливайте сами. За свои кровные.

Тут же появились различные «ипэшки» и «тоошки», которые стали бойко торговать приборами учета и за дополнительную плату устанавливать их в квартирах. А монополист лишь ограничился тем, что уполномочил их ставить пломбы.

И здесь появилась еще одна головная боль для потребителя. Среди этих предприятий, как оказалось, полно «рогов и копыт», которые сегодня есть, а завтра — нет. И работают они с высочайшего дозволения монополиста. Казалось бы, какая разница. Установили и ладно. Но не тут-то было.

Во-первых, в них вполне могут работать ни разу не специалисты в области сантехники, а так, кустарных дел мастера, которые, кроме как откручивать и закручивать гайки, больше ничего не умеют и не знают. Контроля за их квалификацией никакого. Правильно они установят счетчик или нет, монополиста не волнует. Ему даже выгодно, если вам установят прибор неправильно. Тогда вы продолжите платить по общему тарифу в ущерб себе и на радость ему.

Во-вторых, документ о годовой гарантии, который вам вручит горе-специалист, в некоторых случаях можно сразу выбрасывать. Поскольку бывает так, что, обнаружив неисправность, вы звоните по указанному в нем телефону, а вам отвечают, что фирма, мол, закрылась, и следов ее никаких уж нет.

Потребитель, разумеется, в поисках правды обращается к поставщику тепла. А тот вежливо посылает его в пеший эротический тур, поскольку никакой ответственности за «рога и копыта» не несет. Его дело, дескать, исключительно контроль наличия пломбы, на установку которой он эти «рога и копыта» уполномочивает. А в остальном ему по барабану, что вам поставят — прибор учета или выеденную консервную банку.

Более того, банка ему будет выгоднее. Поскольку толку от нее ровно столько же, сколько от неисправного счетчика. И в этом случае потребитель будет платить по общему тарифу. В ущерб себе и на радость монополисту.

В общем часто бывает так, что контора, установившая неисправный счетчик, сегодня есть, а завтра нет. И в случае чего потребителю приходится бегать по инстанциям в поисках правды. Но, как говорится, трудно найти кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет. Так что пусть отзовутся те, кто за свои кровные установил счетчики, полагая, что будут меньше платить. Вы думали, что в «теплосетях» дураки сидят, которые позволят вам уклониться от максимальной оплаты таким банальным способом?

Но Бог с ним. И с этим можно было бы смириться, если бы качество поставляемых услуг соответствовало их стоимости. Каждый может подтвердить, что горячая вода, когда открываешь кран, в самом начале вовсе не горячая. И чтобы получить нужную температуру, нужно вылить из крана несколько литров негорячей воды. Иногда даже по полванны, а то и больше. Но платим мы за эти литры по полной таксе. От начала и до конца.

Проще говоря, нам пихают туфту, выдавая ее за товар.

Если бы где-нибудь на базаре кто-то продавал холодную воду по цене кипятка, ему быстро бы объяснили, что так делать нельзя. Еще привлекли бы за мошенничество. А тут — ничего. Хотя по сути то же самое.

Когда говоришь об этом с представителями теплосетей, они приводят кучу доводов в оправдание. Говорят, что, дескать, вода остывает в трубах непосредственно уже в доме. И что по-другому невозможно. Но, ребята, это ведь ваша проблема. Как, по вашей милости, стали нашей проблемой неисправные счетчики. Деньги-то вы берете в полном объеме. В таком случае было бы правильным и, что самое главное, порядочным и добросовестным взимать плату за фактически горячую воду, а не за то, что ею только называется.

А то теплосети экономят энергоносители, не поддерживая постоянную температуру по всей теплотрассе. И экономия получается за наш счет.

Индикатором настроений общества в последнее время являются социальные сети. В них люди часто делятся наболевшим. И вот что они говорят по этому поводу.

«Когда в очередной раз поднимают тарифы на горячую воду, умиляюсь. Поставщики людей слышат? У большинства алматинцев ситуация такая: из двух кранов течет по температуре одинаковая вода, то есть ледяная по двум ценам. Разогревается горячая вода от пяти минут до получаса — зависит от этажа и чистоплотности соседей. Экономные соседки ждут, когда вы ее разогреете, а они потом насладятся горячим потоком. То есть это не мы транжиры, а продумать надо что-то с давлением...»

«Почему мы бензин покупаем по счетчику продавца, а воду должны покупать по своему собственному счетчику? Если продавец хочет точно учитывать количество проданной воды, пусть сам и устанавливает счетчики за свой счет, и сам их обслуживает (я имею в виду периодические поверки и ремонт и замену в случае необходимости), и чтобы у нас голова об этом не болела. Конечно, поставщик воды стоимость счетчика и его установки все равно «сдерет» с нас в виде повышенного тарифа. Но, по крайней мере, у нас не будет с этим забот и хлопот».

Народ-то у нас тоже ушлый. И давно уже смекнул, что тут его банально разводят. Что теплосети просто отмахнулись от своих расходов, спихнув их на потребителя.

А ведь управа на «естественную монополию» все-таки есть!

Что касается оплаты за тепло, то она и сейчас производится по утвержденному тарифу, который устанавливает сам поставщик на свое усмотрение. И насколько этот тариф оправдан, знает только он сам. А со счетчиками он тут не спешит. Потому что установить общедомовые приборы учета за счет потребителя вряд ли получится. Устанавливать их придется ему самому. Или в лучшем для него случае — за счет КСК. Но те тоже не лыком шиты. И на это дело не подписываются. Поэтому в платежках уже который год имеется графа, предназначенная для занесения данных общедомовых счетчиков. Но она пока еще не заполняется.

Однако монополиста это не волнует. Более того, как мы писали выше, отсутствие общедомовых приборов учета ему выгоднее, поскольку тарифы в этом случае он устанавливает сам. И не беда, что коммуницировать с народом ему приходится в неудобной для народа позе. Ему хорошо, и ладно. А народ вытерпит. Он у нас терпеливый.

Естественно, у некоторых граждан иногда возникнет желание отказаться от центрального отопления и обогревать себя с помощью электроприборов. Но именно для них другой монополист тоже каждые полгода повышает цены на электроэнергию.

Не все знают, что устанавливать квартирные и общедомовые счетчики для уменьшения затрат населения на коммунальные услуги обязаны поставщики теплоэнергии. Но поскольку монополисту это невыгодно, он молчит как рыба об лед. Однако об этом красноречиво говорит сайт правительства.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 9 статьи 7 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» субъект естественной монополии обязан приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 10 закона «потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их».

Другими словами, установка счетчика должна быть осуществлена коммунальным предприятием, если, конечно, иное не указано в договоре. Но монополист, повторимся, хитер, как тысяча чертей. В договоре он обязательно укажет «иное». Причем мелким-премелким шрифтом. В расчете на то, что потребитель, предпочитая не утруждать себя чтением текстов, написанных микроскопическими буквами, просто подмахнет его в убыток себе и на радость ему.

Но в соответствии с тем же законом потребитель имеет право: получать электрическую и тепловую энергию в соответствии с заключенными договорами; требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организаций возмещения реального ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой некачественной электрической и тепловой энергии в соответствии с условиями заключенных договоров; обращаться в суд для решения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.

Так почему же мы никуда не обращаемся?




Партнеры