Культурная программа ЭКСПО-2017 обещает экзотические сюрпризы

Нам предстоит узреть величие империй

Астану посетят китайские терракотовые воины из Сианя, в залах Национального музея будут представлены сокровища древних фараонов из Каирского музея, можно будет посетить оружейный вернисаж из сокровищницы русского Эрмитажа, узнать историю султана Бейбарса с помощью экспонатов из собрания египетского Музея исламского искусства. Впрочем, обо всем по порядку.

Нам предстоит узреть величие империй

Китайское нашествие

Самыми первыми обещают прибыть в Астану терракотовые воины из свиты китайского императора, который скромно именовал себя Цинь Шихуанди, что значит Просто Первым Императором. Выставка с их «участием» в стенах Национального музея в столице должна быть готова уже к 1 июня, хотя официально двери залов, где расположится около 50 археологических предметов — статуи воинов, их вооружение, посуда, золотые и серебряные погребальные украшения, — откроются лишь 9 июня.

Впрочем, мир так никогда бы и не узнал об их существовании, если бы в 1974 году один крестьянин близ селения Сиань случайно не наткнулся на статую воина. И на сегодняшний день раскопано уже пять траншей этого удивительного «кладбища». Только в одной из них насчитывается свыше шести тысяч статуй воинов в полный рост с боевыми конями. Во второй траншее — 1300 воинов, это элита войска Цинь Шихуанди — лучники, колесницы и кавалерия.

В третьей — 68 статуй и колесница, это военачальники, штаб, призванный защищать империю Цинь Шихуанди даже после смерти. На них характерные доспехи, стилизованные под лакированную кожу, обувь имеет рифленую подошву, а головные уборы соответствуют воинскому рангу.

Любопытно, что индивидуальные черты лица, одежда, оружие — все говорит о том, что каждую статую лепили отдельно, с натуры. Поразительная точность в передаче деталей и непревзойденное качество обжига дают повод считать этих воинов крупнейшим археологическим открытием XX века.

Но это лишь часть экспозиции, потому что терракотовые воины — только охрана шедевра инженерного искусства, таинственной гробницы императора, хотя их рост составляет от 173 до 189 сантиметров — для своего времени они были гигантами. Вес статуй — от 135 до 270 килограммов. А больше всего ученых приводит в изумление сама терракота, такой прочной керамики еще не встречалось при раскопках.

Любопытно, что вначале терракотовых воинов снабдили настоящим боевым оружием, но, когда через четыре года после смерти Цинь Шихуанди, в 206 году до нашей эры, в стране вспыхнуло восстание, бунтовщики вскрыли некрополь и забрали оружие, заменив его бронзовыми и оловянными аналогами.

Стены погребального подземного города делят громадный, свыше шести километров, комплекс на три части: внешний и внутренний город и собственно мавзолей. Армия терракотовых воинов расположена в полутора километрах от гробницы, о которой император, согласно придворному летописанию, мечтал с 13 лет, и строили «памятник страху смерти» 700 тысяч солдат подневольной армии.

Теперь же часть этой армии должна «десантироваться» в Астане.

Мумия возвращается

С 23 июня по 3 сентября в Национальном музее в Астане пройдет выставка «Памятники Древнего Египта», в рамках которой будут представлены удивительные артефакты различных исторических периодов этой загадочной страны, начиная от додинастического и заканчивая средними веками. Их привезут из Каира, в котором находится музей, полный тайн, мрачных и странных историй о немыслимых сокровищах, загадочных гробницах и стремлении к вечной жизни.

Самый большой интерес — к сокровищам гробницы фараона Тутанхамона (приблизительно 1332 — 1323 годы до н. э.), обнаруженной археологами в долине Царей. Это единственная египетская гробница, которая была найдена почти нетронутой и сохранила все ценные предметы, учет и транспортировка которых заняли почти пять лет.

Особое внимание — к сокровищам захоронения фараона Тутанхамона и в частности к его колеснице

В Астану из этой коллекции привезут инкрустированную полудрагоценными камнями позолоченную деревянную колесницу фараона; позолоченный деревянный трон, инкрустированный полудрагоценными камнями; наружный позолоченный саркофаг весом 110 килограммов; статуэтку девушки с жертвенными дарами и главное — золотой воротник фараона, инкрустированный полудрагоценными камнями, бывшими в большом почете у ювелиров древнего Египта.

Такой воротник покрывал грудь и плечи, а изображен он был в виде фигуры богини Нехебт — грифа с распростертыми крыльями, украшенного разноцветной смальтой и инкрустированного обсидианом. Столь роскошное одеяние помимо указания на богатство и статус владельца имело и магическое защитное значение. Не случайно к нему обращалось одно из заклинаний «Египетской Книги мертвых», в котором не было ни одного лишнего элемента, несмотря на множество символов-слов, что соединялись в рассказ о фараоне и его предназначении.

А еще ожидается, что привезут древние манускрипты и свитки, предметы искусства и быта, ценные реликвии и экспонаты музея золота, тем более что блеск золотого саркофага фараона Тутанхамона, найденный археологом Говардом Картером в 1922 году, говорит о его неслыханном богатстве и могуществе. Ведь излюбленными материалами египтян были благородные металлы — золото, серебро, электр. Их нетленность сделала эти материалы синонимами вечности.

Традиционно блеск золота отождествлялся с сиянием солнца, а мерцание серебра — с лунным светом. Значение электра — сплава золота и серебра — колебалось в зависимости от пропорционального соотношения этих металлов. Любимыми камнями египтян были темно-синий лазурит — застывшее ночное небо, аллегория почтенной старости и вечности, зеленоватая бирюза — символ жизненных сил и возрождения и сердолик, цвет которого был сходен с цветом крови — олицетворением вечного движения и жизненной энергии.

Кстати, среди искусственных материалов для египтян особое место занимал фаянс, ставший одним из символов египетской цивилизации — несколько таких артефактов будет показано на выставке в Астане. Вплоть до конца Нового царства (1550 — 1069 гг. до н. э.) фаянс использовался для изготовления лишь сакральных предметов — амулетов, храмовой или заупокойной утвари. Иногда его использовали для имитации более дорогих материалов, и в этом случае он принимал на себя символику бирюзы, лазурита или других камней.

Но более всего египтяне ценили фаянс как самодостаточный материал, в котором воплотились идеи о бессмертии и возрождении. Добавим, что до сих пор экспонаты столь древнего и роскошного музея еще не покидали своих стен.

Как закалялась сталь

Хронологические рамки выставки образцов оружия, что будут продемонстрированы в Астане из коллекции петербургского Эрмитажа, охватывают большой временной отрезок от XV и до конца XIX столетия. Около 70 образцов оружейного искусства Востока и Запада, боевое и охотничье, парадное и наградное оружие, чья история насчитывает не одно столетие, из Турции и Ирана, Индии и Японии, Франции и Италии, Германии и Испании будут выставлены с 3 июля, и тоже в одном из роскошных залов Национального музея РК.

Несомненно, экспонаты выставки позволят зрителям оценить и тот вклад, что внесли оружейные мастера в развитие декоративно-прикладного искусства, а также увидеть на лучших образцах оружия их техническое совершенство и богатое художественное убранство. Хотя почти все эти предметы давно утратили свое практическое назначение, но их достоинства по-прежнему молчаливо рассказывают о таланте и мастерстве оружейников прошлого.

Если же оглянуться назад, то богатейшая оружейная коллекция Эрмитажа, откуда в столицу Казахстана прибудут семь десятков предметов холодного оружия, насчитывает около 15 тысяч экспонатов. Ее формирование началось еще в начале XIX века, когда юному великому князю Николаю Павловичу, будущему императору Николаю I, была подарена трофейная турецкая сабля, ставшая первым экспонатом его личного собрания, которое быстро увеличивалось за счет многочисленных подарков, закупок и трофеев, что с увлечением собирал юный цесаревич в Аничковом дворце Петербурга.

Особенно широко оказалось представлено западноевропейское оружие — предметы турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарских доспехов и мечей. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских не только Европы, но и России. Поэтому в Астану могут привезти сабляю Александра I и шпагу Наполеона, которую французский полководец так и не пустил в дело, но в сражениях она всегда была рядом. А еще мечи и шпаги, кинжалы и пики, ножи и катаны.

Что касается русских оружейных традиций, то в России изготовлением холодного оружия славились тульские мастера. Для нужд армии они ковали высококачественные палаши, сабли, шпаги, тесаки, для охотников производили специальные кортики, ножи, кинжалы, которые декорировали в том же стиле, что и огнестрельное оружие.

Во время дворцовых церемоний при пышных костюмах носили так называемые «придворные шпаги», которые имели небольшие, узкие клинки, покрытые позолотой или воронением, а также изящные, богато украшенные эфесы, которые и определяли высокое общественное положение владельца. Ярким примером такого оружия являются мемориальные экспонаты — шпага великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I), а также детская сабля и шпага его сына Александра. Они, кстати, вошли в представленную коллекцию.

Главной характеристикой восточного оружия в сравнении с европейским является его легкость, обеспечивающая воину максимальную свободу действий. Это проявляется во всех родах вооружения — как в оружии нападения, так и в оборонительном. Кроме того, холодное оружие Востока крепко связано в массовом сознании с таким понятием, как булат (знаменитая булатная сталь). Выкованные из нее клинки отличаются особой остротой и упругостью.

Заслуживает внимания и художественное оформление восточного оружия. Конечно, у разных народов выработались свои особенности декорирования, однако общие принципы были едиными. Как правило, украшали рукояти и ножны предметов холодного оружия, декор же клинков в большинстве случаев был крайне лаконичным. Но все они служили не столько украшением, сколько, как ни удивительно, оберегом для оружия и его хозяина. Что, собственно, и будет продемонстрировано во время выставки оружейного мастерства в Астане.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру