Пенсионные накопления казахстанцев предлагают доверить иностранцам

Потому что отечественные управленцы не могут не воровать

Не успели мы «проглотить» новые цены на продукты питания и коммунальные услуги, как нам приготовили новый сюрприз в виде очередной пенсионной реформы. Хотя реформой это вряд ли назовешь. Так, очередная передача управления пенсионными активами из государственных рук в другие. Иностранные.

Потому что отечественные управленцы не могут не воровать

Здесь вам не Чили

Когда-то, в далеких теперь уже 90-х, кто-то там «наверху» решил, что государство не должно хранить у себя в закромах пенсии своих граждан. Неэффективно, мол, это. И объявили в стране грандиозную пенсионную реформу, взяв в качестве образца пенсионную систему Чили, слывущую в то время одной из самых новаторских в мире и, как посчитали доморощенные реформаторы, наиболее подходящую для нас.

Основной принцип чилийской системы заключается в том, что ответственность за формирование пенсий полностью перекладывается с плеч государства на плечи граждан. С тех пор каждый из нас обзавелся своим собственным пенсионным счетом в одном из понравившихся пенсионных фондов (НПФ), которых тут же появилось целая дюжина.

Еще бы! Создание такого фонда подразумевало получение возможности распоряжаться колоссальными суммами. Это, повторяем, в 90-е годы. По правильной чилийской идее распоряжаться — значит разумно вкладывать деньги в прибыльные проекты, чтобы они работали, приумножаясь во благо вкладчиков, ну и, разумеется, распорядителей фондов. А правильные негосударственные менеджеры должны были все сделать так, как надо. Потому и набрали их из числа профессиональных инвестиционщиков да фондовиков, успевших к тому моменту поторговать акциями, форвардами и другими ценными и бесценными бумагами.

Звучало заманчиво. Но получилось, как всегда. Несмотря на то, что затевалось все это в докризисные времена и реализовывалось в условиях роста цен на «наше все», ничего хорошего из этой затеи не вышло. Доказательством тому служит тот факт, что негосударственные пенсионные фонды были да сплыли. Некоторые даже с деньгами вкладчиков. Интересно, что бурная деятельность этих НПФ совпала по времени с бумом ипотечного и потребительского кредитования населения и закончилась в период самого жаркого разгара скандалов с дольщиками.

Помнится, в те времена в средствах массовой информации периодически публиковались рейтинги пенсионных фондов, а вкладчикам присылали конверты с отчетами о накоплениях. Официальные сайты пестрили данными о выгодных вложениях и получаемых прибылях. Только вот на размерах пенсий это никак не отражалось.

Так продолжалось какое-то время, пока хваленая чилийская система, оказавшись неспособной адаптироваться к специфичным казахстанским условиям, просто схлопнулась. Накопительные пенсионные фонды тихо слились с рынка, исчезла реклама, закрылись офисы. А деньги…

Говорят, что они все до последнего тиына были переданы в Единый накопительный пенсионный фонд, пришедший на смену вначале расплодившимся, а затем полопавшимся «энпээфам». Народ сделал вид, что в это поверил. А ЕНПФ был создан на базе Государственного накопительного пенсионного фонда учредителем в лице правительства и передан в доверительное управление Национальному банку РК.

По телевизору стали говорить, что надежнее, мол, когда народные деньги складывают в одном месте. Что нет, дескать, необходимости плодить НПФ в большом количестве, поскольку за ними глаз да глаз нужен. А у единого фонда, мол, будет один надежный контролер, которому можно доверять.

Но… и опять не получилось. Наш человек ведь завсегда испортит все благие начинания.

В конце прошлого года на общественную поверхность всплыли финансовые махинации, совершенные руководством уже нового единого НПФ. После того, как о нехороших делах распорядителей фонда стало известно СМИ, состоялся специальный брифинг, на котором начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка РК Александр Терентьев сообщил, что активы ЕНПФ были потрачены на покупку облигаций некоей золотодобывающей компании. И хоть, как он пояснил, сделка была совершена за счет собственных средств ЕНПФ, отличных от пенсионных вкладов, уголовное дело все-таки возбудили. А расследованием занялся Комитет национальной безопасности.

Руководителей фонда вместе с дирекцией компании, акции которой были приобретены, взяли под стражу, инкриминировав им присвоение и растрату чужого имущества.

Те же грабли, только вид сбоку

Выходит, опять не сложилось. И теперь вновь заговорили о создании частных пенсионных фондов. Но поскольку наши должностные персонажи, как показывает жизнь, не могут не воровать (?), рассматривается вопрос о передаче их в управление иностранцам. Принято считать, что они вроде как не воруют. Или воруют, но меньше наших.

Лоббисты этого «проекта» засуетились. Подсчитали, какие суммы можно собрать. Деньги получились ого-го. Привычка искать инвестиционную выгоду (и вряд ли для вкладчиков) не дает ведь им спокойно спать. И все это, несмотря на то, что ситуация в мировой экономике такова, что любой, даже самый перспективный, проект сегодня не застрахован от провала, и что рисковать деньгами пенсионеров для «подъема экономики» — последнее дело.

Для пущей убедительности инициаторы очередного нововведения утверждают — предварительный анализ и консультации с ведущими экспертами-экономистами показывают, что это решение окажет существенное влияние на экономическую ситуацию в целом. И заверяют, что те, кому положено, уже работают над справедливой (!) реформой пенсионной системы, а следующим шагом будет наведение там порядка.

И тут многие ухмыльнулись, даже те, кому до пенсии еще пахать и пахать. И это с учетом повышения планки пенсионного возраста, которая опять была задрана совсем недавно.

В общем, Нацбанк сегодня всерьез прорабатывает вопрос о передаче функций управления пенсионными активами наших граждан зарубежным компаниям. Об этом уже неоднократно сообщалось в СМИ.

Народ же наш, испорченный перманентным ожиданием очередного повышения цен на что-нибудь, на что еще не повысили, воспринял сообщение о намерении властей передать наши пенсионные деньги в управление чужеземцам с понятным подозрением. Социальные сети полны уныния по поводу того, что «пришельцы», которым благополучие казахстанских пенсионеров абсолютно фиолетово, нарубят свое и, наевшись досыта, уберутся восвояси, оставив нас сводить наши концы с концами. Так ведь уже было. И не раз.

Это, пишут, например, пользователи в Сети, конечно же, выдающаяся забота власти о тех, кто доживет до пенсии. И делается вывод, — чем меньше людей пенсионного возраста останется, тем больше будет для них денег в пенсионных фондах. Власть ведь тоже над проблемой думает. И методы ее решения у нее, у власти, наработанные.

Вначале говорят, что работать надо чуть ли не до восьмидесяти. Пенсионный фонд, мол, пустой, в стране кризис, нефть дешевая и все такое. А потом, после того, как народ возмутится, сбрасывают несколько лет. И, как на базаре — ни тебе, ни мне. В идеале вообще бы установить пенсионный возраст в районе естественной смертности. И тогда никаких вопросов, особенно для иностранцев, которые будут управлять нашими пенсионными деньгами.

Но, когда об этом заговорили всерьез, на дыбы встали все — и потенциальные пенсионеры, не уверенные в том, что доживут до своей пенсии, и вечно недовольные и трендово настроенные прогрессивные массы, известные под брендом «гражданское общество». Последним ведь только повод дай. И власть дает, не скупясь. Прямо со своего властного плеча.

Кто не понял, я не виноват

— Необходимо восстановить принципы конкуренции как при выборе моделей инвестирования, так и институтов управления пенсионными активами, — сказал по этому поводу глава Нацбанка Данияр Акишев. — Сейчас у вкладчиков отсутствует выбор. Перечисление пенсионных накоплений осуществляется в Единый накопительный пенсионный фонд, нет возможности выбрать организацию для управления пенсионными деньгами, инвестиционную стратегию. Государство решает все за вкладчиков и, соответственно, несет все риски на себе. Именно поэтому мы активно работаем над реализацией поручения главы государства по передаче функций управления пенсионными активами частным и зарубежным компаниям. Национальный банк всегда был сторонником конкуренции на рынке пенсионных активов и предоставления вкладчику соответствующего права выбора. Мы в этом направлении работаем.

Он также отметил, что Нацбанк максимально усилит систему внутреннего контроля и использования пенсионных денег вкладчиков, а также приложит все силы для того, чтобы у граждан не было скептического отношения к накопительной пенсионной системе.

Золотые, но, что самое существенное, малопонятные для большинства слова. Такое впечатление, что они рассчитаны на то, что простой чабан, услышав их, растерянно почешет «репу» и безразлично махнет рукой.

Прекрасно образованный и наверняка очень умный господин Акишев — птица высокого полета. И уже много лет находясь на недосягаемой для большинства высоте, он, наверное, стал считать всех остальных, кто по земле ходит, такими же умными и экономически подкованными, как он сам.

Конечно, было бы прекрасно, если бы все потенциальные пенсионеры Казахстана так же, как он свободно ориентировались в финансово-экономических джунглях. Но как-то с трудом представляется, чтобы, к примеру, водитель автобуса, сидящий за баранкой по восемь часов в день, или автомеханик, способный раскидать по запчастям за пару часов крутой внедорожник, смог самостоятельно выбрать для себя инвестиционную стратегию. А потому такая забота о потенциальных пенсионерах, то есть перекладывание связанных с этим рисков с плеч государства на плечи финансово-безграмотного населения, больше смахивает на медвежью услугу.

Тут еще о новых правилах рассказали, согласно которым размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе в течение 10 и менее лет или его отсутствии будет равен 50 процентам от прожиточного минимума. А за каждый отработанный сверх десяти лет год размер базовой пенсии будет увеличиваться на два процента.

Таким образом, при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70 процентов от прожиточного минимума, 30 лет — 90 процентов, а при 35-летнем стаже и более — 100 процентов от прожиточного минимума, который сегодня составляет 21 364 тенге.

Как говорится, чтобы все так жили. Без исключений.

Сюжет:

Пенсионная реформа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру