Новая методика получения водительских прав в Казахстане оправдывает себя

Нужны ли Казахстану автошколы?

В современном мире транспорт перестал быть одним лишь средством передвижения, а превратился и в деталь роскоши, и в средство для самовыражения. Для того, чтобы стать частью этой автомобильной касты, достаточно получить водительское удостоверение, но как раз оно теперь дается отнюдь не каждому желающему…

Нужны ли Казахстану автошколы?

Закон поперек горла

В Казахстане 7 июня 2016 года вступил в силу приказ МВД страны от 2 декабря аж 2014 года за номером 862. В соответствии с этим документом, Правила дорожного движения были подкорректированы. Из всех новшеств мы остановимся пока лишь на одном, которое предписывает кандидату на получение водительского удостоверения (пресловутых «прав») самому решать, как именно готовиться к экзаменам. Обучаться ли ему в автошколе или зубрить самостоятельно.

Решение, принятое нашими чиновниками в отношении желающих сесть за руль, смелое и противоречивое одновременно. С одной стороны, мировая практика, на которую так привыкли все ссылаться, позволяет новичкам делать подобный выбор, с другой — это явный «выезд из колеи», в которой вся околоавтомобильная государственная структура двигалась несколько десятков лет.

Этот пункт поправки наделал немало шума, в частности, более ста руководителей автошкол обратились с открытым письмом с просьбой запретить МВД выдачу «прав» людям, не прошедшим обучение в их заведениях. То есть бизнесмены возмутились! Но какова природа этого волнения? Быть может, это забота о повышении безопасности дорожного движения в стране или все-таки попытка сохранить свой бизнес?

Ведь права с категориями «А» (мотоцикл) и «В» (легковой автомобиль), на которые и распространяется новшество — это самые «ходовые» курсы, на обучении которым им, бизнесменам, удавалось делать неплохие деньги.

Но законодатели все-таки закрыли «кормушку», а на критику в МВД ответили кратко и емко — система полностью автоматизирована и получить водительское удостоверение сможет только тот человек, который действительно научился водить. В специальном Центре обслуживания населения, где теперь проходит процедура сдачи экзамена, водители проходят два этапа: первый — теория, второй — практическое вождение. Сдавая зачет по правилам дорожного движения, кандидату нужно ответить за 40 минут на 40 вопросов, при этом допустив не более восьми ошибок. То есть на раздумье у экзаменуемого всего одна минута на вопрос, что, собственно говоря, не так уж и мало. К примеру, в том же Китае на раздумье дается 45 минут, но и 100 вопросов — это примерно 27 секунд для принятия правильного решения.

Тогда же в противовес мнению недовольным «педагогам» выступил Арсен Шакуов, президент ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога». По его словам, это нововведение должно положительно повлиять на общую дорожную обстановку и снизить аварийность. Как сам Шакуов, так и многие другие специалисты считают, что коррумпированность автошкол и недостаточное качество обучения достигли критической отметки. Некоторые автошколы сами дискредитировали себя, «снимая» с людей деньги, при этом не проводя качественного обучения.

Пусть изменения оказались по душе не каждому, но таким образом поправки позволили исключить это слабое звено во всей системе дорожного движения.

Но значит ли это, что вся система получения «прав» стала более честной? В действительности одно из слабых звеньев было убрано, но сколько еще их осталось? Представители полиции утверждают, что в машинах для аттестации установлена полностью автоматизированная система, на которую невозможно повлиять извне. И это, по их мнению, надежная гарантия того, что экзамены нынче честные.

Мексиканец финну не товарищ и не образец

Прибегая к новой, ранее неиспользуемой практике, специалисты все чаще ссылаются на международный опыт, и это правильно, ведь, как говорится, все познается в сравнении — только так можно дать объективную оценку происходящему.

В качестве примера рассмотрим практику Мексики, которая славится не только гигантскими кактусами и текилой, но и самой лояльной системой получения водительского удостоверения. До недавнего времени в одном из крупнейших городов мира Мехико этот процесс занимал не более часа. Для получения прав требовался минимальный пакет документов: паспорт (допускался даже иностранный), устное обещание аккуратно ездить и сумма, эквивалентная 50 долларам.

Да… Еще один момент — подтверждение места проживания (компробанте де домисильо), в качестве которого может выступить даже квитанция об уплате коммунальных платежей. Что интересно, в этом «корешке» вовсе не обязательно должна быть указана именно фамилия кандидата на получение «прав», то есть при обаянии можно было договориться с кем-то из очереди и позаимствовать его компробанте.

Такое попустительство со стороны органов власти не могло остаться без последствий — эта страна долгое время находилась в первых строчках антирейтингов по числу ДТП. Теперь же (с 2015 года) для получения прав нужно сдавать и теорию, и практику, правда, в глубинке Мексики все еще остались места, где весь процесс проходит по старинке.

Где действительно ценят разрешение находиться за рулем, так это в Финляндии. Вообще, финские водители-новички — это полноценные участники дорожного движения, которые в своем поведении практически не отличаются от опытных водителей. В дорожном трафике от них никто не шарахается, как это обычно происходит у нас.

Добиться такого результата удалось благодаря нескольким факторам.

Во-первых, в финских автошколах предъявляют очень жесткие требования к своим студентам. Во-вторых, само обучение — дорогое удовольствие и обходится примерно в три тысячи евро (на категорию «В»), что является самым высоким показателем по территории ЕС. Но даже после сдачи всех экзаменов водитель получает временные права, которые можно будет обменять на постоянные лишь спустя полгода, естественно, при условии что новоиспеченный водитель не окажется героем хроник дорожных происшествий.

Страх лишиться прав и совокупность всех вышеуказанных моментов, видимо, и являются причинами того, что Финляндия считается кузницей не только прилежных новичков, но и лучших гонщиков мира. К слову, 80 процентов финнов имеют водительские удостоверения.

Полностью противоположная ситуация наблюдается в Северной Корее, где возможность сесть за «баранку» дается только «особо одаренным». Собственный автомобиль там — это даже не роскошь, а заоблачная мечта — автомобиль в Северной Корее могут иметь только госслужащие. Другой момент — получить права может только тот человек, который решил выбрать профессию водителя. Это, пожалуй, единственное исключение из жестких правил.

В Северной Корее лишь каждый сотый житель имеет автомобиль, в Казахстане же на 17 миллионов человек, приходятся более 3,5 миллиона зарегистрированных в стране автомобилей, то есть «железный конь» есть у каждого пятого.

Учение — свет, а неучение — пересдача

Как уже упоминалось ранее, в Китае очень жестко относятся к изучению теории. В ста экзаменационных вопросах допускается не более десяти ошибок. Если же не успел или сделал более 10 ошибок — пересдача.

Главное — ученики лишены возможности подготовки к вопросам, поскольку их нет в свободном доступе. Это сделано специально: в Министерстве общественной безопасности КНР считают, что потенциальный водитель должен не просто зазубривать правильные ответы, а понимать ПДД и уметь применять их по обстоятельствам.

Зато в Грузии стать полноправным участником дорожного движения проще. В этой стране необязательно брать уроки водительского мастерства или записываться в автошколу. Можно сразу прийти в полицию и сдать теорию. Если все успешно, ученик допускается до практического экзамена. Чаще всего он проходит на заднем дворе отделения полиции. Главное — не заглохнуть и припарковаться задним ходом, тогда экзамен считается сданным.

В США водительское удостоверение — это не просто карточка, дающая право управлять автомобилем, а полноценный документ, выступающий в качестве удостоверения личности, который можно использовать при оформлении практически всех юридических документов. Из особенностей получения прав можно выделить возрастной ценз.

Так, в ряде штатов США (в Аляске, Арканзасе, Айове, Канзасе, Северной и Южной Дакоте, Висконсине и Вайоминге) и канадской провинции Альберта официально водительское удостоверение можно получить уже с 14 лет. Правда, это вовсе не значит, что тинэйджер, у которого подростковый максимализм находится на самом пике, может тут же отправиться на улицы своего города, при этом дрифтуя по асфальту, как по льду. Здесь есть свои ограничения. Водить можно, но только в сопровождении более опытных водителей, которым больше 18 лет. Также им запрещается водить в темное время суток, и до наступления совершеннолетия сохраняются ограничения по допустимому числу несовершеннолетних пассажиров в салоне.

Что касается экзамена, то его теоретическая часть состоит всего из 20 вопросов по ПДД. Пересдавать теорию можно бесплатно неограниченное количество раз. Если экзамен сдан успешно, то без пяти минут водителю выдают «ученические» права, с ними можно выезжать на дороги для тренировок и обучения с опытным водителем. После получения навыка будущий водитель записывается на практический экзамен для получения полноценного водительского удостоверения.

В заключение остается добавить, что, согласно данным, озвученным председателем комитета административной полиции Казахстана Игоря Лепехи, за полгода новой практики самоподготовки в комитет автодорожной полиции МВД обратилось почти три тысячи человек, из которых чуть более 500 сдали экзамен с первого раза. То есть счастливыми обладателями заветных прав стали всего 20 процентов.

Если верить этим цифрам, то новая методика сдачи экзаменов себя полностью оправдала. Теперь главное, чтобы ловкость рук людей, вхожих в систему, не превратилась в мошенничество, в противном случае и машины, которые вроде бы исключают саму возможность вмешательства извне, начнут ставить «зачет», что называется, «автоматом».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру