В Казахстане вымирают моногорода – на очереди Жезказган

Сегодня в Казахстане насчитывается почти три десятка моногородов, экономика которых дышит на ладан, несмотря на обещания чиновников вывести эти города из кризиса. Из них – шесть умирающих: Жанатас, Приозерск, Жем (Эмба-5), Аркалык, военный поселок Чаган (Семипалатинск-4) и Каражал. Одно время в этом списке едва не оказался Степногорск, или, как он назывался в советское время, Целиноград-25.

В скором времени к ним может присоединиться и Жезказган (в переводе с казахского - “место, где копали медь”), история которого восходит к 1771 году и который до мая 1997 года все еще числился в списке крупнейших металлургических центров Казахстана. Но все изменилось после того, как город передали в областное подчинение Карагандинской области, потому что сбои в экономикев подобных городках чреваты полной деградацией общества и инфраструктуры, обнищанием населения и, как следствие, социальным взрывом.

Жезказган еще и весьма удален от областного центра, что, по мнению горожан, напрямую влияет на то, что все налоги уходят в казну Караганды, в то время как самому городу, который остается почти без всякого финансирования, приходится элементарно выживать - жилье не строится, дороги не прокладываются, даже офисы и магазины, когда-то возведенные местными бизнесменами, уже становятся не востребованными.

Тогда как областной статус, понятно, позволил бы Жезказгану получить в распоряжение бюджет с более серьезными суммами, что помогло бы решить, пока не слишком поздно, многие социально-экономические проблемы. В том числе и экологическую, ведь расположение города посреди степи на очень удаленных расстояниях от всех населенных пунктов делает его местом сброса и скопления ракетных отходов, которые периодически стартуют с Байконура.

Практически по таким одинаковым сценариям развивались и истории вышеперечисленных умирающих населенных пунктов.

Особенно же пугает жителей Жезказгана участь Аркалыка, который находится к ним ближе всех и который находится в стагнации еще с 2000-х годов.

И это несмотря на то, что у города прекрасные железнодорожные ветки, которые соединяют его с Астаной, Алматы, Карагандой, Кызылордой, пусть разбитые, но все же автострады сообщений с Кызылордой и Карагандой. Любопытно, что в 2008 году местному аэропорту попытались присвоить статус международного, но в 2009-м этот вопрос был снят, поскольку по факту там не смогли организовать ни одного таможенного и пограничного поста.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру