Автогонка «Дакар-2017» оказалась одной из самых непредсказуемых за всю свою историю

Среди регалий казахстанских гонщиков появился бронзовый бедуин

Коварные дюны, выматывающие виражи и сложные погодные условия вывели из соревнований не только гоночные экипажи, но и машины сопровождения, оставив тем самым спортсменов без тыла. Эта же участь постигла и казахстанскую команду…

Среди регалий казахстанских гонщиков появился бронзовый бедуин

Без права на ошибку

Самая опасная гонка планеты ежегодно привлекает внимание миллионов зрителей со всего мира. «Дакар» чрезвычайно опасен, но именно этот адреналин и придает ему остроту и пикантность, которые отодвигают все остальные старты на второй план. Казахстан в этом году был представлен двумя сильными экипажами: первый — в классе «Грузовики», второй, production — автомобили с малым отличием от серийных моделей (Т2).

На тяжеловесе Артуру Ардавичусу ассистировали штурман Серж Бринкенс и механик Майкл Хьюсман. Экипаж стартовал на мощном современном автомобиле MAN TGS. А в экипаж «легкой» техники вошли Денис Березовский и штурман Алексей Никижев — они разрезали песчаные дюны на Toyota Land Cruiser 200.

«Дакары» не бывают легкими, но этот оказался еще более коварным, чем предыдущие. Все ехали и готовились к изнурительной жаре и пылевым тоннелям, а на месте их встретили проливные дожди, болотистые ловушки — они привели к таким последствиям, к которым не были готовы даже организаторы. Конечно, не весь «Дакар» оказался сырым, а лишь несколько спецучастков (СУ), но чего они стоили…

Этот форс-мажор со многими сыграл злую шутку не только на самой трассе, но и за ее пределами. Машины сопровождения, в которых находилось все жизненно важное для боевых экипажей — от запчастей на их машины до каких-то личных вещей, — застревали на перегонах, сходили с трассы, попадали в ДТП. Увы, досталось и казахстанской команде, которая была закреплена за классом Т2.

В частности, на 9-м этапе мы лишились машины технической поддержки легкового экипажа. Водитель 26-тонного большегруза не справился с управлением, грузовик ушел в обрыв и перевернулся. Все попытки вернуть его в строй оказались тщетными.

По прибытии на бивуак Денис понял, что ремонтировать его автомобиль попросту нечем. Конечно, команда грузовой «технички» Ардавичуса смогла оказать частичную помощь в ремонте машины Березовского, но, увы, полную сервисную процедуру пройти не удалось. Как ни крути, а запасные части от грузовика при всем желании не вмонтировать в легковой автомобиль.

Фактически на последующие три этапа команда Т2 осталась тет-а-тет с суровым «Дакаром», а это означало, что любая, даже средней тяжести, поломка автомобиля могла вывести команду из соревнований полностью. Несмотря на это, Денис и Алексей приняли решение продолжить битву. Конечно, теперь уже они не могли рисковать и на каждом этапе выкладываться полностью, но та стратегия, которую они выбрали, оказалась единственно верной.

Наш экипаж не только благополучно добрался до финиша, но и занял третье место в своем классе.

Кстати, первые два места в этой категории заняли прямые конкуренты — заводские экипажи Toyota. «Заводской экипаж» — это команда, которую полностью подготавливает завод-изготовитель той или иной марки. Поскольку в этом случае вливается практически неограниченное количество средств, эти команды являются сильнейшими в мире и, как правило, на всех крупных соревнованиях занимают лидирующие позиции.

— Команда Toyota сильная, но это не синоним «непобедимой», — рассказывает Денис. — «Дакар-2017» оказался весьма своеобразным. Организаторы отметили его как самый сложный за всю историю, а топовые участники назвали самым дезорганизованным. Пять дней в Боливии, куда мы ехали, ожидая встретить жару, нам пришлось провести под проливными дождями, в болотистой местности. Многочисленные оползни и размытие дорог в конечном итоге привели к введению чрезвычайной ситуации по всей стране, а конкретно в «Дакаре» — к кардинальным изменениям, сокращению маршрутов и отмене некоторых СУ. Все это сильно отвлекало от гонки, а выход из строя нашей «технички» поднял вопрос о сходе с дистанции. Но мы вместе с Алексеем рискнули и не прогадали!

Умный в гору не только не пойдет, но и не поедет

В свою очередь, у грузового экипажа «Дакар» сложился не самым лучшим образом. В этом году Ардавичус и его команда вышли на старт соревнований на новом автомобиле MAN, технически превосходящем грузовик TATRA, на котором они откатали предыдущие три сезона. Как болельщики, так и сами гонщики ждали большого прорыва.

Первые несколько этапов наш грузовой экипаж держался в десятке лидеров. Но на самом сложном боливийском этапе техника спасовала — сначала отказала турбина, потом автомобиль перешел в режим «безопасности».

— Мой результат еще никогда не был так далеко, как в этом году, — рассказывает Артур. — У меня был один из самых быстрых, надежных и крепких автомобилей, но в итоге мы оказались 26-ми. В Боливии, когда пошла высота свыше 3800 метров над уровнем моря, слетели заводские настройки. То есть машина перешла в так называемый «безопасный режим» вождения, в котором, как известно, двигатель выдает лишь 20-30 процентов от своей мощности, остальные 80 «лошадей» блокирует компьютер. Мы могли попытаться продолжить путь и подняться наверх, но выбраться оттуда уже вряд ли удалось бы. Технику пришлось бы похоронить в песках. Поэтому мы приняли решение ехать в обход, — подытожил Арадавичус.

На самом деле именно нелепое стечение обстоятельств откинуло наш экипаж в самый хвост квалификации. Если бы эта непредвиденная ситуация произошла на любом другом СУ, то ситуация развивалась бы по совершенно другому сценарию. Дело в том, что боливийский СУ был своеобразной ложкой дегтя, там наивысшие точки достигали отметки 4500-5000 (!) метров над уровнем моря — на той высоте, на которой в наших горах расположены пики ледников, в Боливии красуются песчаные дюны.

И в этих условиях, где сильнейшее кислородное голодание испытывают не только люди, но и двигатели автомобилей, нужно было еще и штурмовать пески. Организаторы знали, что не каждая исправная машина сможет пройти этот участок и поэтому изначально предложили участникам альтернативный маршрут — в обход дюн. То есть суровый участок можно было миновать, но при этом команда получает пинализацию.

С учетом того что наш грузовик и по плоскогорью не мог набрать скорость, лезть в пески было бы, по меньшей мере, безрассудно. Команда Ардавичуса приняла решение обойти контрольные точки на высоте, за что им был назначен штраф — 12 часов. Уже в бивуаке неполадку удалось устранить, но такой разрыв уничтожил все шансы на завоевание призовых мест.

В разных весовых категориях

Изучая заграничную прессу, на глаза не раз попадались заголовки, в которых российские СМИ окрестили «Дакар-2017» самым успешным ралли-рейдом в истории их страны. И действительно, россияне на этой гонке выступали во всех пяти классах: мотоциклы, квадроциклы, внедорожники, мотовездеходы и грузовики.

Каждая дисциплина в «Дакаре» посвоему интересна, но класс «грузовики» всегда держался особняком и привлекал к себе больше всего внимания. И действительно, наблюдать за тем, как пилот десятитонного грузовика, штурмуя суровую трассу, ставит его на дыбы, — это что-то неописуемое. Не менее завораживающе смотрится и полет грузовика, который на трамплинах отрывается от земли на 4-5 секунд свободного полета.

И именно в этом самом зрелищном классе на протяжении последних нескольких лет бессменными лидерами являются грузовики российской команды «КамАЗ-мастер».

В чем секрет их успеха? Возможно, уже через год появится четкий ответ на этот вопрос. Сейчас же мы можем предположить, что помимо опыта экипажей и хорошей техники они имеют в рукаве хороший козырь. Директор «КамАЗ-мастер» Сергей Когогин в одном из своих интервью сетовал на то, что их стали «зажимать»: «Очевидно, организаторы делают все, чтобы создать условия по замене лидера в «Дакаре». Они загоняют нас изменением технических требований в дополнительные затраты…».

Речь идет о замене двигателя. Дело в том, что организаторы «Дакара» регулярно усложняют жизнь участникам, ужесточая технический регламент, но эти нововведения касаются всех без исключения, а не каких-то команд выборочно. Так, было введено ограничение по максимально допустимому объему двигателя грузовиков. И если последняя верхняя планка составляла 16,5 литра, то к 2018 году она будет срезана до 13 литров. Как раз это ужесточение регламента и не нравится россиянам.

Но стоит ли им жаловаться, ведь все остальные команды уже давно выступают в рамках этого ограничения и одна лишь российская команда рассекает на двигателях увеличенного объема. Откуда такие привилегии?

— Да, действительно! Им удалось «пролезть» с двигателем большего объема, чем у остальных участников, — отвечает на вопрос «МК» Артур Ардавичус. — Дело в том, что в «Дакар» допускаются условно серийные автомобили, и если они ранее прошли аттестацию для выступления на гонке, то срок омологации этой модификации составляет семь лет. Но за этот период правила по отношению к грузовикам ужесточились, в частности, был уменьшен максимально допустимый объем двигателя с 19 до 13 литров. Вот и получается, что, поскольку срок омологации еще не закончен, российская команда выступает на тех двигателях. Конечно, это сильно: V-образная «восьмерка» с объемом 17 литров — это однозначное преимущество. Следующий год они еще могут выступать на этих машинах, а в 2019 году силы сравняются, — подытожил Ардавичус.

Какими результатами будет блистать эта команда, лишившись своего козыря в рукаве, покажет ближайшее будущее, но уже сейчас в прессе выходят публикации, согласно которым «КамАЗ-мастер», возможно, откажется от выступлений на «Дакаре».

В свою очередь, нашим командам предстоит провести большую работу над ошибками, чтобы в будущем бедуинское коварство не могло принести неприятные сюрпризы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру