Казахстан продолжает лихорадить от жесткой переклички, устроенной властями

Своеобразная «перепись населения» должна усложнить жизнь террористам

Тысячи казахстанцев загнаны в ЦОНы, стены которых отнюдь не резиновые. Борьба с преступностью, несомненно, важна, но какой ценой обходится «наведение порядка» и в чем именно чиновники решили разобраться…

Своеобразная «перепись населения» должна усложнить жизнь террористам

Жизнь или кошелек

Казалось бы, високосный год позади, а значит, каждый последующий день в новом году должен дарить по большей части позитивные эмоции. Но не тут-то было! Посленовогодняя эйфория быстро развеялась, когда в первые дни 2017 года прокатилась информационная волна, вещающая, что всех «неучтенных», то есть тех людей, кто живет не по месту прописки, ждут большие штрафы.

Своеобразным хлыстом, который сразу после праздников погнал тысячи казахстанцев в ЦОНы, стал новый закон, вносящий ряд поправок в законодательные акты. С помощью некоторых из них, касающихся противодействия экстремизму и терроризму, сократили сроки регистрации и назначили серьезные штрафы.

По всей видимости, эта своеобразная «перепись населения», которая фиксирует практически каждое передвижение казахстанцев, должна усложнить жизнь террористам. Возможно, некоторый дискомфорт экстремистам это нововведение и принесет, но вряд ли угроза штрафа погонит их в ЦОНы. В свою очередь, законопослушные граждане на собственной шкуре испытали все несовершенство нововведения.

Госучреждения оказались, как всегда, не готовы к такому числу посетителей, а давка и духота стали причиной целого ряда эксцессов.

Возможно, это было трагическое стечение обстоятельств, но 11 января стало известно о гибели 60-летнего мужчины, который умер после посещения областного ЦОНа, расположенного в Илийском районе Алматинской области. Спустя сутки после инцидента во всех больших городах возле ЦОНов, где наблюдается большое скопление людей, стали дежурить кареты скорой помощи.

Во всяком случае, так говорилось в официальном заявлении заместителя директора дирекции госкорпорации «Правительство для граждан» Шокана Абдильманова. Первые дни после инцидента, возможно, так оно и было, но 16 января корреспонденты «МК» посетили Медеуский ЦОН, и, увы, машины скорой помощи в радиусе видимости не оказалось. Не было бригады и в Алатауском ЦОНе, где в этот же день в очереди на временную регистрацию скончался еще один мужчина 1964 года рождения. Местные медики попытались спасти мужчину, но им это не удалось. Что касается скорой помощи, то машина подъехала только через двадцать минут.

Из-за ажиотажа, возникшего в связи с введением временной регистрации граждан, пришлось перевести работу ЦОНов на новый график работы: 12 часов в сутки ежедневно и без обеда! А ведь там работают такие же люди, у которых также есть свой предел прочности. Риск быть оштрафованным заставляет людей идти в ЦОНы, но не велика ли цена за наведение этого «порядка»?

Миллиарды в свет

Как повлияют нововведения на криминальную обстановку, мы можем только предполагать. В свою очередь, на что действительно окажут воздействие поправки к закону, так это на вывод из теневого сектора рынка арендного жилья. Дело в том, что штрафы, которые будут выписывать уже с

1 февраля, коснутся не только людей, проживающих не по месту прописки без временной регистрации, но и владельцев квартир, которые сдают «недобросовестным» квадратные метры.

Квартирантам без отметки грозит сумма в размере семи МРП (15 883 тенге), сюда же можно отнести и «временных жильцов», под это понятие подпадают родственники и близкие люди, которые не платят хозяину квартиры за проживание. В свою очередь, арендодателей ждут более крупные штрафы: 10 МРП (22 690 тенге) — для граждан и 15 МРП (34 035) — для индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, теперь в зоне риска оказались и хозяева квартир, которым впредь сдавать, не «засветившись», уже не получится.

Институт повсеместного контроля в действительности должен изменить ситуацию в сфере арендного жилья, ведь до недавнего времени было недостаточно рычагов управления, которые позволяли бы говорить о прозрачности системы. По данным комитета госдоходов, потери бюджета от теневой сдачи квартир только в Астане могут достигать 300 миллионов тенге.

Руководитель столичного департамента государственных доходов Абылкаир Скаков в феврале минувшего года делился данными, что легально в Астане сдают в аренду только 9300 квартир (всего в столице число официально учтенных квартир, включая жилые дома, приближается к 240 тысячам). Исходя из этого те 9300 квартир составляют менее четырех процентов от существующего жилого фонда.

По оценкам экспертов, в Астане минимум 10 процентов жилья сдается в аренду. То есть в неофициальном, теневом, обороте может находиться около 40 миллиардов тенге, с которых государство не получает положенных 300 миллионов.

Тема теневого арендного жилья всегда была актуальной, и «серых» предпринимателей не раз пытались вывести на чистую воду. Но на самом деле нежелание показывать свои доходы связано не столько с нежеланием платить небольшой «оброк» (в большинстве случаев отчисления в госказну по упрощенной форме декларирования составляют два процента от заявляемой суммы дохода), сколько с рядом сложностей, которые возникают при ведении предпринимательской деятельности.

Ведь открыть ИП недолго — написал заявление в налоговый комитет, и через пару дней можно получать удостоверение предпринимателя. Но если ИП-шник будет работать с наличными деньгами, а в «квартирном вопросе» это чаще всего именно так, то дальше идут покупка, регистрация, программирование технических средств. Кроме времени, это еще и существенный материальный расход.

Тот же кассовый аппарат стоит от 20 000 до 80 000 тенге. И даже его покупка — не самая большая графа расходов. Следующий сложный вопрос для собственника жилья — это ведение налоговой отчетности. Человеку, который не ведет бухгалтерию, сложно разобраться в нормах и порядке заполнения кассовых книг, пробивании самого фискального чека. Ведение и сдача отчетности также требуют знаний, за отсутствие которых приходится платить специалистам.

Вот и получается, что собственники квартир вроде и не против платить налог, но траты на легализацию всего процесса гораздо выше, чем озвученные два процента, и все эти расходы в конечном итоге приведут к увеличению стоимости аренды квартир во всем секторе — финансовая обуза, которая вновь ляжет на плечи граждан.

Возможно, следует пересмотреть процедуры ведения подобного рода деятельности и избавить граждан от излишних трат.

Так вот ты какой…

Та спешка, с которой реализуется этот проект, уже сейчас вызвала критику не только со стороны граждан, но и ряда высокопоставленных чинов.

Другой вопрос, что пограничная дата — 1 февраля — вызывает немало опасений среди населения. Пугают людей не столько штрафы, сколько риск оказаться жертвой бандитов или мошенников, которые под видом участковых полицейских могут вор-ваться в квартиру. Уже сейчас есть ряд инцидентов, которые заставляют задуматься каждого. В сети появилась информация, согласно которой к известной казахстанской телеведущей Сандугаш Султан в два часа ночи заявились люди в полицейской форме. И интересовались они именно пропиской!

Если это были действительно полицейские, то почему они решили наведаться в столь поздний час, ведь никаких проблем с соседями у нее нет, да и молодежные тусовки мать двоих детей уже давно оставила в прошлом… Получается, что злоупотребляют сотрудники своими полномочиями?

Если же это были мошенники, то ситуация еще страшнее. В случае с Сандугаш женщина не открыла дверь, а если бы она поступила наоборот? Последствия этого визита могли бы иметь уже не скандальный, а криминальный характер.

Примерно в этот же период в социальных сетях казахстанцы начали получать сообщения с информацией якобы от акимата с призывом не открывать двери участковым, проверяющим регистрацию, так как это могут быть преступники, выдающие себя за стражей порядка. Но в самом акимате эту информацию опровергли. Все эти примеры не могут не волновать!

Органы власти, несомненно, разберутся в деталях случившихся эпизодов, но почва для того, чтобы задуматься о своей безопасности, однозначно есть. На самом деле то, что на человеке есть форма, не означает, что он представитель власти. Чтобы уберечь себя от мошенников, следует выполнить ряд простых действий.

Во-первых, у полицейского нужно попросить удостоверение и следом уточнить, какое районное управление представляет этот участковый. Он же по вашему требованию обязан дать телефон дежурной части, где можно уточнить, есть ли там такой полицейский. Кстати, полицейского можно не пускать в квартиру, а весь диалог с представителем власти снимать на видео. Если это действительно полицейский, то у него нет никаких оснований бояться видеосъемки.

Если же он начинает отказываться от видеосъемки и не предоставляет удостоверение, то лучше сразу прервать беседу и вызвать наряд полиции на место.

Во-вторых, не мешало бы знать своего участкового в лицо. Тут, конечно, ситуация неоднозначная, ведь если вы всегда были прилежным гражданином, то вряд ли знакомы с представителями власти своего участка. Но этот «пробел» биографии можно восполнить, причем заочно. Для жителей Алматы доступна в сети интернет-база данных, в которой содержится информация обо всех участковых инспекторах: вбив в поисковик любого браузера «личный состав МПС УВД», вы найдете ссылки, пройдя по которым, можно скачать архив по интересующему вас участку. В этих данных содержится основная информация: фотографии участковых инспекторов, должность, рабочий и даже мобильный телефоны. Обладая этими данными, риск попасть в лапы мошенников сводится к минимуму.

Порядок нужен, не спорим, но, спрашивается, к чему такая спешка? Ведь закон, который вносит все эти поправки, был подписан 22 декабря 2016 года, а попасть под штраф можно уже 1 февраля 2017 года. То есть с учетом новогодних праздников людям дали чуть меньше месяца для того, чтобы привести в порядок все документы. Возможно, стоит сделать небольшую паузу и доработать систему, а не отписываться об удачно проделанной работе…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру