У казахстанцев с ограниченными возможностями появился способ стать полноценными членами общества

Будучи международной технологической платформой, UBER пришел в Казахстан с серьезным опытом работы на разных рынках. Как оказалось, среди партнеров Uber встречаются люди с ограниченными возможностями. У казахстанцев, которые волей судьбы приобрели такой статус, но при этом не желают ограничивать свои возможности в повседневной жизни, появилась возможность иметь источник заработка, при этом планируя свой день в соответствии с возможностями и потребностями.

У казахстанцев с ограниченными возможностями появился способ стать полноценными членами общества

Безусловное равенство

По сути своей Uber – это проект, работающий на людей, для людей и с людьми. Особенность Uber именно в том, что это технологическая платформа. А она не смотрит на лица, не встречает по одежке. Важно то, что Uber дает новые экономические возможности широкому кругу людей.

«Мы не выделяем в отдельную категорию людей с ограниченными возможностями, в Uber нет дискриминации. Но с Uber открываются новые возможности основного или дополнительного заработка и возможности самостоятельно распоряжаться своим временем», – подчеркнул генеральный менеджер Uber в СНГ Алексей Стах. В Uber нет требований по минимальному обязательному количеству часов, которые партнеры должны проводить на платформе. Именно такие условия подходят для людей, которым по разным причинам важна гибкость.

«Сотрудничество с такими партнерами очень сильно развито в разных странах. Наши программисты тестируют специальные опции в приложении, которые могут облегчить его использование, например, для слабослышащих людей. Пользователь обычно предупрежден, что за рулем автомобиля, который едет к нему на заказ, находится человек с ограниченными возможностями. Приложение порекомендует ему связываться с водителем по смс или чату через приложение. Кроме того, в некоторых городах США слабослышащие водители - партнеры Uber в момент получения заказа через приложения получают не только звуковое, но и световое уведомление. Это тестирование проводится совместно с Национальной ассоциацией слабослышащих людей», – рассказал Алексей Стах.

При этом работа водителя на платформе по-прежнему остается простой и понятной. Как только пользователь подтверждает заказ, водитель видит адрес места подачи и даже точку на карте, где его будет ожидать пользователь. Пользователь, в свою очередь, видит, каким образом по карте передвигается автомобиль, и может выйти на улицу именно в тот момент, когда он подъехал. Пользователь и водитель могут связаться друг с другом через приложение – по телефону или смс.

Стоимость поездки рассчитывает система, а не водитель, поэтому недопонимания по этому поводу не возникает. Пользователь может оценить примерную стоимость поездки перед ее началом через приложение, введя адрес места подачи и адрес места назначения.

Для Uber все водители равны при условии, что соблюдены простые требования: партнерами сервиса на территории РК могут стать только индивидуальные предприниматели или юридические лица, зарегистрированные в соответствии с местным законодательством; партнерами могут стать все, у кого есть права на управление автотранспортным средством, страховка и справка об отсутствии судимости и другие документы. Эти требования универсальны.

Буква закона

В Казахстане создана очень хорошая законодательная база для того, чтобы люди с ограниченными возможностями оставались активными членами общества.

В целом для определения людей с ограниченными возможностями в законодательстве Казахстана применяется термин «инвалид». Согласно п. 7 ст. 1 Закона РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» инвалидом является лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечиями, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.

В свою очередь, п. 3 ст. 5 закона провозглашает, что одним из принципов государственной политики в области социальной защиты инвалидов является принцип доступности и равных прав инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой.

Согласно правилам сервиса Uber, партнером является лицо, заключающее договор аренды авто с экипажем с пользователем Uber и оказывающее услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации. При этом партнером Uber может стать лицо, имеющее водительское удостоверение на управление автотранспортными средствами категории «В», владеющее автотранспортным средством, зарегистрированное в качестве «ИП» или создавшее «ТОО».

Стоит отметить, что Законом РК «О дорожном движении» не ограничивается право инвалидов на управление автотранспортными средствами.

Но важно соблюсти некоторые требования. Так, к сдаче экзамена на получение права на управление транспортными средствами допускаются лица, представившие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к вождению автомобилем. Повторный медицинский осмотр водителей-инвалидов проводится через каждые два года. Но если при медосмотре зафиксировано ухудшение здоровья водителя, то это может стать основанием прекращения права на управление транспортом. Транспортные средства, управляемые водителями с нарушением опорно-двигательного аппарата, должны быть оборудованы соответствующими механизмами для управления и (или) приспособлениями.

Что касается регистрации ИП людьми с ограниченными возможностями, то данная сфера регулируется Гражданским кодексом РК, Предпринимательским кодексом РК, Законом РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Так вот указанные нормативные правовые акты не предусматривают какой-либо особой процедуры регистрации инвалидов в качестве ИП либо ТОО с участием инвалидов. В связи с этим регистрация инвалидов в качестве ИП и ТОО с участием инвалидов осуществляется в общем порядке согласно законодательству РК.

Теория на практике

Арман с детства страдает нарушением слуха. С тех пор как помнит себя, понимал, что он не такой, как большинство. И зачастую эта особенность не несла в себе ничего положительного. Многое ему было недоступно из того, что для сверстников было нормой. По мере взросления это все сильнее стало отражаться на качестве жизни. В какой-то момент он понял, что даже для своей семьи он рискует стать обузой, а не опорой, как положено сыну.

«Я старался найти себе место, применить себя. Но общество в подавляющем большинстве сначала видит этот ярлык «инвалид», не замечая самого человека. Случайные заработки не приносили желаемого. А самое главное - не было ощущения комфорта и радости от прожитых дней, от общения с внешним миром, от времени, проведенного с пользой», – рассказывает мужчина.

Партнерство с Uber стало новой главой в жизни молодого человека. «Сначала я шел туда с опаской и уже был готов в очередной раз услышать отказ по причине своего недуга. Но все оказалось проще. Закон на моей стороне и не ограничивает меня. А современные технологии доступны всем без исключения. Так что мое партнерство с Uber состоялось, – говорит Арман. – Что сейчас? Я выхожу на линию и работаю, как это делают сотни тысяч обычных людей на протяжении всей своей жизни. Я приношу пользу своей семье. Приношу пользу своему государству. Я не иждивенец. Я обычный. И это приятно. А что касается пассажиров, то и здесь я совершил открытие. Общество в Казахстане постепенно становится открытым к людям с ограниченными возможностями. Общество уважает людей, которые трудятся, которые рушат стереотипы и достигают желаемого».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру