В Казахстане экономия бюджетных средств коснулась всех сфер кроме пропаганды

Сегодня в Алматы IХ Медиа Курултай 2016 собрал ведущих специалистов казахстанской медийной отрасли, чтобы обсудить развитие отечественного рынка средств массовой информации в условиях изменений информационной политики в государстве.

За год в медийной отрасли произошло много серьезных событий – это сокращение рекламных бюджетов, уход с рынка целого ряда СМИ, изменения в профильном законодательстве, создание профильного министерства и многое другое.

Согласно анализу TNS Central Asia, объем рекламного рынка в настоящее время составляет около 37 млрд тенге. При этом эксперты прогнозируют дальнейшее снижение примерно на 10%. В первую очередь рекламодатель будет сворачивать свою деятельность на полях печатных изданий, поскольку традиционная пресса интересует всего 2 процента населения Казахстана. Тогда как с точки зрения охвата самым востребованным СМИ остается телевидение, а на втором месте - интернет, который после роста в течение предыдущих двух лет вошел в фазу стагнации.

В свою очередь генеральный директор 31 канала Багдат Коджахметов подтвердил, что действительно, в конце 2015 года зафиксировано падение рекламного рынка на 46%, снижение продолжилось и в 2016 году. При этом участники рынка рассчитывают, что в Казахстане будет разрешена реклама слабоалкогольных напитков на телевидении. В этом случае прогнозируется прирост дохода на уровне 11%.

В настоящее время государство посредством госзаказа является ведущим игроком медийного рынка Казахстана. Об этом говорит тот факт, что только госзаказа в СМИ практически не коснулась экономия бюджетных средств. Так, в 2015 году объем госзаказа составлял почти 42 млрд тенге, а в 2016 году эта сумма составляет 41 млрд тенге, ощутимо превышая объем рекламного рынка.

При этом медийное сообщество убеждено, что государство нерационально распределяет бюджетные средства в рамках госзаказа. Так, директор Правового медиа-центра Диана Окремова озвучила данные, согласно которым госзаказ в СМИ лишь на 10% реализуется посредством тендеров и на 90% - путем прямого распределения бюджетных средств по государственным СМИ.

«Одной из серьезных проблем является отсутствие прозрачности при определении размеров сумм, которые тратятся государством на освещение тех или иных тем. При этом иногда на саму деятельность тратится средств меньше, чем на ее освещение», - отметила Диана Окремова.

Ситуацию прокомментировал вице-министра информации и коммуникаций РК Алан Ажибаев: «Госзаказ – это мировая практика. Он нужен для того, чтобы обеспечить равные условия для государственных и коммерческих СМИ. Ведь если запретить рекламу в государственных СМИ, в частности, на телеканалах, то зритель вполне может уйти именно туда, где рекламы нет. Готовы ли коммерческие СМИ к такому повороту?».

В ответ глава правового медиа-центра подчеркнула, что «для любых трат денег налогоплательщиков должны быть четкие индикаторы эффективности, которых пока, к сожалению, нет».

Дисбаланс на медийном рынке подтвердил и генеральный директор телеканала «Новое телевидение» Руслан Никонович, отметив, что «если коммерческие СМИ должны зарабатывать, то государственным достаточно просто осваивать полученные средства». Эксперт также отметил, что отечественные телеканалы не могут на равных конкурировать с иностранными по одной простой причине: рынок выстроен так, что национальные телеканалы вынуждены платить операторам связи за выход к аудитории, а операторы связи в свою очередь платят иностранным телеканалам за вещание на территории Казахстана.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру