Сергей Лукъяненко: "Человечество с каждым годом все ближе к чуду"

Российский писатель посетил Алматы, провел авторский вечер и презентовал новую книгу

В современной действительности не так много так называемых «культовых» авторов, на чьих книгах вырастает целое поколение, а возможно, и не одно. В основном мы привыкли обращаться к классике. А те авторы, которых мы знаем и цитируем, тоже, надеемся, встанут в этот ряд.

Российский писатель посетил Алматы, провел авторский вечер и презентовал новую книгу

Из современников, дадим для ясности промежуток в последние лет 20-30, можно выделить Умберто Эко, Терри Пратчета, Габриэля Гарсия Маркеса, Бернарда Вербера и отлично распиаренную Джоан Роулинг. Вишневского, ввиду потери актуальности, начали потихоньку забывать. Пелевин весьма самодостаточен и не претендует на какие-либо звания и роли. Алексея Иванова (тот самый географ, который глобус пропил) многие даже не читали.

Посему приятно, что в современной литературе, пусть и фантастической, остаются авторы со стабильной, довольно обширной и главное — разношерстной аудиторией. И вдвойне приятно, что один из таких авторов — наш земляк (не бывает ведь бывших земляков). На авторский вечер Сергея Лукьяненко собралась самая разнообразная публика, и, что радует, многие с детьми.

Ребята из Lectoriy.kz, коим отдельное спасибо, арендовали замечательный зал, который оказался забит почти полностью. Неспешная и душевная беседа длилась всего три часа, за которые Сергей Васильевич, однако, успел ответить на множество вопросов своих поклонников (удалось расспросить мэтра и нам). Но обо всем по порядку.

В своем романе — царь и бог

— Сергей Васильевич, вы уже опытный сценарист. По вашим книгам снято несколько фильмов и еще пара — в проекте. Чем отличается работа сценариста от стези писателя?

— Отличается работа, честно говоря, довольно сильно. В своей книге каждый автор — царь и бог. И только от него зависят судьба всех героев и повороты сюжета. В сценарном деле же важнее понравиться продюсеру. С одной стороны, работы меньше — не надо детально описывать обстановку и атмосферу, следить за стилем. Достаточно лишь объяснить режиссеру и продюсеру, что за чем идет и как это должно выглядеть. Ну и, конечно же, диалоги. С другой — писать сценарий на основе книги довольно сложно, ведь важно понять, что будет «смотреться» на экране, а что нужно исключить. В итоге получается, что те люди, которые пишут сценарии, не слишком любят фантастику, а те, кто любит, не умеют писать сценарии.

— Но у вас же получилось?

— Да. Но для этого режиссер Тимур Бекмамбетов затащил меня в ресторан и долго, чертя что-то пальцем в воздухе, пытался объяснить, что такое работа сценариста и что от меня требуется. И в какой-то момент я это понял. Но был и негативный опыт. Бывает, что сценарий нравится безумно, но его никто не берет. Такая история приключилась, например, с нашим сценарием фильма «Понедельник начинается в субботу» по братьям Стругацким. Сценарий был отличный и очень понравился продюсеру. Но ни один телеканал не взялся его снимать. Говорят, Стругацкие нынче неактуальны. Кто-то даже сказал: «Сценарий отличный, будем снимать, только давайте выкинем оттуда всех Стругацких». В итоге так сценарий никуда и не пошел.

— Не пробовали писать в ином жанре, кроме фантастики?

— Пробовал. Только перечитывая, понимал, что чего-то мне в книге не хватает. Наверное… фантастики. Я пробовал писать даже детские книги, обыкновенные повести. Но на выходе у меня получалось как минимум детское фэнтези. Единственный жанр, в котором я еще готов себя попробовать, — это классический детектив. И над чем-то подобным я и работаю. Пусть будет очень умный сыщик, его помощник, тоже умный, но все же не настолько. И, конечно же, главный злодей, хитрый и коварный.

— К слову, о детских книгах. Многие интересуются, не планируется ли продолжение произведений «Рыцари сорока островов» или «Мальчик и тьма»?

— Когда я писал эти книги, это было начало моей писательской карьеры. Страшно подумать, больше двадцати пяти лет назад. Мне кажется, чтобы написать продолжение, неплохо было бы стать лет на 20 моложе. Это не значит, что продолжения не будет. Может, когда-нибудь, поймав нужное настроение…

— Почти во всех фантастических книгах герои обладают сверхспособностями. Почему же эта тема настолько актуальна?

— Я думаю, это потому, что человек, как существо довольно ленивое, хочет все и сразу. Чтобы так: ух, и чудо. Укусил кого-то паук, он стал человеком-пауком. Вот мой сын недавно в игре заявляет мне: «Я — паук-человек!». «Может быть, человек-паук?» — интересуюсь я. «Нет! Паук-человек. Паук, которого укусил человек, и теперь он превращается в человека». А на самом деле человек и сам обладает огромными возможностями, которые мы используем очень слабо. Достаточно 10-15 минут в день заниматься каким-нибудь иностранным языком, чтобы через несколько лет знать его в совершенстве. Чем не суперспособность? Да и физически многие могут быть гораздо сильнее, чем они есть. Но на самом деле человечество с каждым годом все ближе к чуду. Не удивлюсь, если через несколько лет можно будет сделать укол и сразу отрастить себе прекрасные мускулы. Или, как в моем романе «Геном», заранее заложить человеку идеальный для определенной профессии генотип.

«Зомби-апокалипсис сейчас повсюду…»

— Актуальная тема. Наша редакция в последнее время пытается заглянуть в будущее лет на 30. И наиболее вероятных прогнозов два: вселенская виртуальная реальность и угрожающие генетические изменения. На обе эти темы вы писали. Какое развитие вам кажется наилучшим?

— Наверно мне ближе как раз генетические исследования и изменения. Это все-таки ближе непосредственно к человеку. А компьютеры пусть считают.

— Раз уж заговорили о будущем... Писатели, особенно фантасты, иногда предугадывают некоторые события. Не боитесь своим кваzи предсказать зомби-апокалипсис?

— Во-первых, писатели чаще не угадывают, чем угадывают. Яркий пример — никто из фантастов не предсказал появление мобильных телефонов. Видеосвязь — да, конференцсвязь — да. У них там космические корабли летают, антигравитация. Но чтобы позвонить, герой обязательно заходит в помещение или ищет стационарный телефон. Иногда, в основном случайно, получается предсказать некоторые социальные изменения. Например, в одной из моих книг, написанной в 1998 году, описывается ситуация, где Россия воюет с Украиной за Крым. Но это, повторюсь, случайность. А на самом деле, если множество фантастов писали на одну и ту же тему, точно не сбудется. Зомби-апокалипсис сейчас повсюду: в кино, сериалах, книгах. Именно поэтому его можно не бояться.

— Сейчас у писателей мода на миграцию. Уехать в теплую страну и писать оттуда. Не собираетесь?

— Пока нет. Сейчас я живу в Москве, и мне очень нравится ритм этого города. Я русский, хоть и родился в Казахстане. И мои дети русские. И вообще я считаю, что надо пытаться сделать лучше свою страну, чем просто уезжать. Пусть в своей стране не самые лучшие условия, не самый теплый климат, не самые вкусные помидоры. Кстати, самые вкусные помидоры, которые я ел, — джамбульские. Прям вкус детства. Никакие итальянские рядом не стояли.

— По Казахстану не скучаете?

— Мне очень нравится приезжать сюда. Очень люблю Алматы, ведь моя бурная юность прошла именно здесь. Мои любимые места — проспект Абая, Ленина, улица Тулебаева. Вот только фонарей, на мой вкус, маловато. Темно как-то. Но вернуться не хочется не из-за этого. Сейчас мне действительно нравится в Москве.

— В одной из своих книг вы писали, что фантасту надо выпускать минимум две книги в год, чтобы быть на плаву. У вас такой график? Как вообще происходит процесс написания книги?

— Каждая книга идет по-своему. Некоторые я писал, что называется, «влет». За 3-6 месяцев. Некоторые тянулись по году. Вообще есть два варианта преодоления так называемого «творческого кризиса». Первый — отвлечься и писать что-нибудь другое. Второй — каждый день выжимать из себя хотя бы по 1-2 страницы. Оба метода действенны. А, как подсказывает опыт, читатель разницы в любом случае не замечает. Что касается некоторой нормы, я могу писать одну книгу в год и выдерживать конкуренцию за счет высоких, по 50-70 тысяч экземпляров, тиражей. Другие авторы с меньшими тиражами так не могут, поэтому да, вынуждены писать по 2-3 книги в год.

Кино, игры и автографы

— Вернемся к кинематографу. Какие проекты ждут своего часа, а какие хотелось бы экранизировать лично вам?

— В ближайшем будущем возможна экранизация «Черновика». Работа уже ведется, но, когда будет результат, пока неизвестно. Также начинали снимать мультфильм по книге «Мальчик и тьма». Но, к сожалению, а может, и к счастью, студия, которая этим занималась, сосредоточилась на своем основном проекте и выдала нам замечательную серию мультфильмов про Машу и медведя. Вернутся ли они к моей работе — кто знает. Читатели часто спрашивают меня про экранизацию «Линии грез». На самом деле, это очень удачная космическая вселенная, и я очень люблю Кея (главный герой) как персонажа. Но поскольку это космическая вселенная, для ее качественной экранизации требуется бюджет «Звездный войн». Но если у вас есть лишние пару сотен миллионов долларов — всегда пожалуйста.

— А ведь есть еще и игры…

— Игры есть. Их великое множество. По одним «Дозорам» только несколько штук. Я вообще всегда открыт для переговоров на эту тему. Можно позвонить и сказать: «Я программист Вася Пупкин. Хочу сделать игру по вашей книге». Конечно, гораздо лучше, если это сделает серьезный разработчик. Но я в любом случае только «за».

— К теме последней книги. Люди, зомби, кваzи. Откуда такая идея?

— Просто решил попробовать себя в нестандартной форме. Появилась идея. Признаюсь, сразу решил, что будет бред. Но потом идея стала развиваться. Решил ввести промежуточную форму и несколько иначе представить зомби и все, что с ними связано. Получилось вроде бы неплохо. Ну и, конечно же, будет продолжение, в котором появятся ответы на все вопросы, возникшие у читателя по прочтению первой книги.

— Ну и последний вопрос. После выхода книги в свет вам никогда не хотелось в ней что-нибудь изменить?

— Кроме грамматических ошибок, а они всегда бывают, ничего. После того, как книга напечатана, она уже живая. Ее читают, она обрастает слухами и мнениями. Менять что-то не то что бесполезно, а не нужно.

После этого Сергей Васильевич стоически выдержал автограф-сессию. Побеседовать, написать теплые слова для каждого (а иногда и не в одной книге) — это то, что делает Лукьяненко не только замечательным писателем, но и хорошим человеком. За все время беседы меня не покидала мысль, что я бы с удовольствием побеседовал с ним не один вечер. И лучше всего под хорошую закуску и ароматную настойку.

Лукьяненко — тот писатель, которого читают и взрослые, и дети. Кстати, детские повести у него в последнее время особенно удачны. При случае почитайте «Недотепу» и «Непоседу» (только, тсс, продолжение тоже планируется). Своего сына, как только он начнет читать и понимать такую литературу, я обязательно познакомлю с творчеством Лукьяненко. И автограф я взял с размахом, на всю семью «От автора на добрую память».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру