Кузница юных гениев

В первую очередь Жанна Камылбаевна — педагог
Фундаментальные знания, которые мы получаем на школьной скамье, являются своеобразным компасом будущей жизни. Несомненно, каждая из полученных наук в определенных жизненных моментах станет хорошей опорой, но из всех можно выделить одну ключевую — речь идет, конечно же, о математике, с которой, познакомившись в первом классе, мы не расстанемся уже никогда.

Кузница юных гениев
Сабурова Гульшарбан-Жанна Камылбаевна - кандидат педагогических наук, народный учитель Казахстана, директор и член попечительского совета школы «Келешек»

Не упускайте свое чудо

С первых классов обучения многие родители твердят своим детям, что школа — это их работа, к которой нужно относиться с должным вниманием. Но что делать, если ребенку скучно сидеть на уроках… Причем укутывается в тоску он не из-за лени и невнимательности, а наоборот — скупости, как ему кажется, той школьной программы, по которой он сейчас обучается.

Если дневник «светится» от пятерок, но при этом вы не видите в глазах своего ребенка блеска, а, собираясь в школу, он волоком тащит портфель, то это явный звонок для родителей. Сигнал, который нельзя игнорировать и оставлять незамеченным. Вполне вероятно, что именно ваш ребенок оказался одаренным, и классическая школьная программа ему скучна в первую очередь потому, что он справляется с ней без особых усилий. Конечно, можно оставить все как есть, он так и будет получать отличные оценки, но таким образом вы можете лишить свое чадо возможности раскрыть тот внутренний потенциал, которым его одарила природа.

В Алматы множество различных школ, но достойных учреждений для одаренных детей единицы. Чтобы понять, как устроена эта кузница светлых умов, мы посетили одну из ведущих школ Казахстана — «Келешек» при Республиканской специализированной физико-математической школе-интернате имени О.А. Жаутыкова (РФМШ).

Казалось бы, что глава школы, где куются четкие, не терпящие погрешностей науки, а ученики ежегодно собирают солидный урожай золотых медалей, причем не только на казахстанских, но и международных олимпиадах, должна иметь жесткий образ iron ledy. Но… все ожидания разбились в прах уже после первых минут беседы! Директор школы «Келешек» Жанна Камылбаевна Сабурова оказалась невероятно проницательным и открытым человеком, в беседе с которым время не поддается никаким земным законам и стрелки часов вертятся с немыслимой скоростью.

Педагог — не только призвание, но и судьба

Рассказ о школе хотелось бы начать не с пресловутого устройства, где нужно было бы упомянуть новейший компьютерный класс, большой спортивный зал и прочие важные, но, пожалуй, неотъемлемые детали каждого учебного заведения, а с человека, который является не только инициатором структуры «Келешек», но и закладчиком авторской системы образования. Жанна Камылбаевна — человек, который, имея гуманитарную базу, сумел вдохнуть душу в холодную и расчетливую научную среду.

Стать управленцем ей было предрешено судьбой, а настойчивость, смелость и отвагу заложили самые близкие родственники, причем тогда, когда сама тогда еще совсем крохотная Жанна едва различала силуэты. Сразу после рождения родители матери Жанны хотели дать имя по Корану — Гульшарбан, что в переводе с арабского означает «глава города». В свою очередь, отец новорожденной видел ее лишь под одним именем — Жанна, ассоциируя его с образом орлеанской воительницы Жанны д’Арк. В конечном итоге героиня сегодняшнего дня получила двойное имя, взяв от каждого имени все самое ценное.

В послевоенные годы создание многодетной семьи не было чем-то из ряда вон выходящим, и семья Жанны не исключение. Среди восьмерых братьев и сестер Жанна была самой старшей, и, как следствие, ответственная задача — обучать младших грамматике и письму — легла на ее хрупкие плечи. Забота о родных людях направила девушку в Семипалатинский педагогический институт имени Н. Крупской, откуда она вернулась профессионалом своего дела.

Но радость бакалавра длилась недолго, и по возвращении домой молодая учительница быстро начала скучать по науке. Даже несмотря на то, что она работала педагогом, Жанна с трудом сдерживала в себе желание начать следующую ступень обучения. Отец замечал все эти терзания и своим твердым решением распорядился, чтобы его дочь поступила в магистратуру.

Так Жанна Камылбаевна оказалась в Алма-Ате, где ее ждали уже новая жизнь и совершенно другие горизонты. Но, как оказалось, и без преподавательской деятельности жить было сложно, и в 1976 году ее определили в Республиканскую физико-математическую школу, ту самую, в стенах которой она работает по сей день.

Далее был длинный путь от заместителя директора по воспитательной работе до директора физико-математической школы. На тот момент, казалось бы, система была хорошо отлажена, но Жанне Камылбаевне не давал покоя тот факт, что после обеда учебное учреждение становилось пустым, ведь во вторую смену там никто не учился. Взвесив все «за» и «против», Жанне Камылбаевне удалось создать совершенно новый в сфере образования продукт, и в 1996 году на базе РФМШ была открыта частная школа «Келешек».

За бортом олимпийской системы

Должность директора школы звучит, конечно, солидно, но так ли просто «тянуть» эту самую школу, если в штате числятся лишь директор и бухгалтер, а все педагоги — приходящие учителя. Даже несмотря на то, что многим преподавателям была гарантирована неплохая по тем временам заработная плата, никто не хотел уходить из РФМШ.

Но, как мы уже писали выше, жесткий внутренний стержень был заложен в ее характер еще при рождении, и эта ситуация не сломила ее дух, а наоборот — стала поводом для дальнейшего саморазвития.

Тогда же РФМШ столкнулась с другой проблемой — уровень успеваемости начал стремительно падать. Поскольку школа была бесплатной и при зачислении не было никакого тестирования, то документы подавали все. Естественно, не каждый ребенок имеет предрасположенность к математическим наукам и отсюда, как следствие, не самая лучшая успеваемость. И таких слабых звеньев с каждым зачислением становилось все больше, что напрямую сказывалось на отрицательной статистике успеваемости РФМШ. Если эта тенденция сохранилась бы, то страшно представить, что случилось бы со школой, выпускники которой сегодня занимают министерские должности, если бы не вовремя принятые оперативные меры.

В первую очередь Жанна Камылбаевна — педагог

Сказалась закалка Жанны, и в 1998 году детей в школу стали принимать на конкурсной основе. Другое нововведение, авторству которого сегодняшние школьники также обязаны Жанне Камылбаевне, — изменение структуры школьных олимпиад. Ведь на тот момент их проводили исключительно в старших классах, а среднее звено оказалось за бортом олимпийской системы.

— По моей инициативе стали проводить олимпиаду для детей 5-8 классов, в которой приняли участие ученики из 27 школ города, — рассказывает в интервью Жанна Камылбаевна. — Это был своего рода тест моей работы, поскольку именно результаты тех соревнований должны были показать ликвидность первой школы с авторским образованием. Конечно, все мы тогда сильно переживали, болели за наших ребят, но вложенный в школьников труд превзошел все ожидания — все 13 детей из школы «Келешек» стали победителями олимпиады.

Их победа стала для меня самой большой наградой, гордостью, ею хотелось поделиться. Ведь наверняка не только в городе, но и по всему Казахстану были сотни одаренных детей, которые не находили себе места в простой общеобразовательной школе. Как было донести до их родителей информацию, что в Алматы существует специальная школа, в которой им было бы по-настоящему интересно учиться… Понятно, что тогда еще не было социальных сетей, а практически единственным способом транслировать свои мысли было телевидение.

Мне посчастливилось попасть на ТК «Рахат», и после выхода тематической программы о нашей школе узнала вся страна. Заявления на прием в школу посыпались одно за другим, каждый родитель хотел, чтобы его ребенок стал выпускником школы для одаренных детей, но, увы, не каждому это по силам. Как сейчас, так и на тот момент отбор был очень жестким, только по-настоящему одаренные дети смогли справиться со всеми задачами.

Выход в СМИ помог решить и проблему кадров, ведь, чтобы воспитывать талант, нужно иметь в штате талантливых учителей, которые отлично знают и педагогику, и психологию, которые творчески будут относиться к своему делу.

Пока учусь, я живу…

— Рассуждая о креативном методе обучения, что вы скажите по поводу трехъязычного обучения. Какова ваша позиция?

— Языковой барьер — одна из серьезнейших преград, независимо от того, о какой сфере деятельности идет речь. Чтобы повысить уровень преподавания английского языка, еще пять лет назад мы начали сотрудничество с академией Wellington, расположенной в Лондоне, откуда ежегодно приезжают учителя для обучения наших детей.

Что касается темы трехъязычного образования, то я целиком поддерживаю министра образования Сагадиева Ерлана Кенжегалиевича, который, к слову, также является выпускником моей школы. Конечно, на сегодняшнем этапе еще есть некоторые шероховатости, но я уверена, что они со временем решатся. Международная динамика развития образования уже сейчас показывает, что и этих требований недостаточно. У меня в планах дать детям пять языков.

— О каких языках идет речь, что бы вы хотели добавить?

— К уже имеющемуся пакету в первую очередь я бы добавила китайский. Это также фундаментальные знания, которые позволили бы параллельно освоить корейский и японский. Ведь они по звучанию очень близки друг другу. Пятый язык — французский.

В действительности эта тема лишь вершина айсберга. Проблема существует и несет более глобальный характер. В первую очередь нужно готовить педагогов.

Встреча с выпускником Аркадием Волож, одним из создателей Яндекса (yandex).

И тут ключевую роль играет самообразование, которым, увы, многие, просто ленятся заниматься. Китайский мыслитель Сюнь-Цзы о процессе обучения говорил следующее: «Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания». И это правильные слова. Работая в школе, я защитила кандидатскую диссертацию и закончила докторскую монографию по методике преподавания казахской литературы в русской школе. Это все было моими внеурочными планами, к которым я относилась творчески и серьезно. Основная моя миссия — подготовить в первую очередь воспитанных, образованных детей. Поэтому я принимаю участие во всех международных конкурсах, международных семинарах и конференциях. Я была по обмену в Пекине, Швейцарии, Австрии, Франции, Италии, Сингапуре, Малайзии, Японии, Южной Корее и США. И везде, куда бы я ни поехала, я получаю ранее неизведанные знания, которые в очередной раз подтверждают, что останавливаться нельзя. Мое кредо — учиться, пока я живу, пока я дышу!

Этот подход позволяет мне все время находиться в тонусе! И даже сейчас, если кто-то из педагогов уходит на больничный, то я без раздумий замещаю его.

Правда, тут возникает сложность немного другого характера. Дети быстро привыкают ко мне и потом просят, чтобы я продолжила преподавать в их классе. Мой внутренний мир «рвется к доске», но нагрузка на директорском месте не позволяет совмещать эти две должности на постоянной основе.

— На столе мы видим много медалей, наград и премий. Наверняка каждая из них вам дорога, но, может быть, среди них есть особые?

— Первая значимая медаль — правительственная награда, это медаль «Ерен еңбегі үшін», которую вручил мне президент нашей страны. Встреча с Нурсултаном Абишевичем была волнительной, а оттого запоминающейся. Все-таки не каждый день получаешь награду от главы государства.

Отечественные и международные награды школы «Келешек»

Большим и кропотливым трудом достались медали Ибрая Алтынсарина, которую вручили мне в 90-х годах, и «Отличник образования» в 2000 году, тогда я была победителем республиканского конкурса творчески работающих учителей. На сегодня я являюсь членом Ассоциации российских учреждений образования.

Когда речь заходит о наградах, каждый раз, не скрывая гордости, я отмечаю три награды, данные мне на международном конкурсе «За качество образования»: первую медаль я получила в Швейцарии, вторую — в Англии, от института королевы Елизаветы, третью — во Франции, ее вручил президент Международного олимпийского комитета. Вот такие три золотые медали я получила.

Гордость всей школы — сохранение лидирующих позиций в международном «Бизнес-рейтинге», в котором принимают участие семь стран мира, куда входят Россия, Украина, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Белоруссия и Узбекистан. Конечно, мы не занимаемся бизнесом как таковым, но, поскольку являемся частной школой, имеем право заявить о себе. Судейский комитет оценивает работу предприятия по разным критериям, но главным нашим достижением являются золотые медали, которые дети получают на олимпиадах разного уровня.

Дороже Фаберже

— Каковы основные преимущества вашей школы?

— Ценность в первую очередь — это результат, о котором можно судить по достижениям выпускников. Среди выходцев из нашей школы значатся такие авторитетные личности, как Жомарт Садыков, Лепес Адисултан, Руслан Джанкуразов, Серик и Кенес Бекетаевы, Ален Абдильдаев и другие.

— Насколько тяжело учиться?

— Обучаться у нас действительно сложно! Но, как я люблю повторять: «Тяжело в учении, легко в бою!». В физико-математической школе учат не только логарифмам, обучают детей мыслить, работать головой, включать логику. Это очень важно, ведь логическое мышление и глубокая проработка своих мыслей всегда приводят к решению задачи и положительному результату. Ведь цифры окружают нас в повседневности на протяжении всей жизни. Чтобы быть хорошим музыкантом, спортсменом, врачом, нужна математика! Неслучайно многие из моих выпускников нашли себя в медицине, причем занимают ключевые позиции в крупнейших медучреждениях страны.

— Если есть такая статистика, то сколько учеников проходят вступительный экзамен в процентном соотношении, но в дальнейшем не справляются с нагрузкой?

— Естественно, есть. Если взять нашу школу за 100 процентов, то 20-30 процентов из них — это те дети, у которых не математический склад ума. Тут мы сталкиваемся с такой дилеммой, что не сами школьники, а их родителя хотят иметь аттестат «Келешек». Но желание родителей и возможности ребенка — это совершенно разные вещи. Буквально вчера от нас ушел ученик. Раньше он учился в простой школе, но родители, узнав о статусе школы «Келешек», решили перевести его к нам. Мальчик старался, ходил к репетиторам и с легкостью сдал сложный экзамен. Но в процессе обучения учителя так и не увидели в нем самого главного — желания учиться, во всяком случае на уровне нашей школы.

Попечительский совет Фонда выпускников РФМШ

Иногда я слышу такие слова: «Здесь училось много известных личностей, министров, знаменитостей, поэтому я хочу, чтобы мой ребенок учился здесь!». Но правильно ли это? Конечно, нет! В таких случаях я прошу привести ребенка и лично беседую с ним. Небольшого пятиминутного разговора достаточно, чтобы понять — далек ребенок от математики или рожден для нее. И если это не его стезя, то сразу говорю об этом родителям. Насильно мил не будешь, и создать математический склад ума невозможно. Если ребенок способный, но в гуманитарных науках, то лучше в эту сферу его и отдавать, и уже спустя месяц он покажет хороший результат, а родители убедятся, что сделали правильный выбор.

Но бывают и другие ситуации. При поступлении в школу предусмотрен трехуровневый конкурс. Мы сами и проводим подготовительные курсы по английскому, математике и другим предметам. За этот период мы успеваем познакомиться с детьми, и если учителя видят, что у ребенка есть способности, но во время сдачи тестирования он «провалился» из-за банального волнения, то ему дается возможность проявить себя. Я смотрю на таких детей и по глазам вижу, сможет такой ребенок учиться у нас и нет.

— Жанна Камылбаевна, у вас колоссальный трудовой опыт: 40 лет — в РФМШ, 20 — в кресле управления «Келешек». С чем мы вас и поздравляем! Но ведь школа — это очень эмоциональное место работы, один только последний звонок заставляет рыдать не только школьников, но и родителей. Наверняка, у вас тоже есть, что вспомнить… Какой самый трогательный момент отложился в ваших воспоминаниях?

— Действительно, в нашей профессии достаточно сложно переживать не только последний звонок, но и первую линейку, когда на школьной площади собираются сотни еще совсем юных, но талантливых ребят. У них впереди вся жизнь, и тут приходит осознание, что от того, как ты проведешь их в эти школьные годы, может зависеть то, как она, судьба, сложится. Это гордость, но и большая ответственность!

И все же буквально въелся в мою память 1986-87 учебный год. Тогда я преподавала в интернате, и у меня были ребятишки, которые, хоть и учились хорошо, стали «жертвами эпохи». Сложные родители, отсутствие в семье денег, было много различных ситуаций, но все они приводили к тому, что, когда дети болели, никаких лекарств не получали. Я, как могла, «вытаскивала» их. Одному — таблетку, другому — горчичники. Однажды даже пришлось принести на работу куриные яйца, где я их отварила в электрическом чайнике, чтобы дать возможность своему ученику прогреть гайморовы пазухи. Собственно говоря, в те, а потом и в 90-е годы, мало кому жилось сладко, но в душу легли слова детей, которые, несмотря на серьезные болезни, категорически отказывались идти домой. «Мы будем лечиться тут, на уроках! И ничего не пропустим!». Я выгоняла их из класса, но они стояли за дверью и слушали урок до конца. Что ты можешь сделать, когда ребенок готов пожертвовать собой ради твоего предмета? Такой самоотдачи я не видела с тех пор ни разу.

Поскольку тогда я преподавала литературу и русский язык, мои предметы ставили последними, и я этому безумно рада. Ведь после звонка никто не вставал и не бежал домой сломя голову. Мы продолжали даже не урок, а дружескую беседу. Порой увлекались темой настолько, что не замечали, как на улице смеркалось.

Быть может, именно поэтому я не могу понять некоторых современных педагогов, которые сразу после уроков покидают школу.

Цена знаний

— Возможно, дело в заработной плате, ведь сейчас в Казахстане у педагогов не самые высокие ставки, что принуждает практиковать репетиторство. Как в вашей школе поставлен этот вопрос?

— Как я уже говорила, отношение к педагогам у меня особое. Помимо отличного знания своего предмета педагог должен быть творческой личностью. Таких людей не так много, поэтому я ценю каждого сотрудника и оцениваю его труд. В школе действует рейтинговая система оплаты труда, то есть общая сумма напрямую зависит от его трудовой активности. Не количества отсиженных часов, а именно активности! Отличников труда я по старой доброй практике награждаю премией, что также стимулирует к хорошей самоотдаче.

Что касается репетиторства, то я не вижу в этом отрицательных моментов. Отнюдь не всегда учителя практикуют репетиторство из-за денег. Например, мои учителя также практикуют, и я этому рада. Ведь, если человек одаренный, то он должен делиться своими знаниями, и препятствовать этому — преступление.

— Именитые выпускники, золотые медали, лучшие умы города… Дорого ли обу-чаться в вашей школе?

— Несмотря на то, что я привлекаю учителей из-за границы, стоимость обучения у нас мизерная. Это, кстати, один из оценочных пунк-тов «Бизнес-рейтинга». В моей школе главной ценностью являются знания ученика, которые также могут влиять на стоимость оплаты за обу-чение. Если ребенок становится победителем республиканского или международного конкурса, то после проведения специальной комиссии мы пересматриваем ставки в частном порядке. То есть своими знаниями он зарабатывает хорошие скидки, которые могут составлять 30, 50, 70 процентов от общей суммы, а особо одаренные полностью освобождаются от оплаты. Это не только помощь родителям, но и полезный опыт для самого ребенка, который уже совсем в юном возрасте начинает осознавать, что знания имеют цену, порой очень большую.

Можно сколько угодно перечислять награды и достижения учебного заведения, все это сухие цифры. Но мельком заглянув в судьбу Жанны Камылбаевны, мы рассказали о самом главном — как устроен внутренний мир школы, главная ценность которой — высокие достижения ее выпускников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру