Каждый десятый киловатт Казахстану дадут реки, ветер и солнце

Но пока доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии составляет лишь 1 процент

Амбициозные проекты по размещению в степях тысяч ветрогенераторов ввиду своей дороговизны, увы, пока остаются лишь на бумаге. Но уже есть другие источники альтернативной энергии, которые позволяют удаленным районам страны в короткий срок решить вопрос с дефицитом электроэнергии.

Но пока доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии составляет лишь 1 процент

Завидные показатели

На днях в Астане прошел международный форум «Энергия будущего: энергия для всех», где были обозначены сроки внедрения «зеленых» технологий, обозначенные руководством страны, и объемы, которые уже в ближайшие три года должны перевалить за отметку 3 процента от общего производства электроэнергии. Взяв курс на «зеленую» экономику, Казахстан поставил амбициозную задачу — добиться того, чтобы к 2050 году 50 процентов от всей производимой в стране электроэнергии приходилось на долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Количество ясных дней в наших южных регионах составляет практически три четверти года. Количество часов используемой силы ветра, например, в Джунгарских воротах составляет 4400, тогда как 2166 часов — средний показатель в мире. Потенциал небольших горных рек сулит не менее «аппетитные» перспективы. Таким образом, климатические и географические условия в республике позволяют использовать и ветер, и солнце, и воду.

«Казахстан намерен довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме производства электроэнергии до трех процентов в 2020 году и до 10 процентов в 2030 году с нынешнего показателя в 0,94 процента», — сказал вице-министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев на Future Energy Forum в Астане.

По его информации, в настоящее время в республике уже имеется 48 действующих объектов ВИЭ суммарной мощностью 252,37 МВт (гидроэлектростанции — 122,99, ветровые электростанции — 71,87, солнечные электростанции — 57,16, биогазовая установка — 0,35), которые и вырабатывают эти 0,94 процента.

По его словам, страна последовательно занимается развитием возобновляемых источников энергии, для чего создаются все необходимые условия: нормативно-правовая база, утверждены фиксированные тарифы, проведены исследования потенциала разных источников возобновляемой энергии, оцениваются потенциал и готовность сетевой инфраструктуры для интеграции ВИЭ в сеть.

«Парящий» доллар отпугивает инвесторов

Тем не менее, скептики (в том числе известные специалисты в области энергетики) полагают, что мы не сумеем достичь даже промежуточных целевых индикаторов, которые наметили чиновники.

Дело в том, что отношение к ВИЭ в Казахстане до сих пор, мягко говоря, противоречивое: с одной стороны, несомненными плюсами являются экологичность и неисчерпаемость этих ресурсов, с другой — их зачастую не воспринимают как серьезную альтернативу традиционным источникам.

В 2015 году объем электроэнергии, выработанной в Казахстане за счет ВИЭ, составил 0,704 миллиарда кВт-ч, а доля ее производства от структур, использующих ВИЭ, в общем объеме производства электрической энергии составила 0,77 процента. При этом выработкой «зеленой» энергии на 1 января этого года занимались только 48 предприятий суммарной мощностью 251,55 МВт (гидроэлектростанции — 122,32 (48,5 процента), ветровые электростанции — 71,755 (28,5), солнечные электростанции — 57,056 (22), биогазовая установка — 0,35 процента.

То есть пока менее 0,8 процента электроэнергии в стране вырабатывается за счет возобновляемых источников, что делает нас одними из аутсайдеров в этой области не только по сравнению с развитыми странами, но и со многими развивающимися. Возможно ли переломить ситуацию в соответствии с поставленными целями и взятыми страной обязательствами, в том числе и по сокращению выбросов CO2?

Генеральный директор Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана (АВЭК) Нурбол Турлыбеков считает, что, возможно, даже есть инвесторы, готовые вложить в ВИЭ средства, и все бы хорошо, если бы не пресловутое «но»:

— Сегодня ВИЭ — это дорогое удовольствие, так как в Казахстане практически не производятся комплектующие для станций альтернативной энергии, — аргументирует Нурбол Турлыбеков. — У нас только один производитель солнечных панелей, никто не производит инвертеры, контроллеры, турбины для ГЭС. Хотя в стране есть потенциал и для развития ветроэнергетики, и для развития солнечной энергетики, и гидропотенциал, в том числе в малой гидроэнергетике, которая является более понятной, чистой и быстроустанавливаемой.

В природных и климатических условиях Казахстана во многом заключается потенциальный интерес инвесторов для развития у нас всех основных видов ВИЭ, возможно, для создания испытательных парков. Но привлечь инвесторов, для которых важна стабильность законов и курсов валют, в наше непростое время достаточно сложно.

— Получается, что в стране много предпосылок для того, чтобы развивать ВИЭ, включая законодательную базу, но в то же время и много сложностей на пути этого развития, — считает генеральный директор Ассоциации возобновляемой энергетики Казахстана (АВЭК) Нурбол Турлыбеков.

Энергетический дисбаланс

В качестве аргументов против активного развития ВИЭ нередко называется дороговизна возобновляемых источников, а также профицит электроэнергии, возникающий в отдельных регионах Казахстана. Конечно, в нашей стране, богатой углем, нефтью и газом, опасения по поводу дороговизны ВИЭ небеспочвенны, но тут государство приняло меры, чтобы стимулировать бизнес к выработке «зеленой» электроэнергии.

Согласно поправкам к Закону РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» введена система привлекательных тарифов, по которым специально созданный финансово-расчетный центр обязан закупать у предпринимателей, занимающихся производством ВИЭ, производимую электроэнергию. Кроме того, Казахстан большой, и в стране есть регионы, где использование ВИЭ как раз экономически целесообразно. В некоторых отдаленных районах во многих случаях выгоднее использовать, скажем, малую гидроэнергетику, чем пытаться провести до них линии электропередачи.

Что касается избытка энергии, то ситуация по стране опять же неоднозначная. Почти 80 процентов электроэнергии производится на севере Казахстана вблизи угольных месторождений, и большая ее часть там же и потребляется. В то же время восток и юг традиционно не могут обеспечивать себя электроэнергией.

Например, в Южно-Казахстанской области местные источники электроэнергии обеспечивают потребность области лишь наполовину, остальная же часть покрывается за счет перетоков из внешних источников, в том числе импортируется из других регионов, что ставит область и ее отдельные районы в зависимость от них. Дефицит энергетических мощностей в области привел к тому, что здесь уже не воспринимают ВИЭ как нечто абстрактное и для нас еще далекое, а энергия малых рек, то есть возобновляемые гидроресурсы, уже вносят свой реальный вклад в энергобаланс ЮКО.

Маленькие проекты — большие перспективы

Не только ЮКО обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом малых горных рек, которые весьма перспективны для выработки электроэнергии. Большой потенциал гидроэлектростанций сосредоточен также в Алматинской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях.

Во всех этих областях расположено большое число горных рек, по которым ежедневно десятки тысяч кубометров воды протекают впустую. Но ведь есть доступные технологии — так называемые канальные генераторы. Принцип их работы предельно прост — от речки делается отвод, по которому протекает вода, возвращаясь обратно в эту речку. В отвод устанавливается труба с интегрированным в ней генератором, который и высвобождает энергию воды. То есть река не перекрывается полностью, и, как следствие, не страдает окружающая фауна. Как известно, в горных реках скорость движения воды велика, что позволяет добиться больших производственных показателей.

Такие установки способны полностью удовлетворить потребности небольших поселений и в существенной степени — небольших городов.

Мегапроекты затратны не только по времени, но и по срокам их реализации, что с учетом выставленных временных рамок непозволительная роскошь. Быстрое решение задач заложено в сооружении малых ГЭС. Понятно, что в основном мини-ГЭС возводятся с участием частного капитала и при поддержке акиматов, но все равно финансирование проектов остается актуальным, «наболевшим» вопросом.

Как уже говорилось, в Казахстане нет профильных предприятий, поэтому единственным решением в данной ситуации является закупка готовых составляющих и конструкций.

Например, госкорпорация «Росатом» уже реализовала целый ряд масштабных проектов по внедрению российских технологий на казахстанском рынке. И сейчас венгерская компания «Ганз ЕЕМ», которая входит в «дивизион» холдинга, видит большие перспективы по развитию отношений с казахстанскими предпринимателями.

«Для освоения отдельных, но в экономическом плане перспективных районов необходима электрификация, — говорит директор «Ганз ЕЕМ» Аттила Ситар-Чанади. — Снабжение таких районов электроэнергией путем подключения их к электросети требует много времени и больших финансовых затрат. Разработанная нами мини-ГЭС в контейнере предлагает простое, быстрое и при этом экономичное решение такого рода проблем, удовлетворяя потребности населения и промышленности в таких отдаленных районах, где отсутствует центральное электроснабжение».

Подобные установки могут также служить для замены существующей системы электроснабжения, использующей дизельные генераторы. Условием для размещения и эксплуатации является наличие горных рек, которые обеспечат необходимый напор воды, поступающий на лопасти гидротурбины, и приведут в действие генератор для выработки электроэнергии.

Основные преимущества этих и аналогичных разработок — в низкой себестоимости вырабатываемого электричества, коротком времени доставки оборудования, незначительных земляных работах, необходимых для установки, простом и быстром монтаже, то есть после транспортировки к месту установления и подключения воды к турбине производство электроэнергии может быть начато в течение месяца.

Подобные решения весьма актуальны и для тех регионов Казахстана, где много горных рек и имеется дефицит электроэнергии. Показательно, что экономический потенциал малых ГЭС в Казахстане, по оценкам специалистов, достигает около 7,5 миллиарда кВт-ч в год.

На основе результатов проведенных исследований потенциально возможна реализация, по крайней мере, 480 проектов малых ГЭС с общей вводной мощностью 1868 МВт.

Словом, перспективы развития самых разных направлений возобновляемых источников энергии очевидны, и, возможно, именно удачные проекты в малой гидроэнергетике сумеют наглядно продемонстрировать, что использование современных технологий может быть не только экологически необходимым, но и экономически оправданными, и даже выгодными.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру