Алматинский фестиваль современного искусства ARTBAT FEST 7 заставил художников выйти в мир

Люди искусства считают, что период борьбы за выживание затянулся

Каждый фестиваль современного искусства для Казахстана - событие. Пусть даже то, которое многие пропустят. Все дело в отношении — в период увлекательного «денежного сафари» или попыток выжить в поисках личной социальной стабильности мы не всегда можем позволить себе отвлечься на что-то вечное.

Люди искусства считают, что период борьбы за выживание затянулся

Как слиться с природой

Однако художники, люди искусства, которые по определению более независимые, считают, что этот период затянулся.

«Может быть, но ведь иначе никак», — так скажут многие и будут правы. А искусство «возразит» — найти время можно. Хотя бы для того, чтобы посмотреть, как живет настоящее творчество. Бывает так, что все при деле, общество четко поделено на классы, но при этом ни один из них не может жить без того, чтобы быть полезным другому. И этот принцип работает на протяжении тысяч лет. Порой симбиоз является единственным способом выжить.

«Симбиоз» — проект проходящего в эти дни в Алматы фестиваля современного искусства ARTBAT FEST 7. Расположился он на территории Ботанического сада. Место выбрано далеко не случайно, — Ботанический сад является воплощением идеи живого творчества — оазис посреди стекла и камня. И ведь на самом деле — ни мы без «зеленого цвета», ни он без нас.

Выставка будет проходить до конца сентября. Тридцать художников из Казахстана, России, Франции, Кыргызстана и Украины представляют свои работы в формате лэндарт. Так что найдите время хотя бы для того, чтобы посмотреть — как бывает и как можно попробовать жить и работать. Куратор выставки — Яна Малиновская.

У художников существуют такие правила — не навредить целостности ландшафта, и творческая работа должна быть частью окружающей среды. Да, и здесь, как мы видим, есть свои ограничения. Но без них сложно, иначе это уже хаос и отсутствие возможности сказать главное — симбиоз основан не на конкуренции, а на взаимовыручке.

Нас заинтересовала одна из работ, что, по нашему мнению, полностью отражает концепцию проходящего мероприятия. Название соответствующее — «На примере пчелиного воска». Автор — широко известный казахстанский художник Алена Веселова. Она не впервые сотрудничает с проектом ARTBAT FEST. Впрочем, скрывать не имеет смысла, Алена нам близка по-особому — Welar, таков псевдоним художника, является арт-директором газеты «Новое поколение». То есть коллегой и «соплеменником». Невольно, но мы вдруг еще раз затронули идею, принцип симбиоза…

Скрытый смысл пчелиного социума

— Своей работой я отображаю жизнь человека. Это три цикла. Первый, как можно увидеть в этой композиции, бочка, олицетворяет собой начало жизни. Она меньше, чем остальные и буквально сияет новизной и непорочностью. На нее еще не успела лечь ржавчина, она «полна сил и стремлений». Все мы приходим в этот мир со своими задачами. В этом собственно и состоит конфликт — сама задача и ее решение. Неслучайно бочка увенчана пирамидой. Ведь пирамида является самой конфликтной фигурой — имеет острую вершину. В то же время пирамида — самая энергоемкая конструкция. И она требует от нас, от зрителей, постоянного энергетического обмена, осуществляет отдачу и получение потоков неосознанного. На мой взгляд, символично, что именно эта бочка привлекает внимание детей.

Сразу обращает на себя внимание такая особенность: внутри каждой железной конструкции есть восковая фигура. На первой бочке — конус. На второй — куб. На третьей — шар. Об их предназначении мы еще расскажем подробнее. Сейчас же хочется отметить роль воска как материала. Во-первых, это природный материал, естественная среда, в которой мы существуем практически одинаково, и она в рамках физиологического диапазона воздействует на каждого и ежесекундно напоминает нам о единстве людского рода. А во-вторых, воск — это продукт жизнедеятельности пчел, которые имеют «общественное» устройство пчелиного роя, так что они — безоговорочно социальные существа.

Вторая бочка символизирует самую активную часть нашей жизни. В этот период мы больше всего суетимся, стремимся чего-то достичь. Мы сами забираемся в золотую клетку, делая карьеру в семейной жизни, в личной, в творческой. В общем, отдаемся тем направлениям, которые считаем приоритетными.

— Вы спросите: почему выбран куб? — продолжает Алена Веселова. — Вся наша активность направлена на стабилизацию, на достижение внутренней стабильности. Мы хотим остаться в вечности — создаем семью, рожаем детей, достигаем определенных результатов. Квадрат, куб являются самыми стабильными фигурами.

— Что же означает роспись на второй бочке? Как видно, она единственная удостоилась такой «чести»...

— Изначально я ее не планировала. Это скорее всплеск эмоций — мне так понравилось работать в Ботаническом саду! Собственно поэтому и появилась композиция, где оживают Адам и Ева. Конечно — куда же без золотого яблока?!

— По логике последняя бочка — это финальный период нашей жизни?

— Да. Как видно, третья бочка покрыта ржавчиной. Но не той, которая съедает, разрушает. Понятно, что накоплен опыт, вся информация уже собрана, идет процесс осмысления. Вы замечали, как пожилые люди смотрят на детей, молодых? Нечто еле уловимое проскальзывает в снисходительно доброй, бесконечно трогательной улыбке и порой грустном взгляде. Считаю, что в этот момент как раз и происходит осмысление личного жизненного опыта и жизненных ситуаций, то, что кому-то уже пришлось пройти, а кому-то еще только предстоит.

— Видно, что у третьей бочки имеются «ручки». Не сомневаюсь, что это также некий символ…

— Благодаря этим «ручкам» бочку гораздо легче переносить. В этом возрасте мы становимся терпимыми, мягкими. Начинаем особенно ценить жизнь, людей, общение, отношение людей.

И абсолютно не важно, шалаш у тебя или юрта

Что еще интересно — по логике третья фигура должна была быть исполнена в виде шара. Но, поскольку мы живем в Казахстане, она трансформировалась в юрту. Здесь все — и элементы круга, и в то же время конуса. В целом фигура является символом объединения неких черт характера, которые присущи разным жизненным циклам человека. К тому же конус является символом стремления вверх — ведь, правда, человек, когда приходит время, устремляется прочь от мирской суеты. А еще у юрты есть дверь. В понимании автора — это не вход, это скорее выход…

Внутри юрты мы видим шар из воска. Наконец пришло время объяснить, почему все же пчелиный воск. Это уже следующий срез.

— Тем самым я хотела показать — несмотря на нашу индивидуальность, на наш достаток и социальное положение, все мы принадлежим к одному биологическому виду. У кого-то так и остался вигвам, шалаш. Кто-то построил золотую клетку. А для кого-то и в конце жизни нет ничего дороже его юрты. Но все мы, люди — пчелиный воск, который на солнце начинает таять одинаково. Вот и получается, что алматинская жара — неотъемлемая часть моей композиции.

— Могу предположить — когда вы создавали свое произведение, обращали внимание на ситуацию, что наблюдается в нашем обществе сегодня…

— После четверти века существования Казахстана в статусе независимого государства, наконец, наступил тот момент, когда основные ресурсы уже поделены. Это необходимо было преодолеть — в государстве не может быть хаоса. Конечно, ресурсы еще будут перераспределяться. Но определенная вертикаль ценностей, карта распределения имущества уже сформировались. И наступает долгожданный момент востребованности специалистов, творчества — сегодня нужны те люди, которые грамотно распорядятся и освоят ресурсы. Те люди, которые смогут создать что-то полезное на их основе.

Однако у нашего общества есть особенность — отсутствие взаимодействия между слоями, считает художница. Мы видим, как некоторые люди, что имеют все возможности, теряют их и просто прожигают, а могли бы направить свои силы на создание условий взаимовыгодного сотрудничества.

— Я считаю, что человек, у которого есть власть, деньги и ресурсы, не имеет права пренебрегать человеком, который творит, который может создать нечто уникальное. Несомненно, это борьба, внутренний процесс, который надо попытаться запустить. То есть найти возможность начать работать единым целым, в какой-то степени даже подчиниться идее симбиоза, — говорит автор новаторской работы.

И абсолютно не важно — шалаш у тебя, юрта или золотая клетка, все мы из воска. И он обязательно со временем начнет таять под воздействием времени, солнца или созданных высшими силами условий. Что же тогда от нас останется?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру