Туркменистан слишком увлекся игрой в нейтралитет

Статус нейтралитета, который выбрал когда-то Туркменистан, вовсе не гарантирует ему безопасность от внешней агрессии

Успешные антитеррористические операции в Сирии вынуждают боевиков бежать из этой страны. По сообщениям разных информационных источников, часть из них перебирается в Ливию, часть — в Афганистан. Это, в свою очередь, представляет угрозу безопасности государств Центральной Азии.

Статус нейтралитета, который выбрал когда-то Туркменистан, вовсе не гарантирует ему безопасность от внешней агрессии

Есть ли оно, «слабое звено»?

В Афганистане пришельцам приходится вступать в боевые столкновения с талибами, которые, как известно, выступают за суверенный «Эмират Афганистан» и отказываются признавать над собой чью-либо власть, в том числе и «государства» ДАИШ.

А боевикам из этой структуры, по предположениям экспертов, необходим основательный плацдарм для экспансии в Центральной Азии, которая, согласно их идеологии, является частью воображаемого ими халифата. Но это они так думают. На самом деле все гораздо сложнее. И в экспертном сообществе сегодня можно часто слышать о разработанных где-то далеко планах по дестабилизации Центральной Азии руками исламистов, согласно которым в одной из стран региона должен разгореться военный конфликт и впоследствии перекинуться на все соседние государства.

И вылазки террористов в Казахстане и Кыргызстане, пусть даже из числа местных жителей, обработанных идеологией радикального ислама, косвенно это подтверждают. Если говорить о военном вторжении, то из трех центральноазиатских государств Таджикистан входит в ОДКБ, а Узбекистан располагает достаточно многочисленной и (так предполагают специалисты) сильной армией. К тому же эта страна является участником ШОС. А потому наиболее приемлемым вариантом для экспансии или «слабым звеном» видится Туркменистан. Не потому ли ситуация на туркменско-афганской границе уже не первый год остается напряженной, накаляясь время от времени?

По сообщениям наших источников, по ту сторону туркменской границы концентрируются отряды боевиков радикальных исламистских формирований, с которыми практически уже регулярно приходится вступать в боестолкновения туркменским пограничникам.

— Террористы разных мастей набирают все больше влияния и не скрывают планов по дальнейшей экспансии, — говорил на прошедшем в прошлом году в Боровом на заседании Совета глав государств — участников СНГ российский президент Владимир Путин. — Одна из их целей — прорваться в Центрально-Азиатский регион. Нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий. Тогда же Нурсултан Назарбаев выразил озабоченность инцидентами на туркменско-афганской границе. Однако это вызвало резкую реакцию Ашхабада, который назвал его высказывание распространением недостоверных данных и опроверг все, что было сказано по этому поводу.

Как известно, Туркменистан — страна довольно закрытая. Информации о ней мало. А та, что есть, весьма скудная, и достоверность ее проверить крайне сложно. Поэтому все, что происходит у наших соседей, нам удается узнавать исключительно благодаря надежным корпоративным связям. Вот и в этот раз они предоставили нам немало интересного.

На границе тучи ходят хмуро

Казахстанско-туркменская граница по протяженности составляет 423 километра пустынной местности и в плане охраны испытывает острый дефицит застав. До недавнего времени этот вопрос волновал обе стороны не особо. И в некоторых местах граница вообще была обозначена только на карте.

Известны случаи, когда казахстанские водители-дальнобойщики, элементарно заблудившись в песках, оказывались на сопредельной территории, после чего за незаконное пересечение границы попадали в туркменские зинданы. Вызволить их удавалось лишь после вмешательства нашего МИДа.

Однако теперь, когда на южных рубежах соседей зреет опасность, прозрачность нашей границы не волновать нас не может. Как сообщают наши коллеги, в мае этого года в приграничной с Туркменистаном афганской провинции Герат проводилась крупная войсковая операция правительственной армии Афганистана против боевиков. В результате территории удалось зачистить.

Однако уже в июне боевые действия возобновились. Уезд Кушки-Кухна, где проживают этнические туркмены, был атакован с трех сторон. И восемь сел, расположенных в непосредственной близости к туркменской границе, вновь оказались в руках боевиков. Сам же населенный пункт Кушки-Кухна пока остается в руках правительственных сил, на стороне которых воюют отряды этнических туркмен «Эрбекки». Сообщается об ухудшении ситуации и в провинции Багдис, также граничащей с Туркменистаном, где боевики фактически заняли один из уездов. В итоге экстремисты массово перебираются на север Афганистана, концентрируясь на границе с Туркменистаном. И там они, по всей видимости, далеко не овец пасут.

— Нам известно, что только в мае в Туркменабад и Мары привезли тела двадцати семи солдат-пограничников, — говорит туркменский журналист Акмухамед Овлякулиев. — Семь тел солдат-срочников привезли в Лебапский велаят. Двадцать солдатских трупов доставили в Марыйский велаят. Все эти военнослужащие проходили службу на границе с Афганистаном. Но наши власти продолжают упорно хранить молчание. При этом время от времени проводят мобилизацию резервистов и строят оборонительные сооружения вблизи границы.

По словам нашего коллеги, существуют данные, согласно которым в рядах террористических группировок по ту сторону границы воюют выходцы из стран Центральной Азии. В том числе и туркмены. Хотя, скорее всего, это представители этнических групп, проживающих в Северном Афганистане.

— Действительность показывает, что статус нейтралитета, который выбрал Туркменистан после выхода из СССР, как оказалось, вовсе не гарантирует безопасность, — продолжает наш коллега. — Возможно, даже наоборот. Поскольку, пребывая в режиме нейтралитета, мы практически не уделяли внимание обороноспособности страны и не работали со спецслужбами других государств по выявлению потенциальных угроз, будучи уверенными в том, что нейтральный статус сам по себе гарантирует нашу безопасность. Пытаясь дистанцироваться от всех политических процессов, покойный Туркменбаши верил, что именно это будет залогом мирного существования нашего государства. Вот и нынешний президент говорит, что статус нейтралитета — наиболее правильный путь к безопасности государства. Но жизнь наглядно демонстрирует, что, имея по соседству такую страну, как Афганистан, жить в подобных иллюзиях сродни преступной халатности. У нас ведь нет никаких гарантий внешней помощи. И случись что, никто нам не поможет, поскольку мы в этом плане ни с кем не связаны никакими договорами. На самом деле, если уж государства, позиционирующие себя образцом демократии, в отсутствие специальной резолюции Совета Безопасности ООН бомбят страны, где, как они считают, существует угроза их национальным интересам (тем более что их интересы однозначно присутствуют в богатом газом Туркменистане), то что уж говорить о бандитах, которым не писаны никакие законы?

«Моя хата с краю» — уже не актуально

По словам нашего коллеги, вместо взаимодействия с соседями в сфере безопасности Туркменистан, пытаясь оставаться верным себе, налаживает связи с полулегальными боевыми отрядами этнических туркмен «Эрбекки», которые, как считается, прикрывают туркменскую границу с юга. В клиниках Ашхабада за последние месяцы прошли лечение несколько полевых командиров боевых отрядов. И все за счет государства.

Стоит отметить, что до этого туркменские власти не выдавали визы своим собратьям, живущим по ту сторону границы. Таким образом, предполагает он, президент Бердымухамедов пытается оказывать всяческую посильную помощь соплеменникам, надеясь на то, что они встанут стеной на пути возможного вторжения боевиков на территорию своей страны.

Напомним, что г-н Бердымухамедов не участвовал в прошлогоднем саммите стран Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) в Боровом. Вместо этого туркменская делегация отправилась в США на очередные американо-туркменские консультации по развитию сотрудничества, где обсуждали вопросы региональной безопасности и энергетики. Попутно Туркмения попросила у США немного военной помощи для обеспечения безопасности на границе с Афганистаном, на что Госдепартамент ответил, что сделает все, что в его силах, чтобы оказать поддержку этой стране.

Не будем останавливаться на том, кому и как оказывает помощь Вашингтон. Напомним лишь, что уже на протяжении без малого двадцати пяти лет он помогает Афганистану бороться с терроризмом. Но на сегодняшний день в стране, во-первых, Талибан продолжает существовать и делать свое дело.

Во-вторых, в придачу к нему появилось еще и ДАИШ (ИГИЛ). Так что по поводу эффективности или даже искренности оказываемой помощи возникают вопросы. Тем временем никто не собирается молча смотреть на то, как Туркменистан в условиях военной угрозы тщетно пытается сохранить свой нейтральный статус. Там же в Боровом страны ОДКБ договорились сформировать силовую группировку на случай возникновения кризиса на внешних границах. Состоявшийся в прошлом месяце визит в Ашхабад российского министра обороны Сергея Шойгу также говорит о многом.

— Глава российского оборонного ведомства намеревался посетить туркменскую столицу еще в прошлом году, — далее рассказывает Акмухамед Овлякулиев. — Но наши власти тогда ему в этом отказали. Тогда же вышло официальное заявление туркменского правительства о том, что Туркменистан рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве стратегического партнера и придает большое значение углублению сотрудничества с этой страной. Речь шла о совместной борьбе с наркотрафиком и распространением терроризма. Но надо быть слепым, чтобы не видеть «результаты» аналогичного партнерства США с Афганистаном. Американские военные специалисты уже у нас работают. Но если уж мы действительно нейтральные, то что они делают в нашей стране?

От себя добавим, что нейтральный статус — это суверенное дело Туркменистана. Но сегодняшняя ситуация такова, что, если руководство этой страны не станет предпринимать более конкретные и действенные шаги по укреплению своей безопасности, последствия могут быть самыми серьезными не только для всего региона. И тогда нейтралитет придется надолго положить под сукно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру