Страны, входящие в ЕАЭС, честно и откровенно обсудили свои проблемы

Экономики стран ЕАЭС сегодня далеки от высоких показателей

В Астане состоялось очередное заседание Высшего евразийского экономического совета (ВЕЭС) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором приняли участие главы пяти государств, входящих в объединение. Разговор состоялся серьезный. И где-то даже сложный и нелицеприятный.

Экономики стран ЕАЭС сегодня далеки от высоких показателей

У кого что болит

К великой радости скептиков, противников интеграции и прочих национал-паникеров, уже с удовольствием приводящих свои доводы по поводу «экономических просчетов» и «провала безумной идеи создания союза», пафосных речей в этот раз с берегов Ишима слышно не было. Напротив, президенты пяти стран-участниц говорили в основном, о проблемах. Откровенно, громко и ясно. О том, что задуманного роста товарооборота пока не наблюдается, что взаимная торговля осложняется бесконечно создаваемыми барьерами, в результате чего между государствами-партнерами возникают разногласия по целому ряду вопросов. И, конечно же, о том, что с этим делать.

Это верно, на самом деле экономики стран ЕАЭС сегодня далеки от высоких показателей. Причем экономические проблемы все пять государств испытывают уже не первый год подряд. Снижение товарооборота в прошлом году составило 26 процентов. По существующим прогнозам, в этом году оно будет еще больше.

Вот и российский президент Владимир Путин призвал не ожидать манны небесной в виде «волшебных средств в решении имеющихся проблем», предложив для исправления ситуации усилить взаимодействие.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, как обычно, не стесняясь в выражениях, рубанул правду-матку о том, что продекларированные при создании объединения цели не достигнуты, поскольку не соблюдается принцип равенства участников и не все позиции договора о создании ЕАЭС отвечают нынешнему состоянию экономик стран-участниц.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев изложил ситуацию, связанную с часто возникающими разногласиями между Кыргызстаном и Казахстаном в плане экспорта некоторых видов кыргызских товаров, из-за чего наши южные соседи испытывают серьезный дискомфорт. Рассказав о существующем положении дел, он призвал устранить отрицательные нюансы, непременно возникающие в таких делах, и как можно скорее прийти к консенсусу в этом вопросе.

— У нашего союза есть промахи и потери, — сказал он. — Но так и должно быть в молодом организме, который только что появился на свет.

Президент Армении Серж Саргсян ожидаемо обратил внимание своих коллег на недавнюю эскалацию нагорно-карабахского конфликта. Оно и понятно. Ведь это непосредственно влияет на безопасность его страны, впрочем, как и на безопасность всего объединения.

— Либо пространство ЕАЭС будет рассматриваться нашими международными партнерами как зона экономической стабильности и безопасности, куда можно инвестировать. Либо все будут исходить из того, что тут перманентные очаги напряжения и раздора, — заявил он.

Все по плану

Ага! Мы же говорили! Примерно в таком ключе последовала целая серия тирад от представителей «прогрессивного» политологического сообщества. Дескать, результат налицо, и мы предупреждали об этом с самого начала. А вы нас не слушали.

Однако в своих восторженно-душевных порывах эти господа, потирая руки в предвкушении дальнейшего торжества своих взглядов, забывают (возможно, и не забывают, а просто не хотят об этом говорить) о том, что возникновение сложностей на начальной стадии любого проекта — дело обычное. Что любым нормальным взаимоотношениям предшествует, выражаясь бытовым языком, притирка характеров. О том, что сейчас именно это и происходит в ЕАЭС. И об этом, по сути, в своем выступлении напомнил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Выслушав коллег, он призвал их не посыпать голову пеплом, предложив свои рецепты по выходу из создавшегося положения. Казахстанский лидер выступил с инициативой по проведению международной конференции по налаживанию взаимодействия между ЕАЭС и Европейским союзом, одновременно призвав расширять сотрудничество объединения с Китаем. В этой связи Назарбаев напомнил о предстоящем принятии Концепции развития и сопряжения ЕАЭС с китайской программой «Один пояс — один путь», одобренной главами правительств стран-участниц ЕАЭС.

Таким образом, и сторонникам, и противникам интеграции было доходчиво дано понять, что для преодоления трудностей интеграционная работа будет только усилена.

Что касается конкретных инициатив, то на прошедшем форуме был взят курс на создание к 2019 году общего рынка электроэнергии, а к 2025 году — единого рынка углеводородов. Уже в этом году должен заработать общий рынок в сфере лекарственных средств и медицинских изделий. Кроме того, страны-члены ЕАЭС взяли на себя обязательства так же в этом году принять дорожные карты по унификации законодательства в области строительства и проектирования, проведения научных исследований, а также взаимодействия в сфере туризма. Не обошли стороной и идею создания единого информационного пространства.

Безусловно, экономическое положение сейчас сложное. И не только в ЕАЭС. Но одними из главных вопросов, рассмотренных при этом на заседании в казахстанской столице, стали либерализация взаимной торговли и углубление экономических связей ЕАЭС с другими странами и интеграционными объединениями. И, в первую очередь, с государствами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Дел впереди, как говорится, невпроворот.

И все же, при всех политических и экономических перипетиях, сопровождающих работу ЕАЭС, он остается привлекательным для третьих стран. Свой интерес к сотрудничеству с объединением, несмотря ни на что, уже давно проявляют такие государства, как Вьетнам, Монголия, Сербия, Иран, Индия, Египет и даже Израиль. Что касается государств-членов АСЕАН, то их интерес к кооперации подтверждает их участие в прошедшем недавно экономическом форуме в Сочи.

Правда, тут ушат холодной воды вылил всегда отличавшийся резкими выступлениями президент Беларуси Александр Лукашенко.

— Чтобы уверенно вести диалог с внешними партнерами, нам сначала необходимо сформировать собственный высокоразвитый рынок, — сказал он. — Нужно самим быть сильными и выступать с единых позиций. Тогда легче будет вести диалог с ЕС, КНР и с другими.

Александр Григорьевич в своем стиле. Сказал, как отрезал. Но разве ж он не прав?

Конкуренция? Вы о чем?

Как мы уже говорили, «прогрессивное» экспертное сообщество после прошедшего заседания разразилось целой серией критических публикаций и выступлений по поводу озвученных на форуме проблем и неурядиц.

К примеру, один известный в стране рисковый политолог (кстати, довольно часто летающий в Вашингтон) главную причину существующих проблем увидел в том, что Россия в последнее время слишком активно проявляет себя на международной политической арене, из-за чего, мол, не имеет желания заниматься экономическим развитием союза. А затем добавил, что, дескать, раз такое дело, то и от Казахстана не стоит ожидать активности по линии ЕАЭС.

— В Астане посчитали, что на данный момент ЕАЭС представляет малоподвижную и не очень перспективную структуру, — заявил он. — Хотя на дипломатическом уровне все заявляют о том, что Казахстан является сторонником интеграции и намерен продолжать поддерживать этот проект.

Частые поездки в американскую столицу, безусловно, накладывают свой отпечаток. И говорить по-другому после них сложно. Гораздо легче преподнести бесконечно полезной интеграцию, скажем, в НАТО. Но практически невозможно сказать то же самое об интеграции в ЕАЭС. Только вот его высказывание как-то не увязывается с тем, что говорил на заседании казахстанский президент.

А касательно активного проявления себя на международной политической арене России, очевидно, что если она этого делать не будет, международная политика придет ко всем остальным участникам ЕАЭС. В том числе и к нам. И хватит ли у нас сил для решения геополитических вопросов в свою пользу, вопрос интересный и неоднозначный.

Собственно говоря, она к нам уже пришла. И, опять же, не только к нам. Напомним, что еще в 2012 году, будучи государственным секретарем США, нынешний кандидат в президенты этой страны Хиллари Клинтон открыто заявляла о том, что американские власти будут бороться с созданием и развитием ЕАЭС, назвав это ресоветизацией.

«Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться «Таможенным союзом», это будет называться «Евразийским союзом» и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это», — заявила она тогда.

Казалось бы, какое им до этого дело? Но так уж повелось, что дядя Сэм, подобно деспотичному преподавателю, строго бдит за тем, что творится в аудитории, и больно бьет указкой по голове тому из студентов, кто пытается иметь свою, отличную от его, точку зрения. И нередко ее толстым концом.

Пару лет назад политолог Марс Сариев в интервью нашей газете предсказывал попытки дестабилизации обстановки в странах ЕАЭС и, в частности, на маршруте Великого Шелкового пути. Поскольку эти проекты способны составить сильную конкуренцию (а возможно, даже и выиграть ее) Транстихоокеанскому и Трансатлантическому торговым партнерствам, в которые США пытаются вовлечь Европу и Юго-Восточную Азию. И надо же, так совпало, что в этом году случилась эскалация замороженного нагорно-карабахского конфликта, перманентно происходят революционные брожения в Кыргызстане и подогревались земельные протесты в Казахстане. Впрочем, старушка Хиллари слов на ветер не бросает.

Не стоит забывать и о так называемых «агентах влияния», восседающих в высоких кабинетах и лоббирующих постановления, заведомо препятствующие взаимовыгодному сотрудничеству. К тому же, думается, уже пора открыто говорить и о рисковых политологах и всевозможных общественных деятелях, живущих на внешние подачки, креативно именуемые грантами, и ведущих идеологически деструктивную работу в интересах кормильцев. А также о прикормленных этими кормильцами СМИ.

Принципы честной конкуренции, декларируемые западной демократией, как показывает жизнь, в таких случаях не работают. А все потому, что у Запада действительно существуют опасения, что он может конкуренцию проиграть. Другое объяснение этому вряд ли найдется. Как говорится, ничего личного.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру