Жителям Центральной Азии стала доступна дельфинотерапия

Дельфины-лекари получили алматинскую прописку

Уникальный метод в медицине, который позволяет добиться невероятных результатов — это терапия, проводимая с помощью дельфинов. Но до недавнего времени этот экзотический способ лечения был доступен лишь тем людям, у кого была возможность выезжать за границу.

Дельфины-лекари получили алматинскую прописку

Лекарь, который обходится без слов

Теперь же у нас в Алматы есть свой центр с уникальными дельфинами-врачами, творящими чудеса.

В минувшую субботу в дельфинарии в Центральном парке культуры и отдыха Алматы был запущен уникальный проект, аналогов которому нет в Казахстане. По замыслу авторов, у детей и взрослых теперь открылась возможность не только лицезреть выступление с «выкрутасами» этих миролюбивых млекопитающих, но и вступать с ними в непосредственный контакт, но не забавы ради, а в комплексе с курсом лечения.

Алексей Полищук, руководитель дельфинотерапии в Алматы, рассказал о своих питомцах, их характере, а главное — о пользе, которую они способны приносить людям.

— Раньше для того, чтобы пройти курс дельфинотерапии, нужно было ехать за рубеж, что удорожало сам процесс лечения, ведь сюда закладывались траты и на перелет, и на проживание в иностранных отелях. Теперь же у всех алматинцев есть возможность подружиться с афалинами в их родном городе.

— Алексей, как давно вы начали работать с дельфинами?

— Наша программа реабилитации работает 8 лет, в Алматы проект запущен и действует уже практически два месяца. Сейчас в дельфинарии практикуют зарубежные специалисты из России и Украины.

— А как же наши специалисты? Планируете ли вы поделиться накопленным опытом?

— В основном дельфинотерапевтов готовят в Одессе и в Киеве. Там есть специальная программа, по которой проходят подготовку тренера и дельфинотерапевты. Но уже сейчас есть в планах подключать местных специалистов, поскольку в Алматы есть квалифицированные реабилитологи, которых, как нам кажется, удастся подготовить достаточно быстро.

Что касается самого процесса лечения, то главный дельфинотерапевт — это все же не человек, а дельфин. То есть афалины обладают настолько высоким интеллектом, что сами понимают, пожалуй, даже лучше, чем люди, что на данный момент необходимо ребенку именно на эмоциональном уровне. Соответственно главная задача дельфинотерапевта-человека — это организация взаимодействия между дельфином и пациентом.

— В Алматы вы отработали всего два месяца. Возможно, уже есть какие-то результаты?

— Да, мы уже сейчас имеем чудесные результаты. Например, ребенок, с диагнозом «аутизм» уже на шестом занятии начал проговаривать слова. Четырехлетняя девочка Дана перед курсом дельфинотерапии, могла выговорить лишь одно слово, а уже после шестого сеанса ее словарный запас пополнился до семи слов. Но самое главное, что она стала подражать человеческой речи, следовательно, в дальнейшем она уже в любом случае будет разговаривать.

— И все-таки, дельфин-доктор — это не человек, его не заставишь работать 8 часов в сутки 5 дней в неделю. Бывают ли ситуации, когда они не хотят контактировать с людьми?

— Вы правы, и даже больше. Дельфины не только очень чувствительны к окружающим, но у них также свое настроение, которое может оказаться и плохим. Если дельфин не настроен заниматься, то занятия попросту переносят. Тут есть и другой момент, не связанный с настроением, а скорее с восприятием. Каждый дельфин по-своему реагирует на одного и того же ребенка. Если один афалин по отношению к конкретному ребенку может повести себя настороженно, то другой будет требовать общения. Собственно говоря, в знакомстве и заключается первый день курса лечения. «Медики» сами выбирают себе пациентов. А определяется это очень просто: на первом сеансе мы ставим ребенка на центр помоста, и по поведению дельфинов сразу видно, с каким из них будет продолжена терапия.

— Алексей, скажите, сколько стоит это удовольствие?

— Одно занятие стоит 25 000 тенге (примерно 70 долларов), что недорого, если сравнивать с той же Турцией, где аналогичный курс стоит около 200 долларов, в России и Украине дельфинотерапия обходится в 100 долларов за сеанс.

— Сколько занятий должен пройти ребенок, чтобы был явный результат?

— От 7 до 10 занятий. Это, что называется, по букварю. Но есть такое понятие, как минимальный курс — 3 занятия, куда мы берем детей без видимых особенностей в развитии в порядке профилактики.

А если в стране нет дельфинов?

Местные специалисты отметили особую значимость дельфинотерапии, ведь в нашей центральноазиатской стране, которая не имеет выхода ни к одному из открытых морей и океанов, такой курс производит двойной эффект. Также доктор психологических наук, профессор, врач-психоневролог Раушан Каримова рассказала нам и об альтернативах.

— Для нас, страны, находящейся почти в центре континента, диковинные морские животные уникальны, ведь помимо классического воздействия они производят эффект новизны, что только улучшает медицинские показатели, — рассказывает Каримова. — Эти животные удивительны, их анатомическая улыбка сразу вызывает ребенка на контакт, не пробуждая при этом чувства страха. Об уникальном воздействии этой терапии на психоэмоциональное состояние человека и биохимические показатели крови известно давно, и если раньше эту практику можно было наблюдать лишь в отдельных случаях, то теперь терапия находится в шаговой доступности.

— Если говорить о терапии в целом, осуществляемой с помощью животных, есть ли у нас альтернатива дельфинотерапии?

— Да, это иппотерапия (терапия с участием лошади). Но в отличие от дельфинотерапии у иппотерапии немного другой профиль, она ориентирована на людей с ДЦП. И все же иппотерапия заслуженно занимает одно из ведущих мест в реабилитации, по крайней мере, в Европе. Очень жаль, что у нас она не может занять достойное место.

— Что мешает, ведь у нас существует целый ряд небольших конных клубов, и совершенно недавно восстановил свою работу республиканский ипподром?

— Я считаю, что нет инициативы. Ведь у нас этот вид терапии мог бы стать доступным для большой аудитории, для людей, которые действительно нуждаются в этих занятиях. Есть, конечно, отдельные случаи ведения иппотерапии, но говорить о повсеместной практике, увы, не приходится.

В заключение остается добавить, что в рамках запуска проекта с дельфинами был подписан меморандум с Ассоциацией родителей детей-инвалидов «АРДИ» о благотворительной реабилитации детей с диагнозом ДЦП. Согласно документу в Алматы до октября этого года должны пройти бесплатный курс реабилитации десять детей.

Также было сказано, что, вполне вероятно, благотворительные курсы лечения будут проводиться регулярно, ведь потребность в дельфинотерапии есть. По словам заместителя акима Алматы Армана Кырыкбаева, в городе проживает около 7000 детей с особыми потребностями, из них 3000 занимаются в коррекционных организациях образования. И именно такие дети нуждаются в общении с этими добрыми морскими животными.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру