Канат Шагиров рассказал, как Африка покорилась казахстанским колесам

Казахстанские гонщики претендуют на высшие места на всех континентах

Маршрут «Африка Эко Рейс»
Имя Каната Шагирова прогремело на весь мир благодаря победе в январе в абсолютном зачете престижного ралли-рейда «Африка Эко Рейс». О том, как руководитель предприятия, для которого автоспорт — это хобби, научился ездить лучше многих профессионалов, и почему знаменитый «Дакар» считают все-таки коммерческой гонкой, он рассказал нам сам.

Казахстанские гонщики претендуют на высшие места на всех континентах

Не ходите гонщики, в Африку гулять…

Популярный телевещатель «Евроньюс» в своих спортивных новостях ежедневно рассказывал о перипетиях ралли-рейда «Африка Эко Рейс», который проходил с 29 декабря по 10 января через Марокко, Мавританию и Сенегал. Было очень приятно слышать о том, что в большей части данного марафона лидировал легковой экипаж под управлением казахстанца Каната Шагирова. В итоге наш земляк благополучно добрался до финиша первым и впервые в своей карьере стал победителем этого марафона.

Наш корреспондент встретился с триумфатором «Африка Эко Рейс» в офисе предприятия Mobilex, которым руководит Канат Шагиров. Моbilex — это не только фирма по логистике нефтяных продуктов, но и команда по автоспорту, которую спонсирует Шагиров.

«Африка Эко Рейс» проходит по старым маршрутам того самого знаменитого «Дакара», который в конце 2000-х переехал в Южную Америку. Почему переехал? В Африке в то время стало небезопасно, политическая ситуация в Мавритании вышла из-под контроля, и владельцы бренда «Дакар» перевезли гонку в более спокойное место. Правда, многим спортсменам это межконтинентальное переселение пришлось не по душе. Специалисты считают, что «Дакар» потерял свой неповторимый первозданный дух.

— В Южной Америке условия намного лучше, — говорит Канат Шагиров. — Там гостиницы, цивилизация. Если что-то случится, тут же найдутся люди, которые готовы оказать тебе услугу, которые чуть ли не на руках донесут за определенную плату, конечно. В Африке по-другому, на 150 километров вокруг ни души. У моего товарища протерся бак, закончился бензин, он четыре часа молился, чтобы кого-то встретить. Ему повезло, мимо проезжали немецкие мотоциклисты, которые поделились с ним бензином. Да что там говорить: недавно узнал, что рабство в Мавритании отменили только в 2007 году!

Гонка «Африка Эко Рейс» началась с презентации 27 декабря в Монако, а затем на пароме перебазировалась в Африку, где 29 декабря состоялся первый этап. В «Африка Эко Рейс-2016» стартовали 30 мотоциклистов, 32 внедорожника и семь грузовиков — всего 450 участников.

До финиша в столице Сенегала — Дакаре — спустя 5798 километров через Марокко, Мавританию и Сенегал добрались не все — 25 мотоциклистов, 28 автомобилей и шесть грузовиков.

Казахстан в «Африка Эко Рейс-2016» представляли сразу четыре экипажа в категории внедорожников (три из них — Моbilex racing, спонсируемых Шагировым) и Евгения Нестеренко на мотоцикле (Моbilex racing).

Казахстан рулит на черном континенте

40-летний Канат Шагиров пришел к громкому успеху на «Африка Эко Рейс» не сразу. До 2016 года он трижды выступал на этом ралли-рейде. В прошлом году Шагиров и его штурман Александр Мороз (Казахстан) заняли второе место в общем зачете в категории автомобилей.

— Нас хорошо знают в Африке, я уже участвую в четвертый раз в этом ралли-рейде, — рассказывает Шагиров. — В 2015 году в категории внедорожников заняли 2-е место, а в абсолютном зачете — 4-е. Впереди нас два КамАЗа зашли (абсолютный зачет учитывает результаты грузовиков и внедорожников). В этом году мы считались командой претендентов на призовые места, сами мы шли на победу и на второе место для другого экипажа, но технические проблемы возникли у Юрия (Сазонов, Моbilex racing), и он немного отстал от графика.

Маршрут «Африка Эко Рейс»

В 2016 году Шагиров вышел на старт «Африка Эко Рейс» уже с другим штурманом — абсолютным чемпионом России по ралли-рейдам-2011, обладателем Кубка Украины, победителем и призером этапов Кубка мира ФИА Виталием Евтеховым. Шагирову и Евтехову удалось воплотить в жизнь планы, выиграть общий зачет автомобилей и оформить первое место в абсолютном зачете — «Автомобили/Грузовики».

Победа экипажа Шагирова получилась очень уверенной. Возглавив общий зачет ралли после 4-го этапа, казахстанско-украинская команда сохранила лидерство до самого финиша гонки в Дакаре (Сенегал). На счету Шагирова и Евтехова победы на 5-м и 7-м этапах, два вторых и три третьих места на этапах. Ребята опередили ближайших преследователей французов Паскаля Томассе и Паскаля Ларрокью на 24 минуты 48 секунд. На третьем месте в общем зачете разместился экипаж Мэтью Серрадори (Франция).

В топ-10 вошел другой казахстанский экипаж из команды Шагирова Моbilex racing — Юрия Сазонова и Алексея Кузьмича, которые заняли в общем зачете почетное 8-е место. Отметим, что Сазонов и Кузьмич стали победителями двух этапов — первого и третьего, а на втором этапе заняли 2-е место. Экипаж Моbilex racing Ердена Шагирова (сына Каната Шагирова) и Арслана Сахимова по итогам всех этапов занял 27-е место.

Казахстан в «Африка Эко Рейс» также представлял экипаж команды Offroad Kazakhstan под управлением президента ФАМС (Федерация автомотоспорта) Казахстана Марата Абыкаева и штурмана Андрея Чипенко, занявший в классе внедорожников Т2 второе место.

Либо острые камни, либо зыбкие пески

— Перед девятым этапом гонки к нам зашел директор «Африка Эко Рейс» Жан Луи Шлессер, — рассказывает Шагиров. — Он сказал, что многие французы считают, что нам помогают организаторы, так как мы занимали два первых места. Конечно, это было не так. Буквально мы с ним поговорили и, стартовав третьими, дали промах в самом начале, заблудились, окопались в песках. Там грунт такой специфичный — либо мягкий песок, либо острые камни, давление в шинах нужно выбирать очень внимательно. Если давление слабое, то можно проколоть колесо на камнях.

Надо было искать компромисс, чтобы при переходе с песка на грунт не подкачивать колеса… В общем время в песках мы потеряли, а еще перед финишем совершили навигационные ошибки. В итоге от первого места на этом спецучастке отстали на 55 минут и сократили разницу между нами и соперниками до восьми минут. В дальнейшем психологически было очень тяжело. Восемь минут для марафона — это ничего. Замена колеса занимает две минуты. Двух колес — это уже четыре минуты. Любая другая проблема могла сыграть роковую роль, но мы собрались и увеличили разрыв до 26 минут.

— Что самое главное для успеха в марафоне?

— Марафон — это тактика, не обязательно быть впереди все время. Нужно держаться своего темпа, не убегать и не догонять. Когда разрыв уменьшился, главное было голову не потерять, не пытаться прыгнуть выше головы, а то начнешь убегать, появятся ошибки, что-то не успеешь и можешь потерять позицию.

— Когда вы впервые принимали участие в марафонах?

— Первый ралли-рейд я прошел 5-6 лет назад. Это был «Шелковый путь» из Москвы в Сочи. Там я впервые попробовал его на вкус. Перед «Африка Эко Рейс» весь 2015 год у меня сложился неудачно. То запчастей не хватило, в Абу-Даби произошло столкновение, в Катаре возникли проблемы с генератором, в Египте были неполадки с коробкой передач, в Марокко двигатель заклинил… А этот год, надеюсь, пройдет удачно. Начиная с Африки, все будет хорошо.

— Для вас автоспорт — это хобби?

— Хобби все-таки, в свободное от работы время в него погружаешься, отключаешься от реальности, проходит перезагрузка, ты едешь, ни о чем не думаешь, отдыхаешь морально. В любое место, куда ты выезжаешь отдыхать, телефон включен и тебя обязательно достанут. В гонках разговаривать некогда, разве что вечером на бивуаке. А в Мавритании казахстанские телефоны вообще не работали.

Сам себе пилот и спонсор

— Я алматинец. Окончил 134-ю гимназию на Жарокова — Шевченко, это была первая гимназия в городе, и я ее первый выпускник. Автоспортом начал заниматься в студенчестве. Мой друг Марат Абыкаев (сейчас президент Федерации автомотоспорта Казахстана) — один из первых, кто начал увлекаться автоспортом. Благодаря ему ездил на различные гонки, на недельные трофи-рейды, например. Там тоже достаточно тяжелый темп. Трофи-рейды не на скорость, а на скоростное прохождение той же грязи. Немного другой вид спорта. После трофи пару раз с маратом съездил в Оман, потом — в Марокко, после этого захотелось попробовать себя в ралли-рейдах. До этого боялся высокой скорости, люди часто разбиваются. А когда попробовал… Это, оказывается, сильно затягивает — адреналинчик! Со стороны, казалось бы, мы непрофессиональные спортсмены, а многие наши соперники занимаются всю жизнь спортом, с детства катаются. Я пришел в автоспорт, когда мне уже лет 35 было.

— Должна же быть подготовка…

— Естественно, я занимался в Казахстане с тренерами. Тренировался с Василием Тарабанько, он у нас работает в команде Моbilex racing. Василий — каскадер. Вот так потихоньку набирался опыта.

— Под вашим началом целая команда? Вы ее сами спонсируете?

— Сам. Не компания. Нам предлагали ездить под брендом «Астана», но, так как я полностью вкладывал свои личные деньги, решил, что справедливее назвать команду именем нашей компании — Моbilex.

В команду Моbilex racing мы пригласили девушку — Евгению Нестеренко. Она у нас на мотоцикле ездит. Прошла вместе с нами «Африка Эко Рейс». Также в команде я, второй пилот Юрий Сазонов, мой сын Ерден Шагиров. У него тоже хорошо получилось на «Африка Эко Рейс». Ралли-рейд — это серьезная гонка, молодежи обычно нужны асфальт, скорость, а ралли-рейд — это гонка на выносливость, много дней проводишь в пути, надо держать себя в тонусе и беречь машину. Сломаешь автомобиль и никаких результатов тебе не видать.

— Переживали за сына во время гонки?

— Скажем так, было. Дома нас ждали жена Индира и две мои дочери — София и Аэрин.

— «Африка Эко Рейс» вы проехали на «Тойоте». Это ваша личная машина?

— Да, я сам ее купил. Она уже проехала два сезона. Первый раз выехал в 2014 году на ралли «Северный Лес». Спортивная машина не сильно стареет, все, что в итоге от нее остается, — это каркас безопасности. Все остальное ремонтируется, меняется. Даже сиденья, ремни тоже необходимо менять через каждые пять лет. Двигатель я уже поменял перед Африкой, в машине сейчас новый двигатель.

Европа нам поможет с запчастями

— Вы принимаете очень активное участие в жизни казахстанского автоспорта. На ваш взгляд, автоспорт прогрессирует?

— Нынешний кризис сильно давит на автоспорт. Это достаточно затратный вид спорта. В Казахстане много людей, желающих развивать автоспорт, а людей, имеющих возможность вкладываться, единицы. В Европе у людей больше доступа ко многим технологиям, к тем же спортивным запчастям. Мы даже машины ремонтируем в Европе, так как можем любую запчасть, необходимую нам, получить максимум за три дня. Наша машина сейчас ремонтируется в Чехии, и через три дня максимум она будет у нас.

— Ваша команда Моbilex racing достаточно успешна...

— Мы начали с классического ралли. Наша команда становилась неоднократным чемпионом Казахстана. С ней я и начал заниматься автоспортом и сам катался в классическом ралли. Мы так же, как команда, организовали чемпионат Казахстана в 2014 году. В 2015 году появились другие желающие, и мы отказались от организации соревнования. Прошлый год провалился в плане классического ралли в Казахстане.

— Расскажите, пожалуйста, о своих ощущениях за рулем во время гонок.

— Автоспорт — это драйв, адреналин. Каждый год мой темп ускоряется. В легенде трасса прописана не всегда корректно. Опасность может появиться раньше или позже, чем она прописана. Когда ты несешься на скорости 180 километров в час, всегда готовишься мысленно к неожиданностям. Ралли-рейд — движение, постоянное движение. Если раньше я притормаживал, то сейчас, пока своими глазами не увижу опасность, скорость не сбавляю.

— Мы в этом году подавали заявку на «Дакар», но в связи с тем, что сын в этом году изъявил желание испытать себя на большой гонке, решили, что для молодого пилота «Африка Эко Рейс» — наиболее подходящий ралли-рейд. Взяли также Евгению Нестеренко — она тоже для «Дакара» неопытна.

— В этом году было много критики по маршруту «Дакара»...

— Это уже был не ралли-рейдовый «Дакар», а длинная раллийная гонка, пытаться выиграть Себастьяна Леба — 9-кратного чемпиона мира или Аль Насера нереально. Для них автоспорт — это работа. Впрочем, место на финише где-то в первой двадцатке-тридцатке можно купить. Есть два варианта — взять в аренду Mini за миллион двести тысяч евро, и тебя за уши дотащат до финиша. Можно арендовать «Тойота Овердрайв» за полмиллиона евро, арендодатель гарантирует тебе хорошую стартовую позицию. Всем известно, что результат на «Дакаре» зависит от того, каким по счету ты стартуешь. Mini, «Пежо» и «Тойота» гарантируют, что ты стартуешь в 20-30-ке, заплатив деньги за аренду автомобиля. А там уже, конечно, все зависит от экипажей, главное — не рисковать и ждать, когда кто-то ошибется. Но бороться можно. Я не сомневаюсь, что мы его пройдем. Просто чего мы там добьемся… «Дакар» — это дорогая штука, раскрученный бренд. Но по мне, так лучше бороться за первое место в Африке, чем финишировать в первой двадцатке на «Дакаре».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру