Уголовный розыск раскрывает тайные дела последних десятилетий

В советское время преступления на сексуальной почве, если и совершались, то широкой огласке не предавались

В конце шестидесятых годов прошлого века по столице социалистического Казахстана ходила молва о маньяке-насильнике, поджидавшем своих жертв в темных переулках. Маньяк был интеллигентным и вежливым, но иногда все же убивал своих жертв.

В советское время преступления на сексуальной почве, если и совершались, то широкой огласке не предавались

Маньяк маньяку рознь

По официальным, но негласным данным, он совершил 33 изнасилования, некоторые из которых сопровождались убийством жертвы. Однако ветераны уголовного розыска утверждают, что на самом деле жертв было в несколько раз больше. И только в наше время выясняются детали этих преступлений, так как должностные лица только сейчас начинают, как говорится, открывать свои служебные тайны.

Более того, сегодня всплывают дела не таких уж и далеких дней и лет. Например, интересны подробности того, как в 2000 году в Алматы была обезврежена «банда Бормана», члены которой изнасиловали и убили 28 женщин. В конце 90-х в южной столице промышляла банда каннибалов, употреблявших в пищу убитых ими проституток. Несколько новый, по словам профессионалов-следователей, вид серийных сексуальных маньяков…

В 1980 году был пойман людоед Николай Джумагалиев, поедавший исключительно блондинок. Об этом сегодня уже известно всем, однако он был, что называется, индивидуалом. Но мало кто знает, что в далеком 1968 году в советской Алма-Ате орудовал предшественник Джумагалиева — маньяк-одиночка Валерий Девятьяров, на счету которого более 30 изнасилований с убийствами.

Все началось с того, что в 3-м микрорайоне Алма-Аты в том памятном году был найден труп девятиклассницы. Экспертиза установила, что девочка была вначале задушена, а затем изнасилована. На поиски убийцы был ориентирован весь личный состав городской милиции.

Примерно через месяц нашли еще одну убитую женщину, а затем в милицию одно за другим стали поступать заявления об изнасилованиях от тех, кому после встречи с маньяком удалось выжить. Все потерпевшие давали одинаковые показания: в темном месте недалеко от дома кто-то напал сзади, повалил на землю и стал душить. Никто из обратившихся женщин не мог описать в подробностях того, что было дальше.

Опера ломали головы. Налицо были все признаки того, что в городе орудует некрофил. На усиленный режим перевели все милицейские службы, увеличили количество патрульных нарядов. Но в распоряжении стражей порядка не было никаких примет преступника. Насильник действовал осторожно, не оставляя следов. Как только милиционеры активизировались, маньяк тут же залегал на дно, словно играя с ними в кошки-мышки. А после снятия усиленного режима город накрывала очередная волна изнасилований и убийств. Создавалось впечатление, что… преступник был в курсе того, о чем говорили в милицейских кабинетах.

Забегая вперед, скажем, что только после задержания злодея выяснилось, что он действительно получал информацию о действиях милиционеров. В городском УВД работал его дядя. Правда, он даже не предполагал, чем занимается племянник.

Напоролся на спортсменку

Между тем сообщения продолжали поступать, что называется, в прежнем формате. В очередной раз по сводкам прошли еще два изнасилования, одно из которых с трагическим исходом. Труп молодой девушки был аккуратно уложен возле калитки ее же дома.

Позже следствие установило, что погибшая возвращалась со свидания с женихом. Парень хотел проводить ее, но девушка отказалась ввиду того, что автобусная остановка находится близко к дому. Но во время их разговора маньяк находился рядом и все слышал. Когда несчастная вышла из автобуса, тот последовал за ней. Недалеко от дома набросился на жертву и сделал свое грязное дело.

Преступления совершались в самых разных районах города. Проанализировав ситуацию, оперативники пришли к выводу, что, во-первых, маньяк орудует обычно ближе к полуночи, а во-вторых, выслеживает жертв преимущественно в общественном транспорте.

Тем временем Валерий Девятьяров охотился за очередной добычей. Следуя за ней от автобусной остановки, он, как обычно, выбрал подходящий момент и напал. Девушка оказалась спортсменкой, и насильнику пришлось повозиться. На крики выбежал отец жертвы и набросился на преступника. Но Девятьярову удалось вырваться и убежать. В руках мужчины оказался хлястик от его клетчатого пальто. Избежавшая гибели девушка смогла описать преступника прибывшим милиционерам. Среди прочих была установлена особая примета: он заикался и носил очки.

Однако и после этого стражи порядка еще долго не могли его поймать. Число жертв увеличивалось с каждым днем, и тогда милицейское начальство приняло решение ловить бандита «на живца».

В роли «подсадных уток» выступили практически все женщины-милиционеры, рассредоточившиеся по самым разным районам города. Каждую страховал сотрудник уголовного розыска. В очередной раз были усилены ночные патрули, которым в качестве подкрепления были привлечены курсанты школы милиции.

Часами сотрудницы милиции, соответствующе одетые и как бы вольно гуляющие по улицам столицы, высматривали того, кто мог бы на них «клюнуть», но проходили дни, недели, месяцы, а насильник словно чувствовал, что на него организована такая вот охота, и не «клевал».

Удача пришла неожиданно и совсем не оттуда, откуда ее ждали. Преступника поймали не на «утку», а, можно сказать, совершенно случайно на месте преступления.

Один из курсантских патрулей, дежуривших на улице Сейфуллина, обратил внимание на девушку, убегавшую от мужчины. Задержав обоих, молодые милиционеры обнаружили сходство мужчины с портретом предполагаемого преступника. Девушка оказалась очередной несостоявшейся жертвой. Вырываясь из смертельных объятий, она сильно ударила насильника ногой в область паха. От резкой боли тот ослабил хватку, чем она поспешила воспользоваться. Взбешенный маньяк решил любой ценой ее догнать и, потеряв бдительность, угодил прямо в руки курсантов.

Он оказался бухгалтером

Девятьяров сразу стал активно сотрудничать со следствием и на допросах рассказал много вещей, вызвавших удивление у оперативников. При этом практически все его показания проверялись и находили подтверждение.

Выяснилось, например, что он убивал не всех, кого насиловал. Если жертва не оказывала сопротивления, преступник обходился с ней довольно «деликатно». К примеру, так он поступил с одной из балерин театра, приехавшего на гастроли из соседней республики. Валерий был образованным человеком и балет очень любил. Однажды он пошел на спектакль, где ему и приглянулась молодая балерина. После представления он ее выследил, напал, но артистка не стала сопротивляться. И осталась жива.

Был еще один подобный случай. В районе ВДНХ Девятьяров выследил очередную жертву и в удобный момент набросился на нее. Девушка не стала сопротивляться. Получив свое, Валерий спросил:

— Где ты живешь?

— В этом доме, — указав рукой, ответила она.

— Давай провожу, а то еще кто-нибудь пристанет по дороге.

Позже отец потерпевшей рассказывал, что, открыв дверь, увидел на пороге дочь в сопровождении интеллигентного молодого человека. «Возьмите свою дочь в целости и сохранности и не позволяйте ей гулять так поздно», — сказал парень и, вежливо попрощавшись, удалился. Мужчина, разумеется, и подумать не мог, что перед ним стоял маньяк, только что надругавшийся над его дочерью...

Задержание Девятьярова повергло в шок многих. Знавшие его люди отказывались верить в то, что он и есть тот самый насильник-убийца, о котором так долго шумела вся Алма-Ата. Валерий работал бухгалтером. И, по отзывам коллег и соседей, был обаятельным и культурным человеком. Срочную службу служил в воздушно-десантных войсках. И даже был награжден медалью «За отвагу» за спасение командира, когда у того не раскрылся парашют.

Во время следствия также выяснилось, что Девятьяров вел дневник, в котором подробно описывал все свои преступления с точным указанием мест их совершения, даты, времени, имен и адресов потерпевших. Многие факты, описанные в дневнике, оказались для милиционеров неизвестными.

Как признался он сам, на этот путь его толкнули проблемы, связанные с женским полом. По его словам, над ним всегда посмеивались все девушки, с которыми он знакомился, после чего Девятьяров обозлился на всех женщин, принявшись таким образом мстить им. Однако, как он утверждал, убивать никого не хотел. Просто не рассчитывал свои силы.

Суд над убийцей и насильником Валерием Девятьяровым продолжался несколько недель. В зале заседаний яблоку было негде упасть — всем хотелось посмотреть на злодея, долгое время державшего в страхе весь город. На каждое судебное заседание Девятьяров являлся в отглаженном костюме, белоснежной рубашке, галстуке и в лакированных туфлях — по его просьбе, ему в камеру доставили весь его гардероб.

Валерия Девятьярова приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор привели в исполнение через десять дней после его оглашения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру