Через 25 лет Казахстан может зачахнуть от жажды

Стратегический ресурс с каждым годом сокращается и становится бесценным

Из-за ежегодного ожидаемого сокращения трансграничных притоков и роста водопотребления в сельском хозяйстве к 2040 году общий объем дефицита воды в Казахстане может составить 12,2 миллиарда кубометров в год.

Стратегический ресурс с каждым годом сокращается и становится бесценным

Вода уходящая

Однако, по мнению представителей комитета водных ресурсов Минсельхоза, проблема ожидаемого дефицита воды решаема, если целенаправленно и последовательно реализовать предлагаемый комплекс мероприятий в трех основных группах потребителей — в сельском хозяйстве, промышленности и ЖКХ.

Как известно, именно сельское хозяйство является на сегодняшний день основным потребителем водных ресурсов. Например, еще пару лет назад доля агрокомплекса в потреблении воды составляла 84 процента. Здесь же наблюдался и самый высокий общий коэффициент потерь воды в объектах сельскохозяйственной инфраструктуры на уровне 66 процентов.

Между тем, если воспользоваться техническими достижениями стран, где эта проблема решена давно — Кипр, Китай и т.п., попытавшись внедрить влагосберегающие технологии в сельское хозяйство, модернизировав при этом оросительные системы, то это позволит покрыть почти 43 процента ожидаемого дефицита воды, что составит примерно 5,3 миллиарда кубометров воды экономии в год.

Еще 28 процентов от общего объема дефицита в размере 3,4 миллиарда кубометров в год можно, по мнению экспертов, закрыть за счет модернизации инфраструктурных объектов по транспортировке, распределению и хранению воды. Плюс не стоит сбрасывать со счетов потенциал сокращения дефицита еще на семь процентов, или на 0,8 миллиарда кубометров в год за счет модернизации коммунальной инфраструктуры и внедрения водосберегающих технологий в промышленности.

Оставшийся дефицит в объеме 22 процента, или 2,7 миллиарда кубометров воды можно будет покрыть за счет межбассейновой переброски водных ресурсов для решения локальных проблем с водообеспечением, специфичным для конкретного бассейна, а также за счет пересмотра структуры посевов влагоемких культур. Кроме того, значительным источником воды при этом могут служить подземные ресурсы, но для полной оценки их потенциала потребуются не только дополнительные геологоразведочные работы, но и финансирование.

Что касается долгосрочного прогноза экономического спроса и предложения на водные ресурсы Казахстана, то по расчетам, к 2040 году спрос на воду или водопотребление в целом по Казахстану может возрасти на 56 процентов и составить 25 миллиардов кубометров воды в год по сравнению с нынешними 16 миллиардами кубометров. Такой прогноз роста был смоделирован на основании данных еще в бытность Министерства экономики и бюджетного планирования, где предполагали, что численность населения республики может вырасти в прогнозируемом периоде до 20,8 миллиона человек. А это приведет уже к увеличению объемов потребления воды на 35 процентов, причем доля городского населения, согласно прогнозам, может увеличиться с нынешних 53 до 73 процентов.

То есть в связи с ростом населения и урбанизации, увеличением доступа граждан к централизованному водоснабжению, а также улучшением благосостояния народа ежегодное потребление воды на душу населения будет в среднем расти с динамикой в 1,9 процента.

В промышленном секторе рост объемов потребления воды к 2040 году должен будет составить около 35 процентов, что соответствует росту промышленного производства в объеме до четырех процентов в год. Причем наибольший рост потребления воды будет наблюдаться в области добычи и переработки нефти и газа, горнодобывающей промышленности и, как всегда, при производстве электроэнергии.

Где ж ее, воду, взять?

Но вернемся к нашему сельскому хозяйству. Предполагается расширение площади регулярного орошения до 2,1 миллиона гектаров к 2040 году, что соответственно приведет в секторе к росту потребления воды на 1,6 процента в год. В то же время, если опираться, по мнению специалистов-водников, на доступные объемы водных ресурсов, то они, согласно прогнозам, могут составить 13 миллиардов кубометров воды.

То есть разница между спросом в 25 миллиардов кубометров и предложением в 13 миллиардов кубометров даст ожидаемый дефицит в 12 миллиардов кубометров, обусловленных ростом экономического спроса на воду в Казахстане в размере упомянутого 1,6 процента в год. Во-вторых, ожидаемое сокращение объемов водоснабжения может происходить, как это наблюдается уже сегодня, за счет снижения трансграничного притока со стороны соседних государств.

Некоторые эксперты, правда, высказывают мнение, что ускорение процессов таяния ледников с начала 80-х годов прошлого века в связи с изменением климата могло бы стать дополнительным источником водоснабжения, но это только «одноразовый», невозобновляемый источник, объемы которого со временем могут значительно упасть.

Выходом разве что может стать некоторый ряд мер, предлагаемых государственной программой управления водными ресурсами страны, согласно которым ожидаемый дефицит воды может быть несколько снижен. Например, 9,5 миллиарда кубометров можно будет закрыть за счет модернизации инфраструктуры и мер по повышению водосбережения в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе. Оценочные инвестиции указанных мер для этих групп могут ожидаться в районе 3,2 триллиона тенге. Следующие 2,7 миллиарда кубометров воды можно будет дополнительно сохранить за счет пересмотра состава влагоемких сельхозкультур и строительства мегапроектов оценочной стоимостью примерно в 800-900 миллиардов тенге. Кроме того, и три основных потребителя водных ресурсов — сельское хозяйство, сектор ЖКХ и промышленность — также могут существенно повысить эффективность водопользования.

Так, в сельском хозяйстве сокращение потерь с 66 до 27 процентов за счет модернизации оросительных систем позволит экономить 11,2 миллиарда кубометров воды в год. В промышленности сокращение потерь с 40 до 19 процентов может состояться в основном за счет внедрения систем оборотного водоснабжения, что позволит сэкономить ежегодно еще до 900 миллионов кубометров воды. Ну а сокращение потерь в секторе ЖКХ с 58 до предполагаемых 19 процентов за счет модернизации инфраструктуры и очистных систем позволит сэкономить 300 миллионов кубометров воды в год.

Если судить по советским каналам

Однако при этом не стоит забывать, что в Казахстане, согласно данным официальной статистики, 40 процентов магистральных и 38 процентов распределительных каналов находятся в неудовлетворительном состоянии еще со времен СССР. Причем на 27 процентах магистральных и более половины распределительных каналов отсутствует облицовка, а 40 процентов водоподающей инфраструктуры давно требует модернизации.

Исходя из этого инвестиции в водоснабжение и водоотведение в сфере ЖКХ могут быть предусмотрены на уровне 3,6 триллиона тенге до 2040 года в дополнение к бюджету программы «Ак булак» в размере 912 миллиардов тенге, которые планировалось выделить до 2020 года. Данные инвестиции были рассчитаны с учетом роста населения Казахстана до 2040 года до 20,8 миллиона человек и увеличения численности городского населения до 15,2 миллиона человек. Если только в эти планы жизнь не заставит внести свои коррективы, как в печально знаменитый план Астаны, спроектированный японским архитектором Курокавой. Как бы там ни было, госпрограмма управления водными ресурсами все-таки ориентирована на возведение новой инфраструктуры по водоснабжению и очистке питьевой воды, на которое предусмотрено выделение вышеуказанных 3,2 триллиона тенге.

Кстати, сектор жилищно-коммунального хозяйства, по оценкам специалистов, может оказаться самым капиталоемким. В то же время предполагается, что именно он может предоставлять в дальнейшем наибольшие возможности для привлечения частных инвестиций. Особенно при исследовании качества значительной части технической и питьевой воды.

В качестве подтверждения можно привести пример того, что всего лишь пару лет назад только 13 из 88 водоемов республики были классифицированы по показателю загрязненности как «чистые». Хотя еще до госпрограммы управления водными ресурсами были предусмотрены, и не один, комплексы мероприятий, направленных на очистку и санацию водоемов по всему Казахстану, как на особо охраняемых природных территориях, так и вне их пределов.

И хотя власти в один голос твердят, что «стандарты качества питьевой воды в целом соответствуют европейским стандартам», по мнению специалистов-водников, ряд параметров необходимо скорректировать. Так, те же стандарты качества сточных вод устарели, сегодня они трудны в применении, противоречивы и во много раз сложнее, чем европейские стандарты. Также отсутствует прозрачность в отношении реального качества питьевой воды и соответствия качества сточных вод принятым нормативам.

И опять — кадры, которых нет

И еще две немаловажные проблемы, которые могут прямо повлиять на водопотребление в Казахстане. Это отсутствие квалифицированных кадров и, что еще хуже — всякие намеки в стране на их подготовку. Хотя эксперты настоятельно рекомендуют создание в республике полноценного водного института. К слову, еще до перестройки, в советское время, в Казахстане существовал и работал, выпуская кадры для местного водного хозяйства, Жамбылский гидромелиоративный институт. Сегодня от него остался только факультет при Таразском государственном университете. Комментарии, как говорится, излишни.

Вторая, и не менее важная проблема — это проблема трансграничных рек с соседними с Казахстаном государствами. Поскольку известно, что из восьми крупных рек республики шесть берут свое начало в приграничных с Казахстаном странах. И тут просто необходимо усиление переговорной стратегии республики в процессе трансграничного деления рек, нацеленного на поиск взаимовыгодных с соседними странами экономических решений, который, к сожалению, вот уже почти на протяжении четверти века протекает в вялотекущем режиме.

Разумеется, все вышеуказанные проблемы потребуют своего решения не за один день, и комитету водных ресурсов МСХ РК, будучи всего лишь частью многоцелевого министерства и имея ограниченное влияние на все происходящее в водном секторе республики, может быть затруднительно решать их пусть даже в поступательном порядке. Соответственно, в свете назревающих задач можно было бы рассмотреть вопрос о создании отдельного ведомства в стране, которое бы целиком и полностью курировало и отвечало за водные ресурсы Казахстана, являющиеся, по большому счету, стратегическим объектом государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру