Шесть кругов ВОАДа
Велокоманда PRO Team Astana показала отличный результат на «Тур Алматы 2015» — самой престижной велогонке в Казахстане, продемонстрировав непредсказуемую и захватывающую борьбу, где сохранен хрустальный институт командного духа.
В свою очередь, у тех, кто по разным причинам не смог присутствовать на месте событий, была возможность «поболеть» за событиями, сидя у телевизоров, ведь «Тур Алматы» транслировался по четырем телевизионным каналам, в числе которых Eurosport 2, охватывающий аудиторию, превышающую 100 миллионов зрителей.
Внимание столь многочисленной заинтересованной публики вносит свою изюминку в соревнования. Во-первых, это определенное психологическое давление на спортсменов. Ведь осознавать тот факт, что на тебя единовременно смотрят миллионы пар глаз, нагрузка немалая. Во-вторых, такая публичность — отличная реклама Алматы, так сказать, в межконтинентальных масштабах, что, несомненно, положительно сказывается на авторитете города, превращая «Тур Алматы» в своеобразную визитную карточку южной столицы.
Так вот, в этом году в гонке приняли участие 20 велокоманд из Европы и Азии — это Казахстан, Россия, Азербайджан, Китайский Тайбей, Израиль, Китай, Беларусь, Латвия, Австрия, Франция, Малайзия, Иран, Румыния, Узбекистан, Монголия и Германия. География впечатляющая.
В предгорье педали тяжелее…
Как и в прошлом году, старт/финиш были расположены по улице Аль-Фараби напротив бизнес-центра «Нурлы-Тау». Маршрут пролег по магистрали Аль-Фараби и ВОАД (Восточная объездная автомобильная дорога), закольцовывая трек на отметке 31 километр — это лишь один круг из шести, которые нужно было преодолеть. Общая протяженность трассы составила 186 километров пути.
Несмотря на то, что визуально эта трасса кажется простой, у нее есть свой сварливый характер. Ведь на всей протяженности она имеет многочисленные спуски и подъемы, а высотный профиль трассы скачет, как пульс бегуна — самая верхняя точка маршрута расположена на отметке 987 метров над уровнем моря, а нижняя — на 750, то есть перепад в одном круге составляет 237 метров. Есть в этой трассе и свой коварный «сюрприз» — подъем перед финишем очень крутой и затяжной, что превращает финишный марш-бросок в отдельное испытание. Но это лишь характер трассы, если же говорить о ее качестве, то к самому дорожному полотну претензий нет.
— Я лично проверил трассу на предмет соответствия ее заявленным нормам, — констатировал Джек Ватсон, комиссар Международного союза велосипедистов (UCI). — Все международные правила соблюдены и выдержаны. В прошлом году трасса «Тур Алматы» перешла из категории 1.2 в 1.1, что говорит о многом.
Поясним: категория 1.1 — это высокий и престижный статус, ведь этот уровень дает возможность принимать команды самого высшего дивизиона велоспорта — ProTour. Конечно, хотелось бы проводить соревнования не в один день, а в два, что сделало бы гонку более привлекательной. Но тут есть множество технических моментов, к которым нужно основательно готовиться.
Как один из вариантов двухдневного тура — задействовать трассу Алматы — Капшагай. Для самих же гонщиков двухдневный тур, один из этапов которого проходил бы практически по прямой трассе, а второй — по уже классической, интересен. Но, как рассказал наш знаменитый Александр Винокуров, олимпийский чемпион, генеральный менеджер велокоманды PRO Team Astana, вице-президент Федерации велосипедного спорта РК, двухдневка — это, конечно, хорошо, но на самом деле выгоднее участвовать в однодневках, ведь за них присуждают гораздо больше очков.
Другое дело, если «Тур Алматы» будет состоять не из двух спецучастков, а из двух гонок, за каждую из которых будут отдельно присуждаться очки. Но это уже разговор на совершенно отдельную тему. И потом, как нам всем известно, проект Алматы — Капшагай на данный момент еще не закончен, следовательно, и все предложения вокруг включения его в программу не могут выйти за рамки «Если бы, да кабы…».
Новый аким, старые традиции?..
О трепетном отношении к велоспорту экс-акима города Ахметжана Есимова алматинцы знают не понаслышке. И практически сразу после рокировки в рядах власти и смены градоначальника у граждан возник справедливый вопрос — а что дальше? Примет ли велосипедную эстафету новый градоначальник Бауыржан Байбек или эта традиция уйдет вместе Есимовым?
Может быть, не в полной мере, но в некоторой степени на этот вопрос ответил Джек Ватсон во время аттестации трассы.
— Я рад, что глава города уделяет большое внимание развитию массового вида спорта, — говорит Ватсон. — Господин Байбек заинтересован в том, чтобы «Тур Алматы» стал многодневной гонкой и соответственно занял бы еще более престижные позиции в международном календаре UCI. Я думаю, что это вполне реально и уже в ближайшие годы Алматы будет проводить веломногодневку.
Будут ли проводиться менее масштабные соревнования по велоспорту, пока сказать сложно, но то, что «Тур Алматы» продолжит свое развитие — факт однозначный. И именно развитие, а не поддержание.
— Высокую планку, которую мы задали с самого начала, необходимо не только поддерживать, но и с каждым годом поднимать, — рассказывает директор компании «Спортивные технологии Казахстана» Арнур Ибраев. — На гонке всегда присутствуют строгие инспекторы UCI, а также команды, привыкшие к определенному уровню организации. И, если раньше гонщики могли выбрасывать пустые емкости из-под воды, обертки от еды или кожуру от бананов вдоль всей трассы, то теперь правила ужесточились. В соответствии с ними на «Тур Алматы 2015» мы создали две специальные «зеленые зоны», где можно будет сбросить балласт, на всем остальном участке дороги это делать запрещено.
Дубль два
Несмотря на то, что за неделю до соревнований в Алматы было серьезное похолодание, в день проведения соревнований погода скрыла свой скверный характер, порадовав всех теплым и солнечным утром. Ясному небу радовались все, кроме бубнящих фотографов и видеооператоров, которым пришлось снимать момент старта против солнца.
После представления всех команд и слов напутствия градоначальника гонка началась, и полторы сотни велосипедистов стремительно, не жалея сил, умчались вдаль. Ведь в велогонке первые 30–40 километров определяют расстановку участников в группы. Кто останется в первом дивизионе, а кто оторвется от «паровоза» определяет именно этот отрезок пути.
Как и ожидалось, основная борьба завязалась между PRO Team Astana и гонщиками из российской команды профессионалов Team Katusha. Велогонщики хорошо знакомы еще с прошедших соревнований, уже тогда спортсмены шли настолько близко, что практически касались шинами.
Большую часть пути интрига сохранялась. Несмотря на то, что наши велогонщики все время занимали головную позицию, риск «откатиться» назад сохранялся. Быть первым непросто, и дело тут даже не в моральной ответственности за всю команду, а в сопротивлении ветра, которое нужно все время преодолевать, разрезая плотную структуру, тратя на это определенные усилия. А позади идущий гонщик наоборот — экономит силы, поскольку оказывается в воздушном «кармане», образованном за лидером.
Но благодаря тактической и физической подготовке нашей команде удалось выпустить вперед Алексея Луценко — победителя прошлых гонок. Отпустив товарища вперед, Андрей Зейц и Фабио Ару (настоящая звезда этого года, победитель «Вуэльты-2015» — одной из трех престижнейших в мире велогонок наряду с «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия») остались контролировать первую группу преследования.
На последнем круге Алексей хорошо выложился и существенно увеличил разрыв, одержав тем самым безоговорочную победу в «Тур Алматы 2015». Луценко остановил таймер на цифрах 4:13:09 секунды, оторвавшись от группы преследования на 49 секунд. В свою очередь, за второе место борьба шла между Фабио Ару и Павлом Кочетковым из Team Katusha до последнего момента. Фабио оказался на полспицы впереди, закрепив за Казахстаном и второе место.
На флагштоке заиграл морскими волнами флаг Казахстана, а спортсмены заняли свои места на пьедестале согласно присужденным регалиям. Закрепить чувство фаворитов позволил солидный призовой фонд в 39 000 евро. За первое место — 15 000 евро, второе 10 000, третье — 5 000. Согласитесь, хороший стимул вести здоровый образ жизни.