К слову, Астана и Алматы снова попали в десятку самых посещаемых туристами столиц мира. В первую десятку рейтинга по популярности кроме упомянутых двух казахстанских городов вошли также Минск, Ереван, Баку, Кишинев, Киев, Витебск, Бишкек и Одесса. Именно в этих городах, согласно статистике, на отдыхе оказалось больше всего россиян, которые путешествовали самостоятельно, без какой-либо помощи туристических фирм.
Любопытно, что, по итогам той же статистики, Астана была названа самым дорогим городом из всех вышеназванных - средняя стоимость проживания в столице Казахстана составила 115 долларов, причем такая цена зачастую называлась без стоимости проживания в гостиничных номерах.
Самым бюджетным городом оказался Бишкек, где один день пребывания обходится путешественнику в три раза дешевле, чем в столице Казахстана. Зато курорт Боровое вошел в тройку самых востребованных среди россиян наряду с озером Иссык-Куль и озером Нарочь в Беларуси.
Если исходить из представленных данных, то получается, что и гордиться, в общем-то, нам нечем. Казахстанский туризм в очередной раз доказал свою высокую, ничем не оправданную стоимость пребывания для туристов, которые на фоне очередного кризиса ищут “лучше меньше, да лучше”.
Между тем в Казахстане очень много мест, которые могли бы стать прекрасными туристическими объектами из серии, что называется, дешево и хорошо, но из-за отсутствия инфраструктуры и элементарного интереса о них зачастую не знают даже сами туроператоры, не говоря уже о зарубежных турфирмах. На этом фоне было бы неплохо возродить туристско-краеведческие экспедиции хотя бы для того, чтобы на первых порах составить реестр таких объектов - как старых, так и новых.
Было бы неплохо при этом задуматься и о возрождении детско-юношеского туризма, интерес к которому на сегодня в республике практически утерян, за исключением разве что в Западно-Казахстанской области.
Наконец, еще одна проблема, которую свыше 1200 туристических фирм, насчитывающихся в Казахстане, безуспешно пытаются решить с тех пор, сколько они существуют, - это пресловутая проблема квалифицированных кадров, которая не решается годами.
Не меняется и проблема необустроенности мест отдыха, подъездных путей к историческим и паломническим памятникам.
Как сообщил в недавнем депутатском запросе депутат мажилиса Мейрам Бегентаев, Казахстан на мировой карте туризма почти не отмечен. Согласно последнему рейтингу конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Всемирного экономического форума, наша страна находится на 85-м месте среди 141 страны, уступая, например, Азербайджану (84-е место), Грузии (71-е место), Российской Федерации (45-е место), Малайзии и ОАЭ (25-е и 24-е места соответственно). Примечательно, что по одному из критериев рейтинга “Развитость наземной и портовой инфраструктуры”, который определяет наличие авто- и железнодорожных дорог и портов и их соответствие международным стандартам комфорта, безопасности и модальной пропускной способности, Казахстан находится на 102-м месте, уступая России (92-е место), Армении (97-е место), Ирану (76-е место), Грузии (67-е место).
Так как в Казахстане активно развиваются дорожные развязки, депутат обратил внимание на состояние объектов придорожного сервиса. В частности, вдоль дорог Западная Европа - Западный Китай, а также в рамках государственной программы “Нурлы Жол”.
“Некоторые области, по территории которых проходит международный транспортный коридор, насчитывают наибольшее количество объектов придорожного сервиса по состоянию на 2014 год. Например, в рекреационных зонах ЮКО 211 объектов придорожного сервиса (включая автозаправочные станции и станции технического обслуживания), объекты питания и мотели/кемпинги, в Кызылординской области - 162 объекта, Жамбылской области - 100 объектов”, - отметил депутат.
По информации народного избранника, в остальных регионах объекты придорожного сервиса возводятся не так активно. “За 2012-2014 годы не наблюдается прироста объектов придорожного сервиса в Алматинской области - пять АЗС/СТО, четыре объекта проживания и питания по дороге на водохранилище Капшагай, девять АЗС/СТО по дороге на озеро Алаколь, лишь один дополнительный объект питания и проживания был введен в 2013 году, таким образом, общее количество составило 16 единиц. В Атырауской области за последние три года было создано только два объекта придорожного сервиса. Наибольшее количество придорожных объектов питания и проживания насчитывается в Щучинско-Боровской курортной зоне Акмолинской области - 95 объектов в 2014 году (73 единицы в 2012 году), учитывая относительную близость к столице и наличие автобана Астана - Щучинск”, - обратил внимание Мейрам Бегентаев.
Он добавил, что положительная динамика отмечается в Бухтарминской курортной зоне Восточно-Казахстанской области - увеличение с 27 единиц в 2012 году до 62 объектов в 2014-м. При этом в Алакольской курортной зоне количество объектов сократилось с 85 до 73 единиц в 2014 году. Многие из указанных объектов не оснащены минимальными санитарно-бытовыми удобствами для проезжающих туристов.
По словам первого заместителя председателя правления АО “НК “КазАвтоЖол” Улана Алипова, в Казахстане до 2020 года планируется построить 260 объектов придорожной инфраструктуры. Причем 30 из них будет возведено на средства республиканского бюджета.
По словам чиновника, государство вкладывается в проекты для того, чтобы они соответствовали всем международным стандартам. И чтобы показать пример бизнесу. После завершения строительства объектов, возведенных за счет средств республиканского бюджета, их планируется передать в аутсорсинг. “Предположительно средства в бюджет будут возвращены за счет взимания арендной платы”, - добавил он.
Два первых таких объекта планируется построить вдоль трассы Астана - Павлодар, возле Торгая и Шыдерты, следующие два - вдоль трассы Астана - Караганда, в районе Аршалы и Ошаганды.
А пока приходится констатировать, что Казахстан как туристическая держава на международном рынке практически отсутствует - только 42 процента опрошенных респондентов, как оказалось, имеют о нашей стране какое-то представление. При этом наиболее высокая узнаваемость республики наблюдается в Азиатском регионе, лучше всех знают о Казахстане в Японии, несмотря на то, что из этой страны в нашу республику прибывает туристов меньше всего. Из европейских стран лучше всех “разбираются” в Казахстане британцы. По экспорту же собственных туристических услуг Казахстан занимает 78-е место в мире - и это на фоне приближающегося ЭКСПО-2017.
Туристская подвижность самих казахстанцев также оставляет желать лучшего, а наши путешественники - одни из самых немногочисленных в мире, несмотря на то, что чиновники от туризма не устают повторять об увеличивающемся выездном контингенте. Еще меньше этот показатель у внутреннего туризма.
Как итог - влияние туристической индустрии на экономику Казахстана по-прежнему незначительно, вклад в нее колеблется от трех до пяти процентов в лучшем случае. А ведь наша республика - девятая по величине страна мира, в Казахстане присутствуют практически все природно-климатические пояса, от снега и ледников до песчаных барханов и морских побережий. Однако этот мощный потенциал востребован зачастую только на бумаге, хотя справедливости ради надо отметить, что и весь международный туризм сегодня переживает нелучшие времена.
Но в Казахстане к этому добавляются “неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса и устойчивый миф о стране повышенного риска”.
В результате на Казахстан приходится меньше одного процента мирового туристского потока.