Падают все, но кто-то — громче и больнее

В мире финансов происходит нечто непонятное или, скорее, вполне закономерное

В конце прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил о необходимости дедолларизации казахстанской экономики. А совсем недавно он сказал, что нам нужно быть готовыми к стоимости нефти в 30— 40 долларов за баррель. 

В мире финансов происходит нечто непонятное или, скорее, вполне закономерное
Фото: lenta63.ru

Эффект домино

Сложившаяся сегодня ситуация в мировой экономике говорит о том, что это были не пустые слова.

Казахстанский тенге нельзя назвать той валютой, что способна расшатать мировые рынки. Но самое интересное в планетарной экономике началось именно после последнего его резкого падения.

Конечно же, это больше совпадение, нежели закономерность. И скорее мировая экономика повлияла на тенге, нежели наоборот. Снижение курса национальной валюты Казахстана было вызвано сразу несколькими факторами. Более того, эти же факторы повлекли за собой ту финансовую карусель, что творится сегодня на крупнейших фондовых биржах, вызвав переполох в нескольких самых богатых семьях мира, которые в совокупности обеднели на 182 миллиарда долларов.

Таким образом, Казахстан оказался далеко не единственным, кто попал в число пострадавших, если можно так сказать. Да и пострадавшей казахстанскую валюту стоит называть едва ли. Понятно, что простому обывателю это сложно объяснить. И что скачок курса доллара вызвал у него обывательский шок. Однако, если попробовать разобраться в этом вопросе, станет ясно, что шаг этот был столько же необходим, сколько и обоснован.

Для тех, кто не в курсе, поясним, что с момента последней девальвации Казахстан потратил на поддержание курса национальной валюты 28 миллиардов долларов. И если бы это продолжалось дальше, страна при нынешних ценах на нефть рисковала очень скоро остаться без валютных резервов.

Именно потому было принято решение отпустить тенге в свободное плавание, то есть предоставить рынку право формировать валютный курс.

Так Национальный банк Казахстана отреагировал на состояние мировой экономики. И, надо сказать, не только он. Как мы помним, вначале девальвировался рубль, затем — юань, и только после него — тенге. И вот тут началось самое интересное.

Углы падения

Во-первых, потому что этот процесс на нашей валюте не закончился. После Казахстана «уронили» свои дензнаки ЮАР, Вьетнам и Египет. По мнению экспертов, сегодня в очереди на девальвацию стоят туркменский манат, армянский драм, киргизский сом, таджикский сомони, турецкая лира, малайзийский ринггит и даже саудовский риал.

Данные прогнозы основаны на том утверждении, что мировая финансовая архитектура в настоящее время испытывает сильнейшее давление. Некоторые это сравнивают с цунами или даже взрывом атомной бомбы.

А во-вторых, в первую же пятницу после тенгового пике на Нью-Йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange, NYSE) случилось то, чего не было очень давно: индекс Dow Jones (30 крупнейших «промышленных» компаний США) за сессию потерял 3,13 процента стоимости (-530,94 пункта, до отметки 16459,75), индекс S&P-500 — 3,19 процента (-64,84 пункта, до отметки 1970,89), «высокотехнологичный» индекс NASDAQ-100 — 4,28 процента (-187,856 пункта, до отметки 4197,27).

Обрушились акции целого ряда крупнейших американских компаний. Падение составило от 3 до 7 процентов (при том, что обычно падение или рост оценивается сотыми долями процента). Снижение капитализации фондового рынка в долларовом выражении составило 582 миллиарда.

Инвесторы со страхом ожидали начала новой рабочей недели. И оно не заставило себя долго ждать. Утро понедельника ознаменовалось падением азиатского рынка. Shanghai Composite обрушился на 8,5 процента. Затем на 7,6 процента просел Shenzhen Composite. Далее последовал эффект домино, обваливший на 4,6 процента гонконгский Hang Sehg и на 4,4 процента тайваньский TAIEX. 3,5 процента потерял японский Nikkei, 7,52 процента — австралийский S&P/ASX 200, 2,3 процента — корейский KOSPI, 5,9 процента — индийский IndiaBSE30, 6,4 процента — филиппинский PSEi.

Затем на два процента просела Российская товарно-сырьевая биржа. Сводный индекс крупнейших предприятий Европы Stoxx Europe 600 рухнул на 7,5 процента. Оставалось ждать, когда солнечные лучи доберутся до Америки.

И они добрались, осветив очередное падение акций тридцати крупнейших американских компаний, среди которых Coca-Cola, Boeing, Bank of America, Caterpillar, Chevron, Citigroup, Johnson & Johnson, Procter&Gamble, McDonalds и другие, включая любимое неземной любовью во всем мире надкусанное яблоко. Все они оказались в «красной» зоне. Таким образом, Dow Jones спикировал еще на 1000 пунктов.

Во вторник падение продолжилось начиная с Японии, где биржевой индекс упал на 14,8 процента. Вслед за ним еще на 6,41 процента рухнул индекс Шанхайской фондовой биржи. А вот крупнейшие российские компании неожиданно «позеленели». Тогда как европейцы с американцами также продолжили падение.

Эксперты объясняют это тем, что, к примеру, тот же «Газпром» стоит ровно столько, сколько стоят его реальные активы — то есть месторождения, оборудование, недвижимость и газ, который он добывает и продает.

А что касается большинства американских компаний, то их стоимость обычно бывает раздутой. И в дни финансовых пожаров в первую очередь сгорают так называемые мусорные акции, то есть те самые — надутые, та брендовая основа, на которой построены мировые фондовые рынки, рост которых обеспечивался исключительно беспрерывной работой «печатного станка», в результате чего в экономику непрерывно вливались десятки миллиардов ничем не обеспеченных долларов — так называемое количественное смягчение (QE).

Одновременно со всем этим упала стоимость энергоресурсов. Сырьевой индекс опустился до минимума 1999 года. Впервые с 2009 года нефть марки Brent стала стоить меньше 44 долларов за баррель.

Многие аналитики сходятся во мнении, что дальнейший парад девальваций, если он произойдет, а он скорее всего произойдет, вполне может повлечь за собой крах существующей мировой финансовой архитектуры.

Американцы, разумеется, назначили виновным в произошедшем Китай. Китайцы утверждают, что все дело в финансовом пузыре, который все последние годы активно раздувался на американском рынке. И как тут не согласиться с тем, что Китай уже давно стал первой экономикой мира? Отрицать это могут лишь отъявленные американофилы.

Судите сами. Как только Китай перестал расти, на мировых рынках началась паника. 

Ведь его экономика, мало того, что крупнейшая в мире, в отличие от американской она еще и реальная. Стоило Поднебесной купить меньше нефти и сделать паузу в штамповке брендовых гаджетов, тут же затрясло весь финансовый мир.

Эксперты говорят, что для того, чтобы выровнять ситуацию, американцам нужно либо продолжить количественное смягчение, либо поднять ставку ФРС. Первое они сделать не могут по той простой причине, что делать это дальше уже невозможно, поскольку уже в скором будущем это еще больше усугубит положение. Второе сделать тоже не могут. Потому что в этом случае начнут лопаться пенсионные фонды, социалка и т.д. Но если не сделать, начнут лопаться биржи.

Пророчество доктора Уилли

Что же предпримут американцы? Этот вопрос сегодня интересует весь мир.

Вот, что сказал по этому поводу основатель и управляющий партнер финансовой группы Matterhorn Asset Management AG Эгон фон Грейерц, назвавший происходящее сегодня на мировых финансовых рынках «идеальным штормом»:

— Я полностью осознаю, что это звучит невероятно, но все, что сейчас происходит, — это конец надувавшегося 100 лет кредитного пузыря, который теперь должен взорваться. И цена на золото будет просто отражением падения бумажных валют в их стремлении к нулевой стоимости. В кризис, который сейчас разворачивается, цена на золото будет не только отражать стабильную покупательскую способность, но она также будет отражать массовый спрос на физическое золото в качестве единственного безопасного средства, обеспечивающего и защищающего богатство. Есть ряд факторов, которые будут способствовать всплеску цен на золото в ближайшие месяцы. Коллапс бумажных денег и рынков активов станет основным триггером для роста золота. Но дилемма состоит в том, что существует очень мало физического золота, доступного на Западе. Непрерывная покупка Востоком практически исчерпала запасы золота на Западе. В этом году Китай, скорее всего, купит 2000 тонн, и 1000 тонн приобретет Индия. Это в сумме 3000 тонн для этих двух стран.

Хотя, как мы знаем, ежегодное производство рудниками составляет всего 2500 тонн. Я не думаю, что западные центральные банки имеют половину от 23 000 тонн, которые они официально заявляют. И слитков в банках, безусловно, меньше, чем числится золота в инвентаризационных отчетах.

В свою очередь американский финансовый аналитик доктор Джим Уилли называет происходящее валютно-финансовой войной, развязанной США против России и Китая, и прогнозирует к концу года сокрушительный удар по доллару.

— Союз КНР и РФ приведет к появлению золотого торгового стандарта, — сказал он в интервью одному из изданий. — Доллар уже сбрасывают с трона. Украинская война станет для доллара его Ватерлоо. Отказ саудитов продавать нефть за доллары будет тем крушением, которое услышат во всех уголках земли. Саудиты огласят свое решение в ближайшие дни или месяцы. Цена на нефть будет временно определяться русско-китайским тандемом, принеся процветание на Восток и опустошение на Запад. Обвал, который услышат везде, уже запущен. Доллар будет отвергнут и заменен на золотой торговый стандарт.

К этому высказыванию можно относиться по-разному. Но есть два весьма интересных факта.

Сразу же после девальвации юаня Китай стал активно избавляться от американских ценных бумаг. Согласно официальным данным, за последние две недели он продал облигации США на 106 миллиардов долларов.

При этом стоит отметить, что с начала года Пекин их продал на 107 миллиардов долларов. То есть за последние две недели почти столько же, сколько за семь с половиной месяцев.

И второе. Согласно графику международных встреч на высшем уровне, начиная с конца августа российскую столицу посетят главы всех ключевых государств Ближнего Востока. Уже состоялись визиты президента Египта Абдул-Фаттаха ас-Сиси, наследного принца Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммеда аль-Нахайяна и короля Иордании Абдаллы II. В середине сентября в Москву приедет эмир Катара Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани, эмир Кувейта шейх Джабер III аль-Ахмад аль-Джабер ас-Сабах. Ну и кульминацией визитов первых лиц арабского мира станет приезд в Первопрестольную самого короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абдул-Азииза Аль Сауда.

О чем эти люди будут вести беседы с российским президентом? Не о том ли, о чем говорил доктор Уилли? 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру