В горном ралли «Аю-Сай-2015» соревновались лучшие автогонщики Казахстана

Вековая тишина Большого Алматинского ущелья взорвалась ревом раллийных двигателей

Фестиваль скорости «Догелек», в рамках которого и прошла гонка «Аю-Сай», проводится уже в третий раз. Это дает возможность с уверенностью сказать, что трасса хорошо знакома всем участникам. Однако сюрпризов от этого меньше не становится. 

Вековая тишина Большого Алматинского ущелья взорвалась ревом раллийных двигателей

Докрутить колесами до небес

Ни одно из соревнований не проходило без поломок — рвутся карданы, выходят из строя двигатели, ломается трансмиссия. Не обошлось без эксцессов и в этот раз, даже с учетом того, что все раллийные машины переоборудованы для эксплуатации в тяжелых условиях и способны, казалось бы, вынести любые сложности пути.

Любые, но не все. Дело в том, что трасса «Аю-Сай» («Лог медведя») имеет свою специфику, которая заставляет работать машину на пределе ее возможностей. Стоит пилоту допустить даже небольшую ошибку, «дух медведя» разрывает автомобиль на части.

По традиции старт гонки располагается в ущелье Аю-Сай на высоте 1450 метров над уровнем моря. Скоростной подъем раллийных боевых машин минует Большое Алматинское озеро и финиширует на высоте 3350 метров в районе Космостанции. Таким образом, перепад между стартом и финишем составляет около 1900 метров.

Это обстоятельство приносит каждой команде настоящую головную боль, ведь настройки двигателя, при которых он выдает максимальную мощность на высоте до 2000 метров над уровнем моря, малоэффективны на высоте в 3000 метров, где воздух разряжен и двигатель испытывает кислородное голодание. Приходится все время донастраивать автомобиль, выбирая некий режим для столь «вытянутого» по вертикальной шкале маршрута.

Другая сложность уже непосредственно в кабине спортивного автомобиля — пилот должен не просто понимать штурмана, а хорошо чувствовать его, быть с ним одним целым. Ведь на пути гонщиков серпантин, состоящий из 102 поворотов под углом 90 градусов и более. Для прохождения через некоторые из них приходится сильно сбрасывать скорость, чтобы вписаться в дугу, после чего молниеносно набирать скорость в крутой подъем.

Просчет в допустимой скорости и в угле атаки перед виражем чреват сходом с трассы, чрезмерная нагрузка на выходе — выводом машины из строя. Несмотря на то, что вся трасса уложена асфальтом, дорога очень узкая, а обочина состоит из грунтовой насыпи и скалистой крошки, при наезде на которую машина становится неуправляемой.

Нередко трассу «Аю-Сай» сравнивают с маршрутом Pikes Peak International Hill Climb (PPIHC), где проходят ежегодные международные соревнования по подъему на холм, в данном случае — гора Пайкс Пик в американском штате Колорадо.

Но, несмотря на свой международный статус, ту трассу можно было назвать менее жесткой в сравнении с нашей, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, сама дорога намного шире, а повороты более затяжные. Во-вторых, перепад высоты PPIHC всего 1439 метров против наших 1900 меров. Да и потом, характер отечественной гонки все же носит более раллийный характер. Что отметил главный судья соревнований Александр Молчанов.

Опасный пикник на обочине

— Давно известно, что «Аю-Сай» — сложная гонка по многим критериям. В чем основная сложность для Вас? - спрашиваю я Александра Олеговича.

— Самая большая заключается в том, чтобы организовать гонку на этом участке, который наполнен туристами и просто горожанами, выехавшими на пикник. На протяжении всей трассы расположено множество кострищ и кемпингов, которые в выходные дни заняты. Как следствие, есть определенная доля риска того, что кто-то из отдыхающих может выйти на трассу во время прохождения спортивной машины. Признаться, в этом году люди были более понятливыми, чем на соревнованиях в прошлом. Тогда у нас были серьезные сложности, доходило и до стрельбы. Однако в этом году все спокойно. Хотелось бы отметить кропотливый труд судей безопасности, которые были распределены по всей трассе и смотрели за порядком, предупреждая каждого, кто оказывался на трассе. Что еще очевидно было в этой гонке, так это удручающий факт — стало меньше спортсменов. Если первые гонки собирали по 15 экипажей, то в этот раз было в два раза меньше.

— С чем связано такое сокращение участников? Жесткий регламент или какие-то другие факторы?

— Причин очень много. Одна из них, которая скорее всего является основной, — дороговизна подготовки машины. Гонка непростая, а следовательно и «вливания» нужны соответствующие. Поинтересовавшись у гонщиков, которые участвовали раньше, но в этот раз приехали в качестве зрителей, я услышал целый ряд причин этому — начиная от покупки шин и заканчивая ремонтом подвески и прочих важных узлов. Горная гонка весьма специфична, и в отличие от степных гонок, где по большей части и проходят все этапы казахстанских ралли, тут нужно перенастраивать все.

— Несмотря на сокращение числа участников, планируете ли Вы проводить соревнования в следующем году? Ведь, если будет такая тенденция, то на старт могут выйти всего три-четыре машины...

— Однозначно планируем проводить. Я бы не стал связывать сокращение экипажей с каким-то спадом в гонках. Да, есть сложности, но все решаемо. Уверен, что в следующем году гонщиков будет значительно больше. Просто в этот раз так совпало, что сразу у нескольких экипажей сложились обстоятельства, которые не позволили им встать на старт, но желание-то было. И мы уверены, что такое желание есть у очень многих. А экономические условия изменятся обязательно. Так уже было не раз в прошлом.

Лучший, но последний

В течение дня гонщикам предстояло дважды подняться до небес, ведь по регламенту гонка состоит из двух спецучастков по 38,6 километра каждый. Проще говоря, им пришлось проехать по одной и той же трассе дважды, и, суммировав результаты обоих заездов, определялись победители. Таким образом, общая дистанция составила 77,2 километра.

В соревнованиях приняли участие ведущие гонщики Казахстана, аккредитованные в классах РК11 (автомобили до 2000 см3, с приводом на одну ось) и РК ПРО (автомобили свыше 2000 см3 до 4000 см3 включительно, привод не ограничен).

Если первый класс располагал к более спокойному стилю вождения, то второй — к агрессивному. Эти машины за считанные секунды могут разогнаться до скорости 200 км/час, но, держа в руках «поводья» столь жаркого «жеребца», нужно быть предельно аккуратным, чтобы контролировать его неумеренный пыл.

Ярким примером балансирования оказалось выступление экипажа Антона Ли и Павла Крутских. В первом же заезде они установили новый рекорд гонки «Аю-Сай» — 12 минут 23 секунды. Но во втором заезде, пытаясь улучшить и без того великолепный результат, пилот на скорости более 180 км/час не справился с управлением и… автомобиль налетел на отбойник. Машину не просто помяло, ее разорвало. Так автомобиль, которому сулили победу, сошел с дистанции. К счастью, ребята остались целыми и невредимыми. Хоть они и не стали победителями гонки, но рекордное время за собой сохранили.

Так традиция была нарушена, ведь на протяжении предыдущих двух лет лидером соревнований становился Евгений Сапогов. Он в паре со штурманом Дмитрием Шириней на спортивном автомобиле Subaru Impreza WRX STI в 2013 году проехал дистанцию за 13 минут 7 секунд.

Были и семейные победы

А победителями гонки в классе РК ПРО по результатам двух заездов стали Петр Бородин и Роман Чепрасов.

— Какие сложности были у вас в этот раз? — спрашиваю у Петра Бородина.

— Сложным был первый подъем, нужно было показать хорошее время, ведь мы сильно отставали от Антона Ли. Отчасти большой разрыв во времени образовался из-за отказа полива интеркулера. Казалось бы, мелочь, но в работе всей системы это привело к тому, что в турбину попадал не охлажденный, а горячий воздух. Как следствие, двигатель не работал на полную мощность, которую он может выдавать. Перед вторым заездом мы устранили неисправность, и машина пошла значительно резвее, правда, мы предпочли не перегружать ее, чтобы избежать эксцессов. И даже такой подход не уберег от поломок — на полпути начала вытекать жидкость из ГУРа (гидроусилитель руля), что наложило свой след на сценарий маршрута, но до финиша мы добраться успели. Правда, спускаясь в лагерь, ГУР отказал полностью и крутить баранку было очень сложно, но… это же следствие, которое спокойно устраняется в гараже при подготовке к следующим этапам.

— Где проходила подготовка к горной трассе, были ли тренировки?

— Дорога уже известна, на раллийной машине просто так сюда не выйти, поскольку много других участников движения. Так что единственной подготовкой можно назвать прошлогодний заезд. А тренировки проходят регулярно: на картингах оттачиваем вождение, на трассе «Мобилекс» мы отрабатываем различные упражнения.

— Сколько времени и средств уходит на восстановление после гонок?

— Ралли — действительно непростой вид спорта и очень дорогой. Все узлы, детали и механизмы, установленные на машине, спортивные. Они в корне отличаются от стандартных, соответственно ремонт и цена различны. Разные соревнования заканчиваются с разным итогом, и после гонки мы разбираем машину, проводя тщательную диагностику. Бывает и такое, что по ходу гонки не оказалось никаких поломок.

В классе РК11 лидерами стали Владимир Бородин (отец Петра Бородина) и Дмитрий Исаев. Такая вот семейная победа — отец и сын забрали лучшие кубки из обоих классов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру