Приятное и полезное
Дисциплина Best Lap прошла практически безупречно. В заездах приняли участие 38 гонщиков, которые виртуозно справлялись со всеми зигзагами на трассе. При таком количестве участников развилось жесткое соперничество, и счет шел даже не на секунды, а на доли секунд.
Так, по результатам двухдневных заездов самым шустрым стал Антон Афонин на Porsche Boxster, всю трассу он прошел за 1 минуту 14,81 секунды. Вторым на пьедестал заехал Subaru bozz speed, пилотируемый Константином Хиониди, с показателем 1 минута 16,51 секунды, и, буквально наступая ему на пятки, тройку лидеров замкнул Николай Лялин. Subaru Leone Лялина захлопнула дверь звездных мест, заморозив секундомер на показаниях 1 минута 16,80 секунды.
Прокатились по-японски
Не столь масштабно, но в чем-то более эффектно смотрелись мотогонки. На извилистом шоссейно-кольцевом треке маневрировали мотоциклисты. Конечно, это не Moto GP, до этого класса еще нужно дорасти, но и «мото-джимхана» — это неплохо, а в чем-то даже превосходит.
Собственно говоря, главное отличие в том, что «джимхана» (эта мотокультура зародилась в Японии) допускает к гонкам любой байк с объемом двигателя, проходящего по регламенту. В свою очередь, Moto GP — некая элита, для которой нужны специально подготовленные мотоциклы, эксплуатация которых в городском режиме запрещена. То есть «джимхана» — вариация более доступная как для организаторов, так и для участников.
И, если говорить честно, несмотря на то, что все байки были «гражданскими», это ничуть не ухудшило зрелищности заездов. Фактически зрители лицезрели те самые соревнования, в которых байк имеет сложную аэродинамическую форму, а посадка водителя практически сливает его с мотоциклом в единое целое.
Притягательность этих гонок в том, что мотоциклист, проходя виражи, закладывает байк практически в горизонт, иногда упираясь коленкой в асфальт. В такие моменты кажется, что мотоцикл вот-вот сорвется с дорожного полотна и юзом слетит с дороги, но профи в очередной раз поднимает байк в вертикальное положение и продолжает ускорение.
Другой завораживающий момент — длинные прямые отрезки трассы, которые расположены напротив трибун со зрителями. Здесь соперники за считанные секунды развивают немыслимую скорость, что смотрится весьма эффектно. Зачастую именно на этих отрезках и происходит основная борьба гонщиков, идущих ноздря в ноздрю. Прямая — возможность отыграть одну-две секунды, которые в конечном итоге сыграют ключевую роль.
Начисление очков в «мото-джимхане» производится по обычной для кольцевых мотогонок системе — вознаграждаются первые 15 пилотов, получающие от 25 очков до одного (25-20-16-13-11-10-9-8-7-6-5-4-3-2-1). Проводятся два заезда, после которых по общей сумме определяется победитель.
Так, 1-й этап Кубка РК по ШКГ-мотогонкам собрал на старте 12 байкеров в классах, разделенных по объему двигателя: 600 и 1000 куб. см. В первом классе лучшим стал Владислав Марченко, он набрал 50 очков, солидно оторвавшись от соперников. Второе место у Николая Книгина, его показатель — 36 очков, третье — Виктор Щекочихин.
Второй, более мощный класс, распределил гонщиков в следующем порядке: первое место — Дмитрий Прискоко, набравший 50 очков, второе — Дмитрий Макаренко, отстал на десятку (40 очков), замкнул тройку лидеров Санжар Умаров (32 очка).
И пока любители мотокультуры болели за своих фаворитов, в другой части автодрома кипели страсти и горели покрышки.
Жжем покрышки (новый рекорд РК)
Драг-рейсинг — самый шумный и пафосный из этих трех видов гонок. Когда пилот вдавливает педаль газа в пол, раздается такой выхлоп, что невольно прикрываешь уши руками. Также перед стартом гонщики артистично разогревают резину. Удерживая машину, они заставляют ведущие колеса шлифовать на месте, в результате чего образовываются клубы дыма, в которых машина утопает практически полностью.
После 5-7 секунд прожига резина разогрета, что значительно улучшает сцепление с дорогой, и дрэгстер вальяжно выкатывается из образовавшегося тумана, равняясь по сенсорным датчикам на линии старта. Драг — эта такая дисциплина, в которой не нужны ни выносливость, ни какой-то гламур. Салон подготовленной машины, как обглоданная кость: из нее вытаскивают все, что можно, включая штатный бензобак (вместо шестидесятилитрового ставят двухлитровый). Такая «диета» нужна для того, чтобы машина максимально быстро ускорилась.
Здесь важна закалка спринтера, а не марафонца. Ведь, если у байкеров каждый заезд длится по 15 минут, то дрэгстер пролетает всю трассу за 10 секунд.
Были экземпляры и с закисью азота, что кратковременно превращает двигатель в ракетную установку. Именно благодаря форсированному двигателю вкупе с облегченным кузовом гонщиком удается пройти дистанцию в 402 метра меньше чем за 10 секунд.
Так, самый лучший результат показал Геннадий Павлов на NISSAN skyline — 9,280 секунды. Таким образом, Геннадий установил новый рекорд Казахстана по драг-рейсингу. Вторую позицию занял Рустам Ахметзянов на Toyota Chaser — 9,374 секунды. Третье место взял Антон Казанджиян на Mitsubishi Mirage — 10,005 секунды.
Собственно говоря, даже те автолюбители, которые не имели супермощных авто, могли попробовать себя на драговой трассе и узнать, за сколько секунд их «кони» проедут эту заветную четверть мили.
Чем еще можно было полюбоваться, так это уникальными автомобилями. Конечно, на фестиваль прибыло много люксовых «тачек»: Ferrari, Lamborgini , Audi R8 — это все круто, но алматинскому взгляду они уже наскучили. Сильно уж любят казахстанцы шикарные машины, и стоит автопроизводителю заявить об официальной презентации какой-либо эксклюзивной модели, так выясняется, что уже через неделю один экземпляр раскатывает по нашему городу.
Куда любопытнее было лицезреть легендарный Ford Mustang-428 1968 модельного года, оборудованный V-образной атмосферной «восьмеркой» объемом 4,6 литра. Легенда драг-рейсинга, этот автомобиль, практически сразу после схода с конвейера побил мировой рекорд, проехав в далеком 1968 году 1/4 мили за 12,41 секунды.
Приковывал взгляды и Lincoln Excalibur — его плавные линии вырисовывали образ кареты, богатство и шик, именно такими чертами можно охарактеризовать этот автомобиль.
Первый блин комом
Общая площадь спортивно-тренировочного комплекса «Сокол» составляет 205 гектаров, так что владельцам этой «махины» есть, где развернуться. В планах комплекса — построить велосипедную трассу для прогулок и для соревнований, что еще в большей степени расширяет аудиторию.
Кстати, находится он в Илийском районе на 76-м километре трассы M36 Алматы — Астана, что, собственно говоря, делает его не совсем удобным. Конечно, любителям природы и фотосета в маковых полях такая поездка будет на радость, но по сравнению с месторасположением другой драговой трассы, которая находится в Боралдае, отдаленность — это, пожалуй, минус.
Есть и большая ложка дегтя. Во-первых, многие участники соревнований отметили, что дорожное полотно всех трасс в великолепном состоянии, но подвела организация, что проявилось в несвоевременной наладке фиксирующей аппаратуры. Во-вторых, драг-рейсеры, загнанные в предстартовый закрытый док, укрывались от солнца в своих авто, раскаленных от палящих солнечных лучей.
С учетом того, что в этот проект вложено 40 миллионов долларов, стоило выделить средства на облагораживание дока. Ну и, в-третьих, мероприятие позиционировали как фестиваль семейного отдыха, но в итоге замучили не только гонщиков, но и их семьи. Какое-то время дети могли порезвиться на надувном замке-батуте, но под открытым небом это увлечение быстро выматывало даже самых активных ребятишек.
Собственно, и спрятаться от зноя было практически негде, если только под трибунами. На территории уже возводят «скелет» здания, в котором будет гостиница. Возможно, появятся какие-то бутики и развлекательные залы. Тогда «Сокол» можно будет назвать местом для семейного отдыха, сейчас же о статусе family можно сказать лишь то, что первый блин вышел комом. Сегодня это отличный полигон для заездов, а семейным местом он станет лишь в будущем, будем надеяться, что в ближайшем.