На легендарном катке «Медеу» прошел третий этап чемпионата мира по спидвею

В последний раз этап чемпионата мира по спидвею на льду «Медеу» проходил в далеком 1992 году

Так сложилось, что этот вид гонок у нас не очень-то популярен. Может, поэтому организаторы решают уже во второй раз проводить их именно здесь, чтобы «прописать» спидвей в горах Казахстана. 

В последний раз этап чемпионата мира по спидвею на льду «Медеу» проходил в далеком 1992 году

День первый: страх, восторг и восхищение

В последний раз этап чемпионата мира по спидвею на льду «Медеу» проходил в далеком 1992 году. После столь долгого перерыва нам вновь выпала часть принимать у себя иностранных «гладиаторов» из пяти стран — России, Швеции, Чехии, Германии и Австрии. Потом это не просто очередной, а 50-й, юбилейный, финал личного чемпионата мира, что, конечно же, знаменательно.

Финал личного чемпионата мира по спидвею 2015 года проходит в пять этапов. Первые два этапа состоялись в России — в Красногорске и Тольятти. После третьего этапа в Алматы караван сильнейших гонщиков в начале марта переместится в голландский Ассен. Завершится чемпионат 14-15 марта в Германии.

— Мы горды тем, что совместно с Международной федерацией мотоциклетного спорта проводим это яркое и захватывающие мероприятие у себя дома, — с гордостью отметил президент Федерации автомотоспорта РК Марат Абыкаев. — Особо хочу отметить, что в соревнованиях выступят наши земляки, гонщики из Северного Казахстана Владимир Чеблаков, Павел Некрасов и Денис Слепухин.

Первый день соревнований прошел в лучших традициях спидвея. Все началось при свете прожекторов, рев двигателей едва было слышно сквозь возгласы ликующей публики, практически полностью заполнившей стадион.

На вираже столкнулись два гонщика, и оба угодили за отбойники. Это были австрийцы Франц Цорн и Харальд Симон, и тут же с дистанции сошел немец Ханс Вебер, угодив в «пирамиду» из стога сена, образовавшуюся четырьмя метрами дальше.

И, если австрийцы просто не смогли поделить между собой место на треке, то немецкому гонщику пришлось сделать маневр, выкинувший его за борт, чтобы избежать наезда на соперников. В итоге Цорна признали виновником столкновения и дисквалифицировали, не допустив к повторному заезду.

Страх, восторг, жалость и восхищение — эмоции буквально переполняли людей, стоящих на трибуне. К счастью, спортсмены оказались в целости. Они хоть и пешим ходом, но все-таки добрались до финиша, под многочисленные овации и аплодисменты. Все гонщики в строю, и битва продолжается.

На виражах и прямых отрезках соперники не скупились на атаки, закладывая свои мотоциклы практически в горизонт, при этом миллиметражи и виртуозность вождения позволяли им выходить «сухими из воды» в казалось бы обреченных на столкновения ситуациях.

В этот вечер было еще много одиночных падений. Увы, казахстанского атлета тоже коснулась эта участь. Владимир Чеблаков, заходя в поворот, не удержал свой байк, в результате чего юзом отправился по ребристой поверхности считать число нарезанных во льду ложбин. А спидвей — дисциплина строгая. Стоит одному гонщику упасть, останавливается весь заезд, и, как следствие, виновник внепланового «стопа» дисквалифицируется.

В 15-м заезде Чеблакова вновь постигла неудача, и он отделился от своего железного коня, повторно прочувствовав всю моральную и физическую боль от падения. Как бы то ни было, наши болельщики поддерживали соотечественника. Пусть он не первый, пусть на эвакуаторе, но он достойно покидает трек.

В полуфинале не обошлось и без интриги. Дисквалифицировали Даниила Иванова — двукратного чемпиона мира по гонкам на льду и пятикратного — в командном зачете. Камнем преткновения стала красная линия, обозначающая грань трассы. По правилам мотогонок, если байкер допускает переезд, то автоматически аннулируется его результат в этом заезде. Даниил был в корне не согласен с решением судей, поскольку был уверен, что не пересекал красную линию. Услышав о принятии такого решения, он швырнул рацию в центр стадиона, однако этот эмоциональный всплеск никак не повлиял на решение непреклонных судей. Им, как говорится, виднее, на то они и судьи.

Результаты первого дня соревнований: 1-е место — Дмитрий Колтаков (Россия), 2-е — Франц Цорн (Австрия), 3-е — Дмитрий Хомицевич (Россия).

Мягкий лед, оказывается, самый коварный

Второй день гонок был запланирован на светлое время суток и собрал еще больше зрителей, которые жаждали этого захватывающего зрелища.

И вот, казалось бы, пять минут до открытия соревнований, но ничего предвещающего старт не происходит. Проходят час, второй, но ни одного байка на льду. Задержку изначально мотивировали тем, что некий недобросовестный зритель перегородил дорогу на въезд пожарной машине и карете «скорой помощи», но спустя какое-то время эта байка уже была не актуальна. Как говорится, шила в мешке не утаить, и по стадиону быстро расползлись слухи о том, что гонку могут перенести на вечер, а то и вовсе отменить.

Естественно, многочисленной публике не понравилась надвигающаяся перспектива, «бунта» удалось избежать, но недовольные все же остались. И их можно понять. Спустя три часа после заявленного времени старт продолжали оттягивать. Причина столь долгой задержки оказалась в полотне — лед был недостаточно плотным для того, чтобы можно было начать заезд.

И тут сложно не согласиться с опасениями гонщиков, ведь на кону стояло не только первенство, но и жизни участников, ведь шип длиной почти три сантиметра при пикирующей в повороте скорости в 60 километров в час не просто вырезал бы русло во льду, а вырвал бы целые пласты. При таких раскладах уже после первого заезда трасса пришла бы в абсолютную негодность.

Судейский комитет вместе с администрацией стадиона и представителями гонщиков проделали не один круг пешим ходом, «пробуя на зуб» структуру льда, но окончательное решение было принято значительно позже — лишь спустя четыре с половиной часа стартовый светофор ожил.

К этому времени уже какая-то часть зрителей покинула стадион, так и не дождавшись заезда, о чем свидетельствуют многочисленные негативные отзывы в социальных сетях. Дождаться полного отвердевания льда так и не удалось. Непонятно, по каким причинам за ночь работники катка не смогли привести трассу в надлежащий вид. Четкого ответа на этот вопрос так никто дать и не смог.

В конечном итоге было принято решение о «сужении» кольца трассы. То есть тюки с сеном, которые окольцовывали внешний радиус трассы, пришлось сдвигать на полметра вовнутрь, ведь именно на краях лед «не схватился».

Удручающий финал

Как бы то ни было, но самые терпеливые и верные болельщики дождались того момента, когда рев метров вновь разнесся по «Медеу».

Старт был дан, и в отличие от первого дня обошлось без многочисленных падений.

За весь заездный день было две дисквалификации: первая — за пересечение красной линии «нарушителем» был Харольд Симон (Австрия). Однако это «наказание» было не за скромное пересечение, а за откровенный «срез» угла атаки с «заступом» на 30-40 сантиметров, что можно считать откровенным пренебрежением правилами. Вторая — у Виталия Хомоцевича, за то, что по его вине упал Колтаков и врезался в ограждение.

Падение же было у Никласа Свенссона (Швеция) в 13-м заезде. При входе в поворот южной трибуны Никласа подкинуло, он сумел удержать мотоцикл на вираже, но, вый-дя на прямую, по инерции пошел в занос, после чего швед прочувствовал на себе все «рисунки» на льду, которые они с соперниками «нарисовали» за предыдущие заезды.

Правда, тут не было дисквалификации, ведь мотоцикл Никласа закатился за внутреннюю красную линию, то есть оказался вне трассы, а это означало, что заезд может быть продолжен.

И вот, казалось бы, все отборочные заезды позади, остались два полуфинальных заезда и долгожданный финал. Но… Вновь затяжная пауза. По громкой связи раздается удручающая новость — заездов больше не будет.

По решению судей первенство присуждается по числу набранных очков в предыдущих заездах.

Как выяснилось, причиной опять оказалось состояние льда. Даже на внутренней части трассы он был недостаточно крепким, шипы разбили трассу, и продолжать гонку, тем более на столь напряженных этапах, как полуфинал и финал, было чревато серьезными последствиями.

Как впоследствии сказал на пресс-конференции Марат Абыкаев, февраль в этом году выдался как никогда теплым, и лед не успел сформироваться за ночь.

Сами гонщики-призеры охарактеризовали подготовку трассы на «четыре с плюсом». По всей видимости, плюс был натянутым, да и остальные «гладиаторы» заезда отозвались о качестве трассы не самым лучшим образом. Ведь для некоторых гонщиков, таких как Франц Цорн, эти несостоявшиеся заезды могли стать решающими и вывести на призовые места пьедестала почета.

Как бы то ни было, но гонки позади, и победители определены. Призерами второго заездного дня стали: 1-е место — Даниил Иванов, 2-е место — Дмитрий Колтаков, 3-е место — Дмитрий Хомицевич, все они представляли Россию. Увы, но наши гонщики так и остались в замыкающей части списка спортсменов.

Как сказал Владимир Чеблаков, нам не хватает международного опыта, который есть у наших соперников. Да, мы выезжаем в ближнее зарубежье, но этого недостаточно. Необходимо, чтобы у нас были соответствующие трассы, на которых мы могли бы оттачивать свое мастерство. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру