В мире больше нигде нет такой традиции — отмечать Новый год два раза подряд

Нам нравится, что у нас два Рождества, два Нового года.

14 января 2015 в 12:10, просмотров: 648

Этот парадоксальный оксюморон никого не смущает. Впрочем, впереди их еще парочка: таки Год Козы/Овцы, и таки Наурыз. Отпразднуем все их честь по чести!

В мире больше нигде нет такой традиции — отмечать Новый год два раза подряд

Самый известный дед на планете

Кто бы сомневался. Нам нравится обыгрывать весь этот «сюр». Как нравится верить, например, в того же Деда Мороза.

По-видимому, именно на старый Новый год уместно покопаться в его личности, ведь не зря говорят, что он настоящий!

Сегодня у главного новогоднего волшебника появился домашний адрес и даже выписан паспорт гражданина. И если кто-то отправит Деду Морозу письмо обычной поч-той, то ответ гарантирован. Вместе с праздничной открыткой приходит и маленький подарок: сладости или игрушка. Несколько зимних недель тень этого деда неотступно следует за нами в виде ледяных и шоколадных фигур, плакатов и прочих изображений. Он словно член практически каждой светской семьи: позитивно влияет на поведение детей и приносит им подарки.

Так откуда же явился в нашу жизнь этот мифический, древний и, пожалуй, самый известный праздничный зимний дед?

Интересно, что родословной Деда Мороза как-то накануне третьего тысячелетия заинтересовалось даже серьезное издание «Наука и жизнь». Мы тоже перелопатили груду отечественных и зарубежных источников и сегодня готовы приоткрыть некоторые культурологические и исторические завесы вокруг этого доброго имени.

Поскольку дед этот — зимний и передвигается чаще всего на оленях, то и родину его следует искать на севере. Существует предположение, что и прародину индоевропейской семьи народов — легендарную Гиперборею — следует искать в землях Русского Севера. Древние греки называли ее Арктидой или Дарией.

Гиперборейцы говорили на одном общем языке и особо почитали могучего бога, которого называли Варуной. Ему подчинялось небо, он был владыкой всех вод. В руках у него — вечнозеленое древо, на котором сверкают звезды (кое о чем это напоминает, не так ли?). Со временем грозного Варуну чаще всего стали звать просто Дедом. Люди говорили, что у него не забалуешь. Дед был грозен, но справедлив.

Другим возможным прообразом Деда Мороза можно назвать и Позвизда — славянского бога бурь и непогод. Вместо плаща у него ветры, с его одежды хлопьями спадает снег, а стоит тряхнуть ему головой, валит на землю крупный град. В свите Позвизда, понятно, бури и ураганы. Но зимой, примерно к 21 декабря, дню зимнего солнцеворота, он становился поспокойнее и с ним можно было поладить.

Был в мифологии и другой персонаж — Зимник, так же известный в киноверсии, как Морозко. Это тоже старичок. Пусть и небольшого роста, но с белыми волосами и длинной седой бородой. Ходил с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с ледяной булавой в руках. Где он пройдет — там жестокая стужа. Поэтому, чтобы не окоченеть в конец, люди обращались к Зимнику со своими просьбами. Тот отвлекался на выполнение и морозил не так сурово.

В числе «сродников» нашего деда есть и грозный Чернобог (он же Карачун), покровитель тьмы. Его день — тоже 21 декабря, самый короткий в году и один из самых холодных дней зимы. Карачун повелевает морозами, ветрами и укорачивает светлое время суток. Его подручные — медведи-шатуны, которые оборачиваются буранами, и метели-волчары.

Кощей и его семейка

К слову, по мнению философа, исследователя литературы и теоретика искусства Михаила Михайловича Бахтина, который воспринимал мифологию и сказку столь же серьезно, как и всю историю цивилизации, у Карачуна было и другое имя — Кощей. И фамилию Бессмертный народная молва дала ему не просто так.

Старославянское «кошь» («кошть») означало «сухой, тощий, худой телом». Близко по значению слову «кость» и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: старик, тощий настолько, что кости видны, скелет ходячий! Такой не нуждается в тепле, ему и в стужу хорошо. Потому характер у него скверный — Кощей все морозит, превращает в лед. А еще слово «кощей» восходит к «кощун», то есть колдун. Там, где он живет, не растут деревья, не поют птицы, не родит земля, солнце не пускает свои благодатные лучи. В царстве Карачуна-Кощея всегда сумрак.

Тут уместно сказать, что Кощей не одинок. Есть у него супруга, с которой он, правда, видится редко, так как однополярные элементы по законам физики отталкиваются. Зовут ее Яга. Баба всегда неопрятная, простоволосая, в одной рубахе без опояски. По Владимиру Далю то и другое — верх бесчиния.

Так вот, предполагают, что сыном Кощея и Яги и является известный нам дед по имени Мороз. А его добрый ныне нрав — современная трансформация и компенсация злобных натур родителей. Причем щедрость и заботу о детях он унаследовал от матери.

[img=66488]

Согласно мнению крупнейшего специалиста в теории и истории фольклора Владимира Яковлевича Проппа, Баба Яга живет в трех ипостасях: дарительницы (дарит героям сказочных коней или волшебные предметы), похитительницы детей и воительницы (сражаясь с ней, герои всегда переходят на новый уровень зрелости). При этом злобность и агрессивность Яги не являются ее доминантными чертами. Это лишь проявление иррациональной натуры. Поэтому Яга еще и хозяйка леса, которую можно уговорить и задобрить. Наш же дед отказался от злобного наследия и уже не несет в себе фамильных черт. К тому же у него есть всегда очаровательная внучка Снегурочка.

Но раз есть внучка, не обошлось хотя бы без одного ребенка. Кем были дети Деда Мороза, уже не известно. Возможно, их вытеснила из памяти христианская культура, которая отождествляет Деда Мороза и реального человека — архиепископа Николая из Ликийского города Миры, защитника бедняков и детей, покровителя моряков и студентов. Добрые дела и чудеса, которые сотворил Николай Чудотворец в течение жизни, возвели его в ранг святых.

Един во множестве имен

Своеобразным «крестным отцом» Деда Мороза оказался писатель Владимир Одоевский, который в 1840 году опубликовал свою сказку про Мороза Ивановича. Он еще не совсем «наш Дед Мороз», но уже очень-очень близко!

Впрочем, для Снегурочки Дед Мороз может быть только опекуном. Но рядом с дедом она появилась в пьесе «Снегурочка» русского драматурга Александра Ивановича Островского в 1873 году. По сюжету ее родители — Мороз и Весна, так что барышня, скорее всего, дочь. Но в силу разницы в возрасте воспринимается как внучка.

Интересно разобраться и с неизменно высокой популярностью Деда Мороза, причем не только среди детей. Возможно, это связано с потребностью иметь доброго, могущественного защитника в лице надежного мужчины. А ответом на его присутствие становятся рассказы в мажорных тонах, которые сегодня реализованы в детских стишках и песнях.

Известно, что зимний дед — новогодний гость практически на всех континентах. Только зовут его по-разному. В Англии он Фазер Кристмас, Батюшка Рождество, в США — Санта-Клаус, на Алтае — Соок-Таадак, в Дании — Юлетомте, в Италии — Бабо Наттале. Но кроме него к послушным детям приходит добрая фея Бефана. В Испании приходит Папа Ноэль, в Камбодже — Дед Жар, в Китае Шэн Дань Лаожэнь, в Колумбии — Папа Паскуаль. В Монголии Увлин Увгун приходит в сопровождении девушки Зазан Охин и Шина Жила (мальчика — Нового года).

В Узбекистане дети ждут Корбобо и Коргыз, а в Финляндии — Йоулупукки. У финнов Йоулу означает Рождество, а пукки — козел. Там он носит шубку из козлиной шкуры и подарки развозит на козлике. А во Франции приходит Пер Ноэль, что буквально означает Дед Январь. Даже Японию посещает зимний праздничный дед, где его именуют Одзи-сан.

Происхождением казахского Аяз Ата несколько лет назад интересовались журналисты у этнолога Нуржана Садирбек-улы. Он считает, что наш персонаж появился под влиянием прежде западной, а затем и советской культуры. Но у Аяз Ата своя приличная история. Аяз Ата появился в поэзии ХIХ века у Абая Кунанбаева, когда он переводил русских классиков. В степи же Новый год зимой не встречали. У тюрков эту функцию выполняет Наурыз.

После Октябрьской революции 1917 года Дед Мороз и Снегурочка на 18 лет попали в политическую ссылку. Их возвращение произошло в том числе и в советском Казахстане в 1935 году, когда официально разрешили праздновать Новый год. Позитивные образы Деда Мороза и Снегурочки оказались весьма востребованы, чтобы написать «правильные сказки» о новом времени и светлом будущем. 



Партнеры