Казахстан может столкнуться с проблемой отъезда из страны квалифицированных кадров

У соседей по ЕАЭС за труд сегодня платят гораздо больше.

Не успел договор ЕАЭС вступить в силу, как оказалось, казахстанские специалисты в том, что касается достойной оплаты труда, поставлены в неравные условия со своими коллегами из стран - членов ЕАЭС.

У соседей по ЕАЭС за труд сегодня платят гораздо больше.

Достаточно отметить, что, например, оплата инженера-проектировщика в той же России составляет, правда, при наличии стажа и опыта работы, от 50 до 100 тысяч рублей (один российский рубль сегодня равен 3,13 тенге, в то время как в 2014 году он колебался от 4,3 до 5,3 тенге). В то время как в Казахстане, если верить статданным и объявлениям о приеме на работу, оплата колеблется в районе 100 тысяч тенге. А, например, оклад инженера-конструктора равен 100 тысячам, но рублей!

Казахстанцам в таких случаях вице-министр здравоохранения и социального развития РК Светлана Жакупова советует изучать Трудовой кодекс, в котором “четко определены обязанности работодателя, а соглашение - тот же коллективный или индивидуальный трудовой договор - определяет систему защиты”. То есть каждый трудоустраивающийся, подписывая такие вот договора, должен не только знать и владеть информацией, но и уметь защищать свои права, к чему казахстанцы ой как не привыкли. В отличие от тех же своих зарубежных коллег, особенно из стран ЕС.

Так что если иностранный специалист теперь, в рамках привлечения иностранной рабочей силы в странах - государствах ЕАЭС, будет получать больше, ориентируясь на оплату труда в предыдущей стране проживания, а зарплата казахстанского работника с таким же уровнем квалификации окажется ниже, то никто не мешает применять свое право оспаривания создавшегося положения, опираясь на Трудовой кодекс.

Более того, если в Казахстане, согласно договору, по замечанию вице-министра, не потребуется подтверждения документа об образовании или квалификации, кроме отдельных отраслей, где это будет прописано в договоре, как, например, в сфере педагогики, социальном обеспечении, в здравоохранении и фармацевтике, и где документы об образовании следует подтвердить по нормам действующего законодательства государства трудоустройства, то “в России с 1 января не только отменены квоты на мигрантов из безвизовых стран, но теперь иностранные работники должны будут получить специальный патент, разрешающий им трудиться, как у частных, так и у юридических лиц”.

Между тем в разделе №26 договора, вступившего в силу 1 января текущего года, трудовая миграция в странах ЕАЭС регламентируется тремя статьями, в которых определены и четко расписаны положения, права и обязанности трудовых мигрантов. Ими же предусмотрены и социальные гарантии для всех ее участников, причем “граждане стран - членов ЕАЭС имеют равные права во всем, что связано с условиями труда”.

Однако при этом Жакупова сетует, что проблема скорее не в том, что Казахстан ждет массовый наплыв иностранной рабочей силы, особенно неквалифицированной. Скорее, наоборот. Например, в прошлом году квоту по привлечению иностранной рабочей силы в республику определили в 63 тысячи человек, однако в Казахстан прибыли всего лишь 29 тысяч человек. Если же говорить о странах, которые являются государствами - членами ЕАЭС, то самый большой приток иностранной рабочей силы в 2014 году был из Российской Федерации - 7990 человек, из Белоруссии привлечено 560 человек, из Армении - 260 человек. “Поэтому мы прогнозируем, что наплыва иностранной рабочей силы не предвидится”, - считает Светлана Жакупова.

Главной загвоздкой может оказаться, как уже упоминалось, отток своих специалистов за рубеж, соблазнившихся “манной небесной”. И потому, чтобы удержать высококвалифицированных специалистов-казахстанцев, “нужно создавать условия, предоставив в первую очередь социальный пакет”.

На сегодняшний день казахстанские предприниматели, руководители крупных предприятий определили около 20 востребованных профессий. Для того, чтобы удовлетворить этот спрос, “идет работа не только на уровне Министерства здравоохранения и социального развития, но и в сотрудничестве ведомства с МОН, МИР, Нацпалатой предпринимателей”. Однако при этом нелишне заметить, что такая “работа” идет не первый год, и не первый год казахстанские предприятия страдают из-за отсутствия профессионалов, что заставляет приглашать на основе квоты специалистов из ближнего, а то и дальнего зарубежья.

Только за прошлый год к иностранным рынкам труда ввиду создавшегося положения отсутствия работников необходимой квалификации обратились 2577 казахстанских предпринимателей и руководителей производств. Особенно востребованы высококвалифицированные специалисты в трех отраслях казахстанской экономики - обрабатывающей, строительной и горнодобывающей.

Правда, теперь, как надеются в МЗСР РК, в этом вопросе будет достигнута “синхронизация с рынками труда Российской Федерации и Белоруссии”.

Другим моментом сохранения баланса на отечественном рынке труда можно было бы назвать, по мнению вице-министра, пункт № 2 статьи 97 договора, в котором “четко определены в целях национальной безопасности отдельными законодательными актами государств - членов ЕАЭС ограничения в определенных отраслях экономики, то есть именно в эти отрасли не будет приниматься иностранная рабочая сила”.

Однако странно, что следующей строкой при этом указано то, что “никаких ограничений не должно быть”, чему очень удивлены и в МЗСР РК. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру