2014 год выдался нелегким на экономические испытания.

На этом фоне Казахстан хоть и держится бодрячком, но тоже из последних сил. “НП” предлагает читателям вспомнить самые яркие события уходящего экономического года в нашей стране и мире

Мир содрогнулся под ударом санкций против России, ударивших рикошетом по и без того все еще хилой Европе, нефть вновь рухнула в цене, потянув на дно все грандиозные планы США по разработке сланцевой нефти, ВВП КНР заскрипел тормозами, замедляя самый крупный развивающийся рынок в мире. 

На этом фоне Казахстан хоть и держится бодрячком, но тоже из последних сил. “НП” предлагает читателям вспомнить самые яркие события уходящего экономического года в нашей стране и мире

Начало года обозначилось для Казахстана новыми задачами - 17 января президент выступил с очередным Посланием народу. Новые задачи мало чем отличались от предыдущих: всем инновационно работать. Страна узнала, что до 2050 года нас ждут семь пятилеток, каждая из которых станет ступенькой для вступления в клуб 30 развитых стран мира.

Ну а теперь об экономике. В начале года перспективы экономического роста нашей страны были весьма неплохими. Президент дал задание правительству обеспечить рост ВВП на уровне 6-7 процентов, заманить на работу в Казахстан транснациональные компании, разработать стратегию формирования агломераций в Астане и Алматы и программу развития транзитного потенциала страны.

Собственно, этот план власти вынуждены были уже в совсем скором времени подкорректировать.

Уже в конце января - начале февраля стало понятно, что планам по ВВП сбыться вряд ли суждено - стали известны сроки переноса начала промышленной добычи нефти на Кашагане. В связи с необходимостью замены труб добыча может начаться не ранее 2017 года. А это означает, что дополнительного поступления финансов в казахстанский бюджет можно не ждать еще очень долго.

Ситуацию усугубил новый виток экономического кризиса в мире, переросшего из политического противостояния стран Запада и России. Разыгрался он на украинском поле.

С началом украинского конфликта и выбором Крыма о вхождении в состав Российской Федерации начались попытки блокировать доступ российскому бизнесу (и банкам) к западным кредитам. В процессе “закручивания санкционных гаек” США начали наращивать объемы добычи сланцевой нефти и впервые за последние десятилетия получили возможность экспортировать сырую нефть. В Европе активно заговорили об отказе от “газовой иглы” России и начали обдумывать варианты импорта все той же сланцевой нефти и газа из союзника - США.

Традиционная нефть тем временем дала сбой. То есть поползла в цене вниз. С июня стоимость барреля опустилась более чем на 40 процентов.

Причем если в самом начале падения стоимости барреля говорили об “адекватной реакции цен на энергоносители на мировую стагнацию в экономике”, то уже к концу лета завели речь о “мести нефтедобывающих стран Ближнего Востока на сланцевую экспансию США”. ОПЕК отказался снижать объемы ежедневной добычи и пригрозил, что готов к дальнейшему понижению цен на черное золото (вплоть до 20 долларов).

Но пока всего этого еще не произошло, Нурсултан Назарбаев дал график повышения социальных выплат государственным и бюджетным служащим до середины 2016 года. И повышения эти весьма существенные: стипендии отличников с 2016 года вырастут на четверть, с июля 2015 года зарплаты работников здравоохранения вырастут до 28 процентов, образования - до 29, социальной сферы - до 40. Социальные пособия по инвалидности и потере кормильца с середины следующего года также вырастут на 25 процентов.

В общем, планы по росту социальных расходов были громадные. Пока не ударил кризис.

И противостоять этому кризису не смогло даже тенговое пополнение бюджета в результате очередной проведенной девальвации тенге.

Уже к лету стало понятно, что казахстанская экономика на фоне начавшихся мировых негативных тенденций не выдержит запланированного темпа роста. Международные рейтинговые агентства хоть и подтверждали суверенные рейтинги Казахстана (ВВВ+ и А- со стабильным прогнозом), но отмечали долларизацию экономики и снижение потребительского сектора. А также стагнацию экспорта, который и стал причиной проведенной в феврале девальвации. Продолжение снижения экспорта Казахстан наблюдает и сейчас.

Именно по причине снижения экономической активности правительству пришлось в экстренном порядке в октябре корректировать бюджет текущего года. Тогда часть расходов, которые (как было заявлено) не будут исполнены до конца текущего года, удалось сократить. И благодаря этому привести к балансу объемы расходов и ожидающихся до конца года доходов.

А вот будущий год пришлось корректировать под новые планы, ставшие ответом на экономические вызовы. То есть страна скатывается в бездну кризиса и заранее поддерживает себя на плаву новой антикризисной программой “Нурлы жол - Путь в будущее”.

“Нурлы жол” собрала в себя часть из январского Послания президента в части электрификации и транспортных коридоров. Но по сути программа является этаким аналогом американской политики выхода из Великой депрессии 30-х годов ХХ века: все на массовые стройки. Стройки дадут не только рабочие места, но и раскачают строительную и сопутствующие ей отрасли страны, которые могут временно заменить налоговые потери доходной части бюджета.

Правда, стоить эта антикризисная программа будет недешево.

В текущем году власти Казахстана вынуждены были уже дважды “распечатать” Национальный фонд страны: первый раз весной этого года, когда направили триллион тенге на стимулирование экономической активности через льготное кредитование, второй - на реализацию “Нурлы жол”. Стоимость этой программы обойдется Нацфонду в 9 миллиардов долларов, не считая средств, которые будут направлены на проекты напрямую из бюджетов национальных холдингов и компаний квазигосударственного сектора. Так что суммы могут значительно превысить нацфондовские 15 миллиардов долларов (6 миллиардов - это заявленный триллион тенге, еще 9 - на “Нурлы жол”).

А вот теперь самое неприятное.

Очередная волна кризиса, так не кстати, но вполне предсказуемо затронувшая Казахстан, выявила системные недостатки в нашей экономике. Несмотря на то, что первая пятилетка индустриализации завершена, никаких адекватных “выхлопов” от нее наша страна пока не заметила. Значительного роста налоговых поступлений в бюджет не заметно. А серьезное влияние на Казахстан падения цен на энергоносители говорит о продолжающейся зависимости страны от продажи сырья. То есть пока нельзя говорить об успешности переориентации экономики РК на несырьевые рельсы.

Что касается ожиданий от года грядущего, то пока ничего хорошего ждать не приходится. Трудности в мировой экономике и нестабильность курса валюты соседней России вынуждают отечественное правительство рисовать разные, даже самые негативные сценарии возможного будущего развития страны. Однако окончательно станет видно, какой из вариантов может пригодиться, не ранее февраля. К этому моменту курс рубля найдет нужную нишу, мировая экономика начнет просыпаться от зимней спячки и обозначит первые шаги к выздоровлению (или наоборот), наметится динамика весенних цен на нефть. Если ситуация пообещает стабилизироваться “по всем фронтам” хотя бы к середине лета (имеется в виду стоимость барреля и активизация промышленного роста в основных странах - потребителях казахстанского сырья), вполне возможно, что Казахстану не придется задействовать еще более пессимистичный макроэкономический сценарий. В случае, если положительных тенденций заметно не будет, не исключено, что, как заявил премьер, правительство придет в парламент с уточнением бюджета 2015 года. В сторону снижения расходной (по причине снижения доходов) части бюджета.

Но пока это только предположения и прогнозы на год грядущий.

Год уходящий же стал сложным и болезненным для экономики и нашей страны, и многих других государств мира. Для Казахстана он еще раз обнажил “болевые точки”, затягивание лечения которых может дорого обойтись экономике.

Астана

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру