Деревенские детективы

Представители сельской полиции охраняют нас так же, как и их коллеги в больших городах, в чем убедился наш корреспондент

Если лучшие сыщики и самые быстрые патрульные экипажи работают в Алматы и Астане, то кто же ловит преступников в далеких селах и аулах? Побывав в глухой провинции, мы убедились — полиция там не лыком шита! 

Представители сельской полиции охраняют нас так же, как и их коллеги в больших городах, в чем убедился наш корреспондент

Веление времени: джип и компьютер для полиции райцентра

Город Ушарал — административный центр самого отдаленного района Алматинской области — Алакольского. Здесь до Китая гораздо ближе, чем до Алматы, громадные необитаемые горные массивы, знаменитая на весь Казахстан железнодорожная станция Достык, озеро Алаколь и… в недалеком прошлом центр бандитизма большого региона.

Начальник Алакольского РОВД Сабыржан Куренкеев показывает отдельное здание, в котором сельские полицейские оттачивают навыки стрельбы. Внутри — четыре дорожки, ведущие к четырем щитам с мишенями. На полу пистолетные гильзы. Я усмехаюсь про себя, видя, куда попадали стрелки — много отверстий от пуль по самому краю. Усмешка гаснет, когда вижу, что не раз попадали и в «десятку». Заодно представляю себя с пистолетом и понимаю, что с такого расстояния и в край мишени вряд ли попаду…

— Такие тиры есть далеко не в каждом райотделе, — с гордостью отмечает начальник, — а у нас, сами видите, все по высшему разряду. Хотя применение оружия — из ряда вон выходящий случай.

— А этот огромный красавец-джип во дворе, видимо, Ваша служебная машина?

— Вы же видели на нем надпись «Дежурная часть». Как он может быть моей служебной машиной? Мы на нем пока не ездим, бережем до зимних морозов.

— Вот и я глазам своим не поверил — даже не начальник райотдела, а представители дежурной части отдаленного райцентра ездят на таком автомобиле…

— Сейчас у нас техническое обеспечение не хуже, чем в Алматы. Это иномарки для патрульных экипажей, компьютеры и так далее. Зарплату приравняли к военным. Желающих служить очень много, и мы повысили к претендентам требования. Теперь каждый желающий стать полицейским, кроме соответствующей физической подготовки, должен иметь высшее образование, желательно юридическое. Это требование относится и к претендентам на службу в рядовом и сержантском составах.

— В больших городах основной показатель статистики преступлений — кражи и грабежи. Как я догадываюсь, в сельской местности кражами особенно не разживешься, да и грабежи на спокойных сельских улочках в любое время суток всегда были крайне редки.

— Такая же ситуация и сейчас. В селах отсутствует понятие «карманная кража», потому что практически нигде и никогда нет большого скопления народа. Естественно, нет и профессионалов этого «ремесла». То же самое грабеж или разбой — ну куда ты денешься в селе? Куда побежишь и где спрячешься? У нас патрульный экипаж может на место преступления прибыть за минуту — это в среднем, учитывая наши расстояния. Но есть и у нас головная боль — это скотокрадство. Самое интересное, что современные скотокрады — это не барымтачи XIX века с шокпарами (деревянная дубинка. — Прим. авт.). У нас сейчас как — хозяин выгнал корову или лошадь пастись, через неделю вспомнил о ней, пошел — не нашел. Ну да ладно, вернется. Еще через неделю, а то и две пошел — скотины опять нет. Вот тогда он идет в полицию с заявлением. Понятное дело, что ту же корову где-нибудь на окраине города угнал к себе домой, может быть даже сосед пострадавшего. Но если это случилось две недели назад, что осталось от этой коровы? Что может сделать полиция, если скотина в Ушарале может ночами напролет бродить по всему городу? Порой у граждан пропадают сотки или сумочки. Как правило, это случается в больших магазинах, где они их просто забывают. Ну а в наше время «бесхозную» вещь никто в полицию не понесет.

«Любое преступление можно раскрыть»

— Ну а если коснуться более «традиционных» преступлений? Сомневаюсь, что в том же Ушарале работают следователи и оперативники, которым под силу раскрыть любое преступление...

— Любое преступление можно раскрыть — это я вам заявляю как оперативник. Просто не все можно раскрыть сразу. Ну а в нашем районе статистика такова: практически за весь 2014 год все убийства раскрыты. Раскрыты практически все разбойные нападения. Раскрываемость улучшилась на 20 процентов, а общее количество преступлений снизилось. Статистика достаточно оптимистичная и абсолютно при этом правдива: попробуй в селе не принять заявление! Недовольный гражданин пожалуется всем, кому только может, и через пару дней буквально все жители будут знать, «какие менты сволочи». Ну а если заявление приняли, оно сразу же вносится в компьютерную базу данных, и начальство в Астане, не выходя из кабинета, знает, как обстоят дела за несколько тысяч километров, в Алакольском районе Алматинской области. Наши показатели гораздо лучше, чем в больших городах, потому что в сельской местности практически все убийства — бытовые, то есть во время пьяной ссоры, к примеру, когда убийцу искать не приходится. Как это и произошло в этом году в нашем районе. Убийства умышленные, то есть тщательно подготовленные, в сельской местности происходят крайне редко. Вот сейчас в нашем изоляторе временного содержания сидят двое. Оба задержаны за кражи. Плюс несколько задержанных за административные правонарушения — это, к примеру, появление в общественном месте в нетрезвом состоянии.

— Видимо, так и не раскрыто кошмарное убийство, когда на окраине Ушарала лет 25 назад нашли труп мальчика 10 лет, изнасилованного и с палкой в заднем проходе?

— Нет, не раскрыто. Но это случилось, когда только-только развалился Советский Союз — тогда полиция была совсем не та, что сейчас. Когда увольнялись профессионалы, а на вызовы приходилось ездить на грузовиках, выделяемых по очереди организациями города.

— Как в маленьком городке могут искать преступника оперативники, которые ради конспирации даже в Алматы практически всегда ходят в гражданской одежде? А наружное наблюдение, сотрудникам которого форма даже не выдается?

— Вы затрагиваете аспекты полицейской деятельности, не подлежащие разглашению. Скажу только, что какой-то объем работы выполняют наши оперативные сотрудники. Если необходимо — запрашиваем помощь и приезжают сотрудники из Талдыкоргана или Алматы, которых местные преступники не могут знать в лицо. Это касается и наружного наблюдения. Не забудьте, что наши полицейские ищут преступника среди гораздо меньшего количества населения, чем, например, в Алматы. Те, кто склонен к криминалу, у нас всегда под контролем. У наших оперов, как и в больших городах, имеются осведомители. То же самое касается проведения экспертиз — у нас, конечно, нет такого оборудования, как у экспертов ДВД Алматы. Однако отпечатки пальцев, взятые у подозреваемого в Ушарале, моментально «пробиваются» по республиканской базе данных. Если нужна более сложная экспертиза, что случается крайне не часто, то наши эксперты отбирают образцы и отсылают их в Алматы или Астану.

Криминал подался в легальный бизнес

— Ну а знаменитые Ушаральские бандюганы, коих весь район знал если не в лицо, то по именам?

— Кого-то из них уже в районе нет, а кто-то уже давно занимается легальным бизнесом, и у нас к ним претензий не находится. Сейчас это гораздо выгоднее, чем бандитствовать, учитывая, что у каждого криминального авторитета достаточно первоначального капитала и связей.

— Говорят, что сейчас в отдельно взятом районном центре Ушарал невозможно купить тяжелые наркотики или воспользоваться услугами проституток, потому что в прошлом криминальный авторитет, живущий сейчас в Ушарале и отошедший от дел, против этого.

— Не знаю — против он этого или нет, но как вы представляете себе девушку, предлагающую себя всем желающим в городе, где меньше 20 тысяч населения и где все друг друга так или иначе знают? Наши девушки могут заниматься этим ремеслом в других городах, не спорю, но в Ушарале девиц легкого поведения вы не найдете, это точно. Так же обстоят дела со сбытом наркотиков. О том, что кто-либо продает героин, достаточно быстро станет известно его знакомым, друзьям или родным. Или нам. Что лучше в этой ситуации — крупный скандал в семье или уголовная ответственность?

— Есть служебная информация, что профессиональные квартирные воры активизировались именно в сельской местности, где ныне живет немало богатых людей.

— Но не в нашем районе. Если в городе с утра вся семья разъезжается: кто — на работу, кто — на учебу, малышей — в детсад, то постучите днем в любую калитку в Ушарале — в девяти из десяти домов вам кто-нибудь да откроет. Вдали от больших городов люди, даже в наше время, обычно живут большими семьями.

— В ориентировках на разыскиваемых возле Алакольского РОВД на удивление много объявлений примерно такого содержания «ушел в горы и не вернулся». В крупных городах Казахстана люди пропадают на улицах, и причин этому масса, а в сельской местности — их в горах медведи задирают?

— И такое может случиться. Это специфика — где-то городские улицы опаснее любой пустыни, а у нас… Рыбак выехал на ловлю, лодка почему-то перевернулась, он утонул. То, что осталось от тела, могут найти спустя достаточно долгое время, а могут и вообще никогда не найти. Чабан в горах упал в расщелину. Нашли через несколько месяцев. В нашем районе сотни километров практически необитаемых территорий, и путешествие там в одиночку практически всегда таит немало опасностей. Даже для местных жителей.

— Чем изо дня в день занимаются участковые в аулах, где всего-то 100 или 200 дворов? Что там криминального может случиться…

— Если в Ушарале работают несколько подразделений и у каждого свой круг обязанностей, на любые сигналы выезжает патрульная полиция, а это три экипажа круглосуточно дежурящих, то участковый в своем ауле один, и он отвечает абсолютно за все. Тяжелый криминал там происходит нечасто, но в каждом маленьком поселке найдутся те, за кем нужно присматривать постоянно. Любая пьяная ссора между соседями, и в любое время дня и ночи, в любой день недели туда побежит участковый. Если случится что-то серьезное, то следственно-оперативная группа из райцентра первым будет «допрашивать» участкового — кто мог это совершить? И он должен будет тут же выдвинуть свои версии, определить круг подозреваемых. Для того чтобы это суметь сделать, ему необходимо знать если не все, то многое не только о склонных к криминалу, но и обо всех своих односельчанах. Это, поверьте, каждодневный и тяжкий труд.

 

фото автора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру