Деньги на свежий ветер

Около 500 делегатов из 40 стран мира обсудили возможности инвестирования в инфраструктуру и развитие города Алматы в рамках II Международного инвестиционного форума “Алматы Инвест”

Прошедшего в минувшую пятницу в южной столице. Известные урбанисты Европы и Азии, эксперты по градостроительству и созданию комфортных условий для жизни и работы в мегаполисах, потенциальные зарубежные инвесторы из Сингапура, Швейцарии, Франции, Таиланда, Италии, Австрии, ОАЭ выдвигали различные варианты решения вопроса: как улучшить отношения между городом и его жителями

Около 500 делегатов из 40 стран мира обсудили возможности инвестирования в инфраструктуру и развитие города Алматы в рамках II Международного инвестиционного форума “Алматы Инвест”

Айгуль Жилкишина

Получив статус Финансового центра Евразийского экономического союза, став одним из звеньев современного Шелкового пути, Алматы является отныне также кандидатом для приема зимних Олимпийских игр в 2022 году. Посему наш город становится удобной площадкой для ведения бизнеса во всем Центрально-Азиатском регионе.

Казахстанские и зарубежные эксперты убеждены - Алматы должен стать городом открытой экономики в рамках открытого государства: открытого для людей, идей, инвестиций. Подводя промежуточный итог - утвержденные изменения к Закону об инвестициях, работающие проекты совместно с Европейским банком реконструкции и развития на сумму 6,5 миллиарда долларов (с 1994 года), можно констатировать, что для привлечения инвестиций в Казахстан делается много. Однако останавливаться на достигнутом никто не собирается - обилие предложений и проектов на форуме показало инвестиционную привлекательность Алматы.

ГОРОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ

“Самый хороший город тот, в котором люди не дома сидят, не в торговых центрах тусуются, а проводят все свое время в парках и скверах”, - напомнил всем гостям форума Энрике Пеньялоса, бывший мэр столицы Колумбии Боготы и известный реформатор. Не в бровь, а в глаз, ведь самая животрепещущая проблема для алматинцев - воздух, которым дышим. Наш город нуждается в улучшении экосистемы, и извлечь пользу из уникального природного фактора - ожерелья гор Алатау - возможно, лишь эффективно организовав существующую городскую инфраструктуру. Нужно учитывать то, что большая алматинская аг¬ломерация постоянно растет - население южной столицы увеличивается ежегодно на 6-7 процентов. Кроме того, в начале 2014 года решили физически расширить границы города - после воплощения этих планов площадь города увеличится на 40 процентов.

В Генеральном плане развития города говорится об объездной дороге, о развязках. Но больших надежд с оптимизацией индивидуального транспорта пока нет, хотя велосипедные дорожки на проспекте Абая радуют глаз.

Пелена смога над нашим городом состоит на 80 процентов из эмиссии газа от транспорта - на 1,6 миллиона населения Алматы приходится примерно 600 000 автомобилей. И еще 15 процентов грязного воздуха - токсичные выбросы ТЭЦ. И несколько процентов от частного сектора, отапливаемого углем, уже не делают погоды. Простые меры помогли бы - как это уже делается в некоторых крупных городах Европы. Например, в Эдинбурге запрещен въезд автомобилям в историческую часть города - для сохранности архитектурного наследия. А если иметь в виду здоровье людей, то в Париже к 2020-му планируют пересадить на двухколесный транспорт 50 процентов жителей мегаполиса. А в Берлине уже 30 процентов городских жителей ногами голосуют за свежий воздух.

Энрике Пеньялоса, приветствуя велосипеды на город¬ских магистралях средней полосы Европы, упреждает вопрос: “Если Вы скажете холодно, то отвечу - в Дании, Копенгагене велосипед становится все более популярным”. К слову, в Астане (во всяком случае, в центре) прокат велосипедов уже не редкость, а климат там не чета алматинскому. Значит, дело просто в привычках?

Другой важный аспект - топливо для общественного транспорта в Алматы. Сейчас 40 процентов автобусов муниципального парка (600 из 1500) работают на газе. Городские власти приняли Программу специального финансирования для владельцев частного транспорта - согласно ей частным перевозчикам станет возможным легче перейти на экологичные модели городского транспорта. А в ближайшие пять лет цена на компримированный газ станет ниже на 40 процентов, чем на АИ 92.

И, наконец, ставшая притчей во языцех бесконтрольная застройка в Алматы. Частные застройщики в последние 20 лет пренебрегали тем, что строительство зданий не должно нарушать циркуляцию бриза с гор - потоки воздуха нужны городу для очищения атмосферы в нашем “котле”.

В кулуарах инвестиционного форума мне удалось задать вопросы и получить на них ответы от знаковых фигур современного мира - Франсуа Фийона и Джима Роджерса.

Франсуа Фийон, премьер-министр Французской Республики в 2007-2012 годах, был также самым молодым в истории страны мэром коммуны Сабле-сюр-Сарт. Он обладает опытом управления парижской агломерацией. Некоторые политики Франции рассматривают его как серьезного соперника Николя Саркози на президентских выборах 2017 года.

- Как Вы относитесь к перспективному сотрудничеству Франции и Европы с Казахстаном в рамках новой организации Евразийского экономического союза? Это возможно?

- Я уверен, что любое экономическое сотрудничество между континентами позитивно. Оно позволяет подготовить мир к более спокойной жизни, более процветающей.

- Что для этого главное?

- Я думаю, что сегодня для Европы приоритетом является создание успешной кооперации со странами Центральной Азии и Россией. Это сотрудничество в положительном русле необходимо всячески поддерживать и сохранять его как мост между Азией и Европой.

Джим Роджерс - один из самых влиятельных международных инвесторов, миллиардер известен своими неоднозначными высказываниями о долларе, о грядущем крахе американской и европейской экономик. Инвестор считает, что в самом ближайшем будущем “Азия станет доминирующим рынком, а Европа и Америка продолжат падение”.

О Казахстане он знает пока немного - много нефти и большой потенциал для развития.

- Как Вы смотрите на сотрудничество США с новой экономической организацией - Евразийским экономическим союзом? Вы слышали о нем?

- Да, я знаю о нем и положительно смотрю на такую перспективу, так как в данном случае это подразумевает создание зоны свободной торговли - а значит, люди получат много возможностей для передвижения товаров. Вообще, любые зоны для беспошлинной торговли, в принципе, хорошая вещь. У Казахстана удобное географическое положение, большая территория, правда, населения менее 20 миллионов - это, конечно же, большая проблема. В принципе, это очень большой рынок, но это не Европа, где несколько сотен миллионов населения. Я думаю, эта экономическая организация - отличная идея.

- Полагаете, плодотворное сотрудничество возможно?

- Оно возможно, вероятно, и оно послужит для пользы каждого человека в Казахстане.

- Экономические связи с кем имеют для Америки больший приоритет - с Европой или с ЕврАзЭС в будущем?

- Экономическое будущее мира сосредоточено здесь, в Азии, а Европа - это уже пройденный этап.

Что делают власти для этого? Представитель акимата заверял, что строительство в южной части города находится под строгим контролем - во всяком случае, постройки зданий выше шести этажей к югу от проспекта Аль-Фараби запрещены.

КОНКРЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Эксперты в сфере городского планирования обозначили самые привлекательные, выгодные и актуальные проекты в условиях города Алматы. Как заметил один из европейских специалистов, прошло время 90-х, когда нужно было думать только о насущном. Нынче можно и нужно подумать о комфортном образе жизни, например, о светодиодном освещении, похожем на солнечное. Причем это будет не только не дороже, но даже дешевле. С помощью световых дизайнерских решений можно изменить облик города, не переустраивая его, и сэкономить до 70 процентов эксплуатационных возможностей. Если посчитать, что ежегодно из бюджета Алматы на содержание освещения тратится 1,1-1,3 миллиарда тенге, то при предлагаемом светодиодном освещении можно сэкономить более 500 миллионов. Эту новую систему освещения можно предложить как для пешеходных зон, так и для других пространств города.

Для привлечения инвестиций нужны комфортная среда и максимум информации о нашей стране. Чтобы государство было более открытым и бизнесмены ощущали желание сотрудничать, для начала необходимо облегчить визовый режим - как первый шаг. В качестве второго шага - оптимизировать миграционную политику. Практика 90-х годов, когда приехавшие в Алматы бегали за печатью регистрации через три дня, уже пережила себя.

В рамках II Алматинского инвестиционного форума акимат Алматы заключил меморандумы о сотрудничестве на 2015 год с холдингом “Байтерек” и фондом “Даму”, обозначив как приоритетные инвест¬проекты в области промышленности, энергетики, строительства, транспорта и туризма. В проект по сносу аварийно-ветхих жилых домов со строительством нового жилья в рамках Программы сноса аварийно-ветхого жилья холдинг “Байтерек” намерен инвестировать 10 миллиардов тенге. Акимат и фонд “Даму” окажут поддержку малому и среднему бизнеса в сфере торговли и оказания услуг. При этом каждая из сторон рассматривает возможность предоставления финансирования в сумме до двух миллиардов тенге.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру