Бизнес “внучек” и “жучков”

Государство всерьез нацелилось сократить свое присутствие в бизнесе.

Действовать будут по принципу Yellow Pages Rule: если государство намеревалось предоставить услугу, которая осуществлялась хотя бы тремя частными компаниями, имеющимися в телефонном справочнике, то в таком случае предоставление этой услуги исполнительной властью считается нецелесообразным. Кроме того, государству запрещается создание и участие в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства 

Государство всерьез нацелилось сократить свое присутствие в бизнесе.

Юлиана Жихорь

Одна из причин тому - плохое качество государственного менеджмента, что приводит к вынужденному субсидированию многих госпредприятий. И, естественно, к увеличению затратной части бюджета. Второй момент - занимая нишу в рынке, государство создает неравную конкуренцию частному сектору, не давая, по сути, ему развиваться. Скоро, обещают в Кабмине, все изменится.

Сейчас квазигосударственный сектор составляет почти семь тысяч предприятий: 398 государственных предприятий, АО - ТОО с участием государства и 6023 “квазиков” в коммунальной собственности. В структуре активов национальных управляющих холдингов и национальных компаний находятся 542 организации.

По словам вице-министра национальной экономики Тимура Жаксылыкова, для квазигосударственного сектора РК “уже давно характерны раздутость и неэффективность управления”: “Средства, выделяемые субъектам квазигосударственного сектора, не всегда используются эффективно”.

Поэтому приняли решение ограничить присутствие государства на конкурентном рынке.

Собственно, вторая волна приватизации, по сути, положила начало массовому выходу государства из предпринимательского сектора. Продавая в частные руки почти тысячу различных АО - ТОО с гос¬участием, власти неоднократно заявляли, что тем самым дают возможность “показать себя” частному бизнесу. Мол, частные менеджеры смогут управлять бывшей государственной собственностью более эффективно. И выиграют от этого и частники, и государство: обе стороны смогут получить хороший доход.

При этом, сокращая свое присутствие на рынке, власти законодательно запрещают создание новых квазигосударственных предприятий.

В случае же отсутствия конкуренции на том или ином рынке государством может быть принято решение о создании юридического лица с его участием, но только на принципах ГЧП с последующим выходом государства из этого юридического лица с учетом периода окупаемости проекта.

При этом усиливаются позиции антимонопольного органа, который должен ежегодно проводить анализ товарных рынков на предмет выявления видов деятельности и госкомпаний для передачи в конкурентную среду. А заодно согласовывать каждый новый вид деятельности, который планируется осуществлять госкомпаниями.

Помимо всего прочего законопроект, отметил вице-министр, ликвидирует сложившуюся практику, когда при продаже госкомпаний устанавливается завышенная стоимость государственных активов, и госкомпании, пользуясь отсутствием покупателей по высокой цене, продолжали осуществлять свою деятельность. “Сейчас, конечно, до сих пор существует лазейка, которая позволяет правдами и неправдами сохранять свое присутствие на конкурентном рынке и вытаптывать поляну, продолжать выталкивать частный бизнес за пределы этого конкурентного сектора. Мы полагаем, что нормы, которые мы сейчас вносим, позволят сократить эти возможности, лазейки, позволят сократить участие государства, создать больше возможностей для предприятий”, - заявил Тимур Жаксылыков.

Например, предусмотрена обязанность ФНБ “Самрук-Казына” проводить закупки на конкурсной основе с участием субъектов предпринимательства, не входящих в группу фонда. И только при их отсутствии закупать товары у своих аффилированных организаций.

Впрочем, не секрет, что порой технические заявки на конкурс составляются так, что частный бизнес, представленный на рынке, просто не может их выполнить. И закуп в итоге производится у “нужных” компаний. То есть потребность их присутствия на рынке сохраняется. Вопрос в том, насколько эта форма “поддержания бизнеса” будет изменена?

Впрочем, парламентарии не особо оптимистично отнеслись к правительственным идеям. Мол, каждый год декларируем о сокращении доли государства на рынке, а дочерние структуры квазигосударственных компаний растут как грибы, в свою очередь, давая новые “рабочие места” многочисленным “жучкам”.

“Тысячи “дочек”, “внучек” уже пошли от наших национальных компаний, фонда “Самрук-Казына”. Как регулировать?” - возмущался мажилисмен Мейрам Пшембаев. Жаксылыков заверил, что нормы проекта закона ограничат возможность создания неконтролируемого количества “дочек-внучек”.

Законопроектом предусматривается создание госкомпаний и дочерних структур в следующих случаях: отсутствия иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества; использования и содержания стратегических объектов, находящихся в государственной собственности; осуществления деятельности организациями в сферах, отнесенных к государственной монополии, а также создаваемых для анализа эффективности и выработки предложений по совершенствованию государственной политики. Кроме того, их создание будет возможно в случае отсутствия на соответствующем товарном рынке представителей частного сектора. А также когда такое создание прямо предусмотрено законами РК, указами президента РК или решениями правительства.

 

Астана 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру