Юлиана Жихорь
Если судить по итогам второго квартала, то ситуация выглядит удручающей: по данным отечественной статистики, положительное сальдо внешней торговли снизилось на 40 процентов, составив 8,5 миллиарда долларов против 14,15 миллиарда в первом квартале. Причинами столь резкого снижения называют падение объемов казахстанского экспорта на 15 процентов.
Если оценивать итоги семи месяцев, то цифры не столь велики, но все-таки существенны: внешнеторговый оборот республики в январе - июне 2014 года по сравнению с январем - июнем 2013 года снизился на 6,5 процента и составил 61 миллиард. В том числе экспорт составил 41,8 миллиарда долларов, что на 1,9 процента меньше прошлогодних показателей, импорт - 19,2 миллиарда (на 15,2 процента меньше). Интересно, что во втором квартале наблюдался рост импорта на 26,7 процента при падении экспорта на 15 процентов.
Больше всего просела торговля со странами Таможенного союза: экспорт в страны ТС снизился на 22,2 процента, импорта - почти на 24 процента.
Эксперты называют основной причиной ухудшения уменьшение объемов добычи нефти в РК. В Казахстане в январе - июле 2014 года добыли 39,165 миллиона тонн сырой нефти, что на 3,1 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако за первое полугодие экспорт нефти и газового конденсата вырос на 4,8 процента. В денежном выражении этот экспорт, несмотря на падение цен на эти виды товаров, тоже подрос - на 3,1 процента. А вот нефтепродукты подкачали: экспорт снизился на 14,5 процента, импорт - на 25,4.
Снизились и объемы добычи угля. За январь - июль в Казахстане добыли 58,4 миллиона тонн угля, что на 7,6 процента меньше прошлогодних показателей (за аналогичный период 2013 года).
В общем, текущее положение отлично демонстрирует сырьевую направленность отечественной экономики. А главное, чрезмерную зависимость от спроса в развитых странах на сырье. (К слову, основными покупателями казахстанской продукции в первом полугодии стали Италия - 22,1 процента всего экспорта, Китай - 13,5, Нидерланды - 11,2 процента).
Негативно на состоянии экономики сказывается не только падение спроса на основные экспортные составляющие, но и снижение цен на них. Так, в последние пару лет металлы потеряли едва ли не половину своей стоимости. Цена на уголь в этот же период снизилась на треть. (Причина тому - замедление экономического роста в Китае, который является крупнейшим потребителем угля в мире. Импорт угля в КНР в текущем году значительно упал по сравнению с прошлым 2013 году.)
Значительное падение показали и цены на нефть: только за последние два месяца стоимость барреля марки Brent упала со 115 долларов до 102,19.
При этом промпроизводство в Казахстане за 7 месяцев снизилось на 0,3 процента: в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров снизилось на 0,5 процента, в обрабатывающей промышленности - на 0,2, в электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании увеличилось на 1,8, в водоснабжении отмечено снижение на 4,1 процента. Уменьшилось производство табачных изделий, продуктов химической промышленности, основных благородных и цветных металлов.
По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, рост ВВП страны в январе - июле составляет 4 процента. Как сказал глава комитета Алихан Смаилов, рост “достаточно неплохой”. “Я думаю, до конца года темп роста ВВП должен несколько увеличиться с учетом темпов в строительстве, с учетом урожая в сельском хозяйстве. Кроме того, инфляция находится в заданном коридоре, поэтому в целом у нас ситуация сохраняется стабильной и по ВВП, мы думаем, цифры будут выше”, - заключил он.
Однако надеяться, что до конца года ВВП дотянет до запланированных властями 6 процентов, вряд ли стоит. Улучшения экономической ситуации в мире не наблюдается, как следствие, и роста экспортных объемов из страны - тоже.
К тому же на нас весьма серьезно сказываются продолжающаяся гражданская война в Украине и санкции, введенные Западом против Москвы. Из-за военных действий на востоке Украины разладились торгово-промышленные связи Казахстана с Киевом (в Астане говорят о том, что приходится сворачивать ряд ранее планировавшихся проектов, включая и расширение ряда производств). Кроме того, учитывая достаточно высокую зависимость казахстанской экономики от западных кредитов, приходится оглядываться на создание новых проектов с Россией (ряд договоров оговаривает возможность сотрудничества со странами/компаниями/предприятиями/гражданами, на которые наложены санкции). Кроме того, ограничения по доступу к европейским “длинным деньгам” воленс-ноленс коснулись и Казахстана, который де-факто находится в сфере влияния Москвы. Недаром в правительстве сегодня активно размышляют над сценарием дальнейшего развития ситуации в стране и взвешивают все возможные риски.
Кстати, заявления ряда политиков о том, что Казахстан займет активную позицию в замещении попавших под российские санкции импортных товаров и увеличит поставки своего продовольствия в Россию (тем самым дав рост развитию собственного производства), сегодня подвергаются большим сомнениям. Отечественные производители (как и российские) сейчас не смогут значительно увеличить объем производства, а через несколько лет, когда импорт будет возобновлен, на дополнительную продукцию не будет спроса.
С учетом плохого урожая фруктов в Казахстане в этом году, невысокого урожая овощей (по прогнозам), неразвитости мясо-молочного производства (мы до сих пор не можем закрыть собственные потребности), вряд ли стоит говорить о быстрых возможностях заполнения пустот на российских прилавках. Быть может, именно поэтому пока Москву активно атаковали делегаты из Латинской Америки и Азии, предлагающие свою продукцию, Астана ограничилась лишь заявлением, что “мы тоже можем”.
Сейчас в правительстве возлагают надежды на рост экономики с осенними переменами: сбором урожая. Но, если верить словам главы Минсельхоза, несмотря на относительно высокий урожай, его качество будет далеко от высокого, что отразится на цене.
Мировая экономика также не прогнозирует улучшение. По прогнозам международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service, рост мирового ВВП на 2,8 процента в 2014 году будет ниже тренда, но ускорится до 3,2 процента в 2015 году. В США экономика прибавит два процента в этом году и три процента - в следующем, в еврозоне - 1 и 1,5 процента соответственно. Казахстану эксперты (МВФ) предсказывают рост в текущем году не более 4,75 процента. Правительство намерено дотянуть рост экономики до 6 процентов.
Астана