Мягкая реакция на твердый сыр

Введение Россией встречных продовольственных санкций попутно цепляет и партнеров по Таможенному союзу. У нового союза, куда также входят Казахстан и Белоруссия, общая внешняя граница.

Внутренние рубежи весьма условны для товаров: пошлин с них не берут, потому и препятствий для перемещения нет. Пограничники здесь следят только за тем, чтобы через границы не перевозили запрещенные товары, к которым всегда относятся наркотики, оружие, оборудование военного назначения. Эпизодически появляются фитосанитарные запреты на провоз каких-то групп продуктов или растений. 

Введение Россией встречных продовольственных санкций попутно цепляет и партнеров по Таможенному союзу. У нового союза, куда также входят Казахстан и Белоруссия, общая внешняя граница.

Как теперь перекрыть поток попавших под запрет продуктов из стран Запада и США, чтобы они не попадали в Россию с территорий Казахстана и Белоруссии?

Константин Маскаев

Действительно - вопрос. Механизм пока явно не отлажен. Кроме того, как известно, под действие “аккуратных мер” попали торгово-закупочные отношения юридических лиц. Везти в багаже, к примеру, голову сыра, кус хамона, коробку вина, ворох мидий и вязанку макарон не возбраняется. И если для ввоза с внешних для Таможенного союза территорий есть определенные количественные ограничения, то из Белоруссии и Казахстана вези, сколько можешь. С отговоркой “для личного пользования”, естественно. Во всяком случае, пока это так.

Чтобы предотвратить затоваривание складов запрещенным к ввозу импортом, действующие в России торговые сети вынуждены в настоящее время пересчитывать остатки продуктов и высчитывать сроки их окончательной распродажи. Те же магазины, которые будут продавать эти продукты после указанного ими же срока, попадут под совместные проверки департаментов торговли и услуг и управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России. Проверки могут начаться уже через месяц. Запаса запрещенного импорта осталось примерно на этот срок.

Оптовые компании уже столкнулись с проблемой реализации. Торговые сети и магазины уже не стремятся пополнять свой остаток, чтобы не попасть под санкции муниципалитетов. Сейчас оптовые компании ищут рынок сбыта в соседних странах, в том числе в Белоруссии и Казахстане. Причем, что объяснимо, цены и условия оплаты оказались достаточно привлекательными.

Определенные разъяснения по вопросу, как нам жить и что употреблять в пищу, возникшему после 6 августа, должны будут дать чиновники всех трех стран. Подождем.

Пока же более четко обозначена позиция Белоруссии, где уже работают над остановкой транзита запрещенных к ввозу в Россию товаров. О чем президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил сам.

“Разговаривая с президентом России, мы вели речь о защите, как он сказал, российского рынка. То есть мы должны исполнить свои обязательства по защите союзного рынка (у нас единая таможня в таможенном пространстве) в части транзита грузов с Запада через Беларусь на российскую территорию”, - приводят слова Лукашенко. Таможенным органам уже даны соответствующие указания.

“Что касается нашего внутреннего рынка, мы отдельно обговорили этот вопрос. Это наше внутреннее дело. Нужны нам польские яблоки - мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка. Нужны какие-то немецкие деликатесы - также приобретаем для внутреннего потребления. Надо нам что-то перерабатывать - мы покупаем и перерабатываем”, - поясняет Лукашенко.

Кроме того, воспользовавшись ситуацией, белорусский президент предложил тем, кто не успел довезти товары до России, продать их в Белоруссии или отдать на переработку. Также известно, что 7 августа первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Маринич заявил, что Минск готов поставлять продовольствие в Россию вместо стран, в отношении которых Москва ввела ограничения на импорт.

Напомним, 6 августа президент России Владимир Путин подписал Указ “О применении отдельных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ”. На следующий день правительство утвердило запрет на поставки говядины, свинины, плодоовощной продукции, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран ЕС, США, Канады, Австралии, Норвегии и Японии.

Тем не менее не вполне ясным остается вопрос о производимых сегодня в России продуктах западных брендов. Многие производители напитков и сыров сегодня пребывают в некоторой растерянности. Мы связались с производителем известного сыра ламбер - молочным заводом, расположенным в приграничном с Казахстаном городе Рубцовске. По крайней мере, два вида сыров с этого предприятия входят в наиболее ходовой ассортимент сыров в продуктовых сетях Казахстана. Изначально рецептуру для российской продкорпорации “Вимм Билль Дан” разрабатывали европейские сыровары. Затем, как нам пояснили, товар был сразу адаптирован, его название пишется исключительно по-русски, для него разработали свой собственный логотип. С этих позиций он уже не является продуктом зарубежного происхождения. Но вот патент на технологию производства оригинальной круглой формы этого сыра принадлежит PepsiCo как часть самой компании. На предприятии пока не получили разъяснения, повлияет ли эта “фишка” на перспективу дальнейшего производства сыра.

Вообще, в России на ближайший год может сложиться ситуация, которая напомнит обычный дефицит советского образца: торговлю из-под полы, контрабанду и появление системы спецраспределения. За двадцать с небольшим лет общество потребления взрастило своеобразный культ еды. Тирамису, камамбер, маскарпоне, дор блю, фуагра - для состоятельных сибаритов. Хот-дог, суси, фри и “Макдональдс” для тех, кто попроще. И как теперь оставаться без французских или, на худой конец, испанских и итальянских вин? Возвращаться к селедке и вспоминать о том, что в Крыму тоже есть виноградники. Либо отправляться в “жор”-туры, как уже выражаются сетевые острословы.

Что же в этих условиях может беспокоить казахстанского гурмана? Прежде всего, возможный рост цен на товары европейского списка, особенно в приграничных областях и тех регионах, где имеется прямое железнодорожное сообщение с Россией. Предположим, Казахстан не откажется от поставок евроимпорта, но примет меры, чтобы перекрыть транзит в Россию. Думается, вскоре мы обнаружим продовольственные шоп-туры из России. Тем более практика коммерческих поездок из Сибири на алматинские оптовые рынки еще не забыта. Наверняка активизируются и контрабандисты - с вытекающей отсюда системой подкупа пограничников. Поэтому, пожалуй, самый непопулярный, но наиболее продуктивный вариант - это закрыть для импорта все страны ТС и ЕАЭС.

В остальном переживать не о чем. Да и саму ситуацию, как мы уже писали, можно обернуть себе на пользу: государству самое время повернуться лицом к АПК и на самом деле заниматься решением проблемы продовольственной безопасности. А помимо продовольственных товаров повседневного спроса наращивать производство собственных деликатесов. Как вариант.

Вчера также стало известно, что президенты Лукашенко, Назарбаев и Путин обсуждали по телефону, как не допустить в Россию запрещенный импорт. По мнению российского премьера Медведева, эти меры расчистят магазинные полки для отечественных товаропроизводителей. По его оценке, сложившаяся ситуация представила России уникальный шанс решить проблему импортозамещения. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру