“Как закончится война, Мэри, я приеду в твой Казахстан”

Так говорил ей легендарный Иван Кожедуб, прославленный советский ас, в эскадрилье которого она служила.

Ее ратная слава сравнима с подвигами Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой. О военной летчице, втором номере Кожедуба, написана книга Естаем Мырзахметовым, свою поэму ей посвятил известный казахстанский писатель Еркеш Ибрагим. О судьбе Мадины Искаковой мы побеседовали с ее дочерью Аягоз Шикатаевой, урожденной Махметовой

Так говорил ей легендарный Иван Кожедуб, прославленный советский ас, в эскадрилье которого она служила.

Айгуль Жилкишина

Он ласково называл ее Мэри, а еще Мэри Пикфорд-Искаковой, по имени знаменитой американской актрисы 20-30-х годов ХХ века, рост которой был 154 сантиметра. Миниатюрная героиня из казахстанских степей с 1942 по 1945 год служила в составе прославленного 178-го гвардейского истребительного авиационного полка мастером по авиаприборам и кислородному оборудованию и была личным бортмехаником трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. В истории СССР такая честь была оказана только трем военачальникам: самому Кожедубу, герою Гражданской войны Семену Буденному и летчику Александру Покрышкину. Иван Никитич Кожедуб был самым результативным среди летчиков Советского Союза и летчиков союзных войск времен Второй мировой войны. Всю войну Кожедуб воевал на истребителях Лавочкина - Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7, а Мадина отправляла его в полет, встречала с боевого задания, ремонтировала боевую машину при поломке. Наша знаменитая соотечественница летала в одном самолете с асом мировой авиации и прикрывала его тыл во время воздушных боев. В этом авиаполку служили также Александр Покрышкин, Кирилл Евстигнеев (дважды Герой Советского Союза) и еще один наш соотечественник Талгат Бегельдинов (дважды Герой Советского Союза).

ПУТЬ-ДОРОГА БОЕВАЯ

Мадина Искакова родилась в 1924 году в селе Зверевка Балкашинского (ныне Сандыктауского) района под Кокшетау в семье муллы. Она закончила 8 классов школы №3 города Кокшетау. Братья Мадины ушли на войну раньше нее - средний брат Кусаин погиб на Халхин-Голе, а старший Хасен, летчик-бомбардировщик, сгорел в бою над Балтийским морем.

В силу того, что Мадина Искакова была 1924 года рождения, ее могли не взять на фронт - в начале войны многим отказывали в призыве. Это уже в конце войны многие ограничения сняли, но в первое время брали не всех. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года с 23 июня объявили мобилизацию военнообязанных 14 возрастов (1905 - 1918 годов рождения) в 14 военных округах СССР из 17. В трех остальных округах - Забайкальском, Среднеазиатском и Дальневосточном - мобилизация была объявлена через месяц особым решением правительства скрытным способом как “большие учебные сборы”.

А 10 августа 1941-го ГКО (Государственный Комитет Обороны - созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления) издал постановление о мобилизации военнообязанных 1890 - 1904 годов рождения и призывников 1922-1923 годов рождения. Однако она распространялась на территории Кировоградской, Николаевской, Днепропетровской областей и части Орловской области.

Мобилизация 15 августа 1941 года коснулась Крымской АССР, а 20 августа - Запорожской области. 8 сентября объявили мобилизацию для ряда районов Орловской и Курской областей, а 16 октября - для Москвы и Московской области. Таким образом, Мадина Искакова недотягивала до призывного возраста, а ей очень хотелось занять место погибшего брата.

В мае 1942 юная Мадина, подделав дату рождения в паспорте - 1924-й она переправила на 1921-й, отправилась в призывной пункт. Из всех девушек, мечтавших стать летчицами, отобрали только 17 и отправили в Кемерово, где девушки окончили школу младших авиаспециалистов. За шесть месяцев они освоили программу, рассчитанную на два года - это стоило ей и ее товаркам 14-16 часов в сутки ежедневной напряженной работы. Став специалистом по контролю авиационных приборов, Мадина Искакова отвечала за исправность и надежность работы кислородного оборудования самолетов.

Будучи сдержанной и скрытной по характеру, в послевоенные годы Мадина неохотно рассказывала о своем боевом прошлом. Маленькая Аягоз, спрятавшись в укромном уголке и затаив дыхание, слушала рассказы своей мамы. Когда приходили почетные гости, она уступала их просьбам и рассказывала военные истории с именитым героем войны Иваном Кожедубом. “Когда мы поднимались в воздух, Кожедуб заставлял меня кричать и петь, чтобы не лопнули барабанные перепонки во время переворотов. Подлетаем к “мессершмитту”, а он кричит: “Стреляй!”. И она должна была попасть точно в цель, иначе попадут в них. Однажды истребителю Кожедуба срезали крыло, но он все равно смог благополучно приземлиться. Иногда, сбивая самолет, он кричал в рупор: “Мэри, запиши этого фрица на свой счет!”.

Мадина Искакова дважды была ранена, но снова возвращалась на фронт. Первый раз осколок снаряда попал ей в головной мозг при бомбардировке аэродрома, а второй раз раздробило коленную чашечку, но, оправившись (даже хромоты не осталось после ранения), догоняла свой авиаполк. Сержант гвардии Искакова участвовала в освобождении Украины и Молдовы, городов Прага, Будапешт, София и Вена, а также была участницей Парада Победы в Москве.

ВОССТАВ ИЗ ПЕПЛА, КАК ПТИЦА ФЕНИКС

“Но не все складывалось просто, - вспоминает Аягоз Шикатаева, - когда маму ранило, в Кокшетау пришла похоронка. Родственники, оповестив всех о ее гибели, справили поминки по обычаю - семь дней, сорок дней и год. А Мадина, вопреки всему, вернулась живой. Когда она ранним утром 1948 года приехала в Кокчетав, никто из родных ее, конечно же, не встречал. Окинув взглядом пустынный вокзал, она увидела арбу, возница которой куда-то отлучился. Заняв место в свободной телеге-”такси”, она стала дожидаться хозяина. И этим привлекла внимание одной женщины, шедшей к своей арбе, которая при виде Мадины стала кричать и ругаться. Уставшая после многодневной дороги и еще не адаптировавшаяся в условиях мирной жизни, она выхватила наградное оружие из кобуры и, направив ствол на возмущенную женщину, заставила ее замолчать и везти по указанному адресу: “А то уложу тебя, как фрица!”. Успокоившись, Мадина узнала в ней жительницу ее родного села, которая стала опять причитать, но теперь от ужаса. Пред ней среди бела дня стояла покойница... Приехав в село, Мадина протянула ей 500 рублей за доставку, но соседка кинулась прочь изо всех сил.

По дороге к родному дому героиня войны не раз встречала местных мальчишек, которые с криками разбегались при виде ее, думая, что видят призрак умершей односельчанки. Старики не верили, что идущая по дороге девушка в военной форме и с кобурой на боку - это их маленькая Бетыгеш, как они ласково называли Мадину в детстве. Ее ведь похоронили всем селом. Вопреки всем смертям отважная летчица с именным наградным оружием от самого Иосифа Виссарионовича вернулась в родное село. А в нагрудном кармане - направление на учебу в Челябинск, на юридический факультет.

То, что она воевала, - это ее судьба. Как говорил отец Аягоз, Темирболат Махметов: “На нашу долю выпала война”. И его жизнь сложилась непросто - он провел два трагических года в концлагере в Германии, и он пошел по стезе тех, кто был в плену. По возвращении из плена не все могли избежать ареста на родине, многочисленных допросов и даже пыток.

Бросив вызов смерти, выжив в пекле войны, оставаясь в строю после ранений и даже будучи похороненной народной молвой, сержант гвардии Мадина Искакова после 1945 года еще оставалась в Будапеште, выполняя задание по организации комсомольской власти в Венгрии. Там же, в Будапеште, она встретила своего брата, работавшего по партийной линии. Едва веря в счастье встречи с родным человеком за тысячи километров от дома, Мадина уверовала в другое чудо. Решив поехать отмечать радостное событие, они попали в аварию, машина наехала на бревно, лежавшее поперек дороги. “В три стороны разлетелись они, - рассказывает Аягоз, - мама - в одну, дядя - в другую, горящая машина - в третью. Оба остались живы и невредимы, только стекло на трофейном “Ролексе” треснуло”.

Проработав некоторое время секретарем в военном трибунале Акмолы, Мадина Искакова вернулась в родные кокшетауские края, чтобы помогать матери, младшим братьям и сестрам в непростое послевоенное время.

“ВОЮЮТ НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ”,

- любил говорить своим однополчанам прославленный ас. Свою первую звезду героя Иван Никитич получил 4 февраля 1944 года - на тот момент ему было 24 года. Трижды Герой Советского Союза показывал своим примером, что один в поле вполне может быть воином. Родившийся в скромных условиях семьи сельского церковного старосты в 1920 году в Ображиевке, в Сумской области, Иван был самым младшим из пятерых детей. Иван Кожедуб ходил в аэроклуб и показал себя подающим надежды летчиком. Отслужив в армии, Иван определился с окончательным выбором профессионального пути.

Он поступил в летную школу, а во время войны молодого Кожедуба эвакуировали вместе с Чугуевским военным авиационным училищем в Казахстан, Чимкент. По окончании ему, как одному из лучших курсантов, было предложено остаться в должности летчика-инструктора. В ноябре 1942 года Иван Никитич прибыл в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. Спустя полгода Кожедуб вылетел на Воронежский фронт. С марта 1943-го воевал также на Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, пройдя путь от старшего летчика до командира истребительного авиационного полка.

6 июля 1943 года на Курской дуге Кожедуб сбил свой первый немецкий самолет - бомбардировщик “юнкерс” Ю-87, а в августе 1943 года великого летчика назначили командиром эскадрильи.

К октябрю 1943 года командир эскадрильи совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 немецких самолетов. К августу 44-го за ним числилось уже 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов противника. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель-бомбардировщик Люфтваффе Ме-262. Эта боевая машина была самым передовым чудом военной промышленности того времени за счет впечатляющей скорости. Но и она была сбита в ходе продолжительного боя нашим знаменитым летчиком, привыкшим атаковать с дальнего расстояния. Иван Кожедуб сбил его 19 февраля 1945 года, однако не был первым, кому это удалось сделать - еще 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счет американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса.

У Кожедуба был свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Несмотря на частый обстрел силами противника, Кожедуб умудрялся выживать в любых условиях. Отличавшийся исключительным мастерством и умением выполнять сложнейшие фигуры летного пилотажа, Кожедуб редко переходил в ближний бой. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров - развороты, змейки, горки, пикирования и т.д. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым и при этом “не подставиться” самому. Он не боялся вступать в бой со значительно превосходящим по силе противником. В одном из вылетов его четверка сумела отразить налет 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестерки “мессеров”. Был случай, когда ему пришлось вступить в бой в одиночку с 18 “юнкерсами”.

Автоматизм его движений в бою был отработан до предела - отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолета. Историки говорят, что Иван Кожедуб сбил гораздо больше самолетов, чем значится в официальных источниках. Дело в том, что он не записывал на свой счет вражескую машину, если сам не видел, как она упала на землю. “А вдруг он до своих дотянет?” - объяснял летчик однополчанам.

К концу войны гвардии майор, самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов, провел 126 воздушных боев и сбил лично 64 вражеских самолета. Среди них 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по два бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, один истребитель PZL P-24 (румынский), штурмовик Hs-129 и один реактивный истребитель Me-262.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два FW-190, Кожедуб провел 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя и приводил поврежденный истребитель на аэродром.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно-воздушную краснознаменную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года летчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (девять пилотов погибло). В 1985 году он получил звание маршала авиации. Скончался Иван Кожедуб в 1991 году и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Имя легендарного аса носит сейчас 237-й гвардейский Проскуровский краснознаменный центр показа авиационной техники, в который входят знаменитые пилотажные группы “Русские витязи” и “Стрижи”.

ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА

Сменив окружение Героев Советского Союза в условиях военного времени на своих односельчан, она не сразу почувствовала их признание ее фронтовых подвигов. Мадина Искакова вышла замуж, но в первом браке у нее не было детей. Соседки зубоскалили: “Фронтовая ...!” - так или еще хлеще называли ППЖ, походно-полевых жен военачальников времен Великой Отечественной войны, прошедших с ними все триумфальные и трагические дни. Встретив вновь военного, запавшего ей в серд¬це еще в военные годы, Темирболата Махметова, Мадина вышла за него замуж, поселившись с ним в Бирлестике. Освоив нелегкую профессию доярки, Мадина Искакова начала новую жизнь - со всеми ее тяготами и лишениями, в послевоенные годы, когда не хватало ни мужчин, ни женщин, ни рабочих рук вообще.

Аягоз Шикатаева вспоминает: “Мама моя в условиях нашей североказахстанской зимы в бураны вставала в четыре утра и шла один километр до базы, чтобы подоить коров. После утренней дойки она возвращалась домой и кормила троих дочерей. В обед нужно было вновь идти и убирать навоз за коровами, а вечером еще раз идти на дойку. Несмотря на тяжкий труд - много навоза за коровами приходилось убирать хрупкой женщине каждую смену, каждый день - денег все равно не хватало. Самую дорогую вещь, подарок лично Иосифа Сталина - именной пистолет - ей пришлось обменять на мешок зерна”.

Почему получилось так, что за мужество в боях с легендарным героем Кожедубом ей вручил подарок сам Иосиф Виссарионович? Это бывало редко, чтобы Сталин сам награждал, и такую ценную награду нужно было отдать за мешок муки? Почему со стороны государства никакого прижизненного признания ее боевых заслуг не было?

После 20 лет такого тяжелого труда при начислении пенсии Мадине Искаковой не учли и не добавили за выслугу военных лет, ей назначили совсем небольшую пенсию без каких-либо льгот, причитавшихся даже участникам войны. А гвардии сержант Искакова не только участвовала в войне, но и героем возвратилась с войны. Хотя в итоге наград у нее оказалось немного. Мадина вырастила троих детей, защищала мужа от преследований органов и многочисленных допросов за то, что два года провел в плену.

Сравнивая положение Мадины Искаковой после войны с тем почетом, которым был окружен один из трех трижды Героев Советского Союза, хочется констатировать одно существенное обстоятельство - она воевала в одном самолете с самим Кожедубом.

Вспоминая историю войны, нужно отметить, что процедура награждения боевых расчетов времен Великой Отечественной была такова - за совершенные подвиги награждали весь экипаж и бомбардировщика, и истребителя, а также полностью экипаж танка или весь артиллерийский расчет.

На мои вопросы Аягоз: “А сколько она сама сбила самолетов? Сколько вместе с Кожедубом? Сколько самолетов она записала на свой счет? Сколько боевых единиц он ей “подарил”? - дочь Мадины Искаковой отвечала: “Кто же это считал? Она была скромной женщиной, никогда не вела подсчета ни наградам, ни, тем более, сбитым самолетам. Когда мы ей говорили: “Сходи в райисполком, военкомат и скажи, что тебе полагаются льготы и награды за твои боевые заслуги!”, она тихо нам возражала: “Я воевала за свой народ, теперь я должна идти и просить за это деньги? У кого - у народа?”. Правда, на 30-летие Победы ее семье подарили “Москвич”.

Разумеется, пример Ивана Кожедуба - исключение из всех правил, это был уникальный ас, его награждали отдельно и по другой шкале. И все же - у сержанта Искаковой были и ею самой сбитые самолеты, и Кожедуб сам с ней “делился” поверженными “мессерами”, а ведь за каждую сбитую боевую машину полагались до пяти тысяч рублей денежной премии и другие виды поощрения.

Как получилось, что Кожедуб с ней делился, а государство - нет? После войны Кожедубу досталось все, а ей - ничего. И это в той мере странно, что чествование героев войны в СССР было всегда важным делом. Особенное внимание уделялось подвигу женщин. Почему так странно сложилась ее героическая судьба?

Если сравнить все награды Ивана Кожедуба и награды Мадины Искаковой, то получается, что выше ордена Великой Отечественной войны II степени у нее наград нет. Почему именно так обошлась жизнь с той, которая невредимой прошла все огненные дороги, прикрывая тыл Ивана Кожедуба?

Родословная тюрков шежире свидетельствует о том, что Мадина Искакова является потомком прославленного правителя среднего жуза Абылай хана. Могло ли аристократическое происхождение повлиять на принятие решения в партийных органах СССР? Речь идет о 40-х годах ХХ века. Аягоз Шикатаева полагает, тот факт, что ее мама - ханская дочь, не имел в данном случае решающего влияния. С большей степенью вероятности это могло случиться из-за того, что отец Мадины - мулла. Его арестовали прямо во время чтения намаза и увели в неизвестность.

Если посмотреть на фотографии Ивана Кожедуба времен войны, то в глаза бросаются вся его харизма и мужское обаяние. Он был на два года старше красавицы Мадины, прошедшей с ним через все тяготы военной жизни. Обещал приехать и не приехал. А что если причиной такой немилости и существования в забвении была зародившаяся в совместных полетах любовь? Совершенно очевидно, что ни партийные органы, ни военное руководство авиации того времени не восприняли бы нормальным, что слава авиации СССР женатый Иван Кожедуб вспомнил бы свою помощницу из казахстанских степей и ездил к ней с визитами. Моральный облик коммуниста и реноме живой легенды военной авиации обязывали ко многому, в том числе и к отречению от чувств. Иначе бы он командовал каким-нибудь третьестепенным военным округом в социальном забытьи, а не был маршалом авиации. Во всяком случае, исключить такой гипотетический вариант развития событий нельзя.

Нам еще нужно разобраться - объективная историческая несправедливость обусловила весь этот трагический надлом или вполне себе субъективная человеческая совесть, вернее, отсутствие таковой? Признание настоящего подвига - вот что поможет восстановлению справедливости. Нет срока давности героизму, даже через почти 70 лет по окончании великой войны. Сколько еще таких героев, как Мадина Искакова, живут в Казахстане, о которых мы ничего не знаем? Тех, кто полагал во время войны, что защищать интересы своего государства с оружием в руках - это естественное желание каждого гражданина. Ими двигают скромность, жизненный опыт. А также ощущение горечи от того, что 70 лет для человеческой памяти - ничто. Иначе, как объяснить то, что в мае 2014 года по телевидению можно увидеть кадры, где молодая женщина в слезах и с надеждой в голосе выкрикивает парням-украинцам: “Возвращайтесь живыми!”.

ВСПОМНИТЬ И ПОМНИТЬ

Мы хотим, чтобы имя Мадины Искаковой вспомнили. Имя этой достойной женщины нужно присвоить улице или школе - как в ее родном Кокшетау, так и в других городах Казахстана. Именем Ивана Кожедуба названа небольшая улица в Алматы - почему бы не назвать именем Мадины Искаковой соседнюю улицу?

8 мая 2012 года в газете “Арка Ажары” была опубликована статья о военной судьбе Мадины Искаковой, в которой предлагалось присвоить ей звание “Халык Кахарманы”, “Народный Герой”, высшую степень отличия Казахстана. Вопрос сейчас рассматривают, однако здесь не удается избежать бумажной волокиты - чиновники пока отказываются положительно решить вопрос ввиду того, что не сохранились награды, присвоенные летчице во время войны, хотя стараниями Аягоз Шикатаевой были предоставлены все подтверждающие документы из Минобороны СССР. Дело в том, что в 1968 году местный музей в Кокшетау забрал все ее награды, а в 90-х годах там произошло сильное подтопление здания и ничего не удалось сохранить.

Поиски военные следопыты не прекращали ни на один год после 1941 года, так как война коснулась всех и каждого - и до настоящего времени не все еще нашли места захоронения дедов и прадедов. И поиски все еще продолжаются. В последние годы создан обобщенный банк данных Министерства обороны Российской Федерации “Мемориал” (www.obd-memorial), где можно найти все обнаруженные сведения о событиях войны.

За годы Великой Отечественной войны на фронт мобилизовали, по последним данным, 1 196 164 казахстанца при населении республики в то время в 6,5 миллиона человек, то есть около 20 процентов ее жителей. На фронтах войны в общей сложности погибли 601 939 человек, что составляет 12 процентов общей численности населения. По вновь уточненным данным, 520 казахстанцев стали Героями Советского Союза, 110 тысяч награждены орденами Славы.

У нас в Казахстане были и есть женщины, совершившие ратные подвиги не хуже, а может, и лучше других героев и героинь, откуда бы родом они ни были. На сентенции чиновников комиссии по присвоению звания “Халыћ ћањарманы” о том, что просто летать с Кожедубом во время войны - это не подвиг, могу возразить: пролетать всю войну с трижды Героем Советского Союза в одном самолете, который ни разу не был сбит вражескими боевыми машинами, и нажимать на гашетку, расстреливая противника лоб в лоб, - это вполне себе подвиг.

PATRIA - РОДИНА, И О ЛЮБВИ К НЕЙ

“Помня о боевых заслугах Мадины Искаковой, постановлением правительства в мае 1985-го ей вручили орден Отечественной войны II степени, а в августе того же года она ушла от нас, - вспоминает Аягоз. - На почетные похороны приехал караул из области, во время погребальной церемонии гремели залпы орудий. Вскоре меня неожиданно вызвали в обком комсомола. Там мне вручили путевку с оплаченными билетами, гостиницей в Москву. У этой поездки была одна единственная задача - сфотографироваться вместе с Иваном Кожедубом. А он был в то время уже маршалом авиации, депутатом Верховного Совета СССР и членом Президиума ЦК ДОСААФ. К моему большому сожалению, он был в то время в командировке за границей, и мне удалось поговорить только с его адъютантом”.

Герой войны и доярка Мадина Искакова вырастила троих дочерей. Старшая, Кызсерек, родилась в 1950 году. Она посвятила жизнь воспитанию сына и заботилась обо всех членах семьи. Средняя, Бахыт, 1953 года рождения, получила прозвище “батька Махно”. Позже она стала акимом сразу шести сел и матерью двоих детей. Младшая, Аягоз, занимается целительством, вырастила сына и дочь.

Когда мама воспитывала нас с сестрами, она часто приводила пример из своего военного прошлого. Например, когда я не хотела что-то кушать, брезговала едой, она мне говорила: “Когда мы освобождали Ростов-на-Дону, то по Дону текла не вода, а кровь человеческая - столько убитых было сброшено в реку. А пить хочется - мы котелками черпали воду с человеческой кровью и пили ее, так как другой воды не было. И видишь - я живая, так что никогда не брезгуй”.

Аягоз совместно со своим супругом построила три мечети в честь памяти своей мамы Мадины Искаковой. Возведя стены и уложив фундамент в 2003-м, Аягоз совершила хадж в святые для мусульман города Мекку и Медину. “Под впечатлением от Мечети Пророка в Медине я решила повторить ее архитектурный образ. Вскоре по возвращении из святых мест в Шандыктауском (Сандыктауском) районе, в “Кызыл Казахстане”, появилась двух¬этажная мечеть. Вторую мечеть мы построили в “Кызыл Аскере” и третью - в Антоновке, в 2012 году”.

Родственники, почитатели и единомышленники Мадины Искаковой более 20 лет назад предложили властям Кокшетау присвоить ее имя одной из улиц города. Сначала в проекте была одна улица, после - другая, переписка с администрацией все еще продолжается.

“К сожалению, о моей маме вспоминают только перед 9 Мая, - с печалью говорит Аягоз. - Я выступаю по телевидению, даю журналистам интервью. Но разве школьники и молодежь обращают внимание на такие передачи?

Я часто задаюсь вопросом: почему бы в учебниках для наших детей, внуков не написать главы “Как воевал мой дедушка”, “Как воевала моя бабушка”? Для кого мы хотим сохранить память о ратных подвигах наших предков? Для тех, кто еще не родился.

Я полагаю, что судьба все расставит по своим местам. И все же происходят очень приятные для меня события. Недавно вышла в свет книга, изданная “Французским домом” - “Серебряные знаки Великой степи”. В ней я увидела изображение Абылай хана и фотографию моей мамы на одной странице. Мне подумалось - это ли не подарок?”


НАГРАДЫ ИВАНА КОЖЕДУБА, ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

кавалер трех орденов Ленина;
кавалер семи орденов Красного Знамени;
кавалер ордена Александра Невского;
кавалер ордена Отечественной войны I степени;
кавалер двух орденов Красной Звезды;
кавалер ордена “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” II степени;
кавалер ордена “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” III степени.


Иностранные награды:
кавалер ордена Красного Знамени (Монголия);
кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством” (ГДР);
кавалер ордена Возрождения Польши;
кавалер ордена Государственного флага (КНДР).

Звание Героя Советского Союза (ГСС) присваивалось пожизненно. Звание ГСС было высшей степенью отличия в СССР и присваивалось за личные и коллективные заслуги перед страной и обществом, которые были связаны с совершением геройского поступка. Помимо отличительного знака - медали “Золотая Звезда” Герою Советского Союза вручались также высшие награды - Орден Ленина и особая грамота Президиума Верховного Совета.

Звания Героя Советского Союза за всю историю СССР были удостоены 12 776 человек, из них дважды - 154 человека. Трижды к высшей правительственной награде были представлены летчики А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб, а также советский маршал С.М. Буденный. Четырежды “Золотая Звезда” вручалась маршалу Г.К. Жукову и Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу.

Впервые премии по результатам боевой работы были введены в Военно-воздушных силах в 1941 году приказом Сталина № 0299. Согласно этому документу за каждый сбитый вражеский самолет противника летчик-истребитель получал 1000 рублей. Кроме того, премии выплачивали “за успешные штурмовые действия по войскам противника” (от 1500 до 5000 рублей в зависимости от количества вылетов), “за уничтожение самолетов противника на аэродромах” (от 1500 до 5000 рублей). А еще каждому члену экипажа ближнебомбардировочной и штурмовой авиации “за выполнение боевых заданий по уничтожению и разрушению объектов противника” выдавали от 1000 до 5000 рублей премиальных (в зависимости от количества вылетов и времени суток), экипажам дальнебомбардировочной авиации “за бомбардировку промышленных и военных объектов” - 500 рублей. Кстати, если бомбили так называемый политический центр (Берлин), то сумма выплат увеличивалась в четыре раза.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру