Юлиана Жихорь
Государство — бизнесу: попробуй еще раз
О необходимости проведения масштабной приватизации говорили давно. К сожалению, в последние годы огосударствление экономики Казахстана (несмотря на стремление к сугубо рыночной структуре) приобрело громадные масштабы. По подсчетам экспертов, предприятия, входящие в группу компаний Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», сегодня участвуют в доброй половине всего нашего реального производства.
И это при том, что «делать погоду» в экономике должны малый и средний бизнес, как неоднократно указывал глава государства. Частник, в отличие от сидящего на стабильном окладе из госбюджета менеджера республиканского или коммунального госпредприятия (а то и какой-нибудь дочки-внучки очередного нацхолдинга) гораздо более заинтересован в становлении успешного бизнеса на долгосрочный период. А значит, и подход к ведению бизнеса будет более рациональным.
Но частника у нас, увы, просто никуда не пускают.
Первая волна приватизации, как известно, случилась в Казахстане в бурные 90-е годы, когда распродавалось, казалось, все. И большая часть колоссального имущества, доставшегося стране в наследство от СССР, ушла тогда за бесценок: заводы, фабрики, нефтяные скважины, здания и т.п. Многие предприятия после этого прекратили свое существование, потому что частник в период общего развала постсоветского рынка так и не смог найти ни кредитов, ни источников сбыта, не смог обеспечить стабильных поставок сырья. Здания, которые разошлись в частные руки, из производственных корпусов и домов культуры превратились в торговые центры, базары, склады или просто пришли в запустение.
Единственное, что еще держалось на плаву — это сырьевая отрасль. И то только потому, что владельцами скважин-шахт оказались иностранцы, которые вывозили сырье за рубеж. Для многих из них в тот период Казахстан стал отличной стартовой площадкой для сколачивания миллиардных состояний. Республика, которая в экономическом плане была развитой частью экономики СССР, хоть и со своей сырьевой и перерабатывающей спецификой, стала теперь уже определенно частью мирового рынка поставщиков сырья уже для стран Запада.
Как следствие, властям уже в начале текущего века пришлось прилагать немало усилий для пересмотра заключенных в тот период на невыгодных условиях для страны контрактов.
Нельзя сказать, что после 90-х годов приватизации больше не было. Она была. Но скорее вялая и нерегулярная. В частные руки передавались незначительные объекты (вроде старых полуразвалившихся и уже совсем не нужных стране зданий). Продавалось устаревшее оборудование и даже автомобили (это тоже приватизация).
Однако и этот процесс приостановил кризис, когда властям необходимо было удержать на плаву экономику, столкнувшуюся с нехваткой средств для кредитования бизнеса (а без кредитов ни один бизнес выжить, увы, не в состоянии). Более того, именно в этот посткризисный период начался обратный процесс, когда в руки государства через многочисленные холдинги стало возвращаться все больше и больше сфер экономики. Причем госкомпании вновь обзаводились многочисленными «непрофильными» активами: домами отдыха, офисными зданиями и т.п. Никакого стимула для экономики эти активы не давали.
Избавиться от такого лишнего груза, оттягивающего нужные госбюджету средства, президент предлагал неоднократно, логично заявляя, что негоже, например, государственной нефтяной компании иметь в собственности санаторий или собственную службу охраны. Это привилегия частного бизнеса.
Но то ли компаниям было проще зарабатывать деньги на непрофильной деятельности, то ли еще что, но расставаться с непрофильными активами никто не спешил. Пока гром не грянул…
Казахстанский Голливуд с тревогой ждет новых хозяев.
Хочешь, не хочешь, а «непрофиль» отдай
Необходимость в очередном разгосударствлении назревала несколько последних лет. И вот новым комплексным планом приватизации на 2014-2016 годы предусмотрена передача в частную среду 782 организаций «квазигосударственного» сектора. По национальным холдингам и компаниям в конкурентную среду передаются 337 активов, в том числе по фонду «Самрук-Казына» — 106 активов, по холдингу «Байтерек» — 15, «КазАгро» — 32, «Парасат» — 8, «Зерде» — 2, СПК — 174 организации.
По республиканской собственности на приватизацию определено 29 организаций и 3 объекта, по коммунальной собственности — 416 организаций. Национальными холдингами и национальными компаниями уже реализовано 4 объекта на сумму 85,6 миллиона тенге.
Казалось бы, цифры немаленькие. Однако, если посчитать общие объемы непрофильных активов госхолдингов, окажется, что 106 от «Самрук-Казына» — это сущие копейки. Расставаться со своими дочками-внучками, в которые ежегодно закачиваются миллиарды бюджетных тенге, управляющие Фонда национального благосостояния явно не собираются.
Равно, как и акиматы не особо торопятся отдавать на приватизацию коммунальную и муниципальную собственность. Это, к слову, весьма удивляет. Поскольку многие из местных акиматов постоянно жалуются на нехватку средств для поддержания социальной инфраструктуры (исключение составляет лишь южная столица, Алматы, которая полностью финансирует все свои потребности, да еще и в бюджет страны дает львиную часть поступлений).
А что же, так сказать, простой народ, которому от «новой волны», казалось бы, ни жарко, ни холодно? Волна эта вызвала у населения страны, признаться, неоднозначную реакцию. Многие заговорили о том, что «приватизация ударит по рядовым гражданам, которые могут остаться без работы». Волнуются, что государство сегодня продаст за бесценок важные и дорогие объекты и компании, а потом будет выкупать их втридорога (как случилось в свое время с «Алматыэнерго», который продали за 7 миллионов долларов США, а выкупили потом за 100 миллионов).
Волнуются и о судьбе знаковых для культурной столицы страны, Алматы, объектов вроде Дворца Республики, АО «Казахфильм имени Ш. Айманова» или здания цирка. Мол, выкупят их частники и превратят в отели-рестораны. В итоге здания утратят и свой профиль, и историческое значение для города.
Справедливости ради следует сказать, что некоторым из этих памятников архитектуры и истории и в государственных руках пришлось испытать на себе «рыночные преобразования». Однако в целом опасения алматинцев вполне понятны. Все вышеперечисленные здания и еще многие другие, которые планируется приватизировать, являются гордостью не только Алматы, но и всей страны. Возводились они в разные исторические периоды и стали символами не только одного из самых красивых городов Центральной Азии, но и свидетелями поистине исторических событий в жизни всей нашей страны.
Хотя приватизация — это, конечно, мероприятие от культуры, казалось бы, далекое и способно превратить, например, Дворец Республики во вполне безликий концерт-данс-павильон, стерев из исторического облика этого знакового монументального комплекса его «родовые» аристократические признаки. Но все же… Не ради же только голой и откровенно бесстыдной прибыли все это затевается?
Ну а теперь: как и кому?
Передавать в частные руки подобные объекты можно не только путем продажи на аукционах, но и передавая в доверительное управление. То есть, де юре объект будет в госсобственности, но де факто — в частных руках на период действия контракта, в котором четко прописывается: необходимость сохранения профиля деятельности объектов. А главное, его уникального облика.
Беспокоятся граждане и о частичной приватизации сфер здравоохранения и образования. Впрочем, этот опыт весьма распространен на Западе, где большинство клиник и школ-университетов являются частными, но выполняющими государственный заказ. Как в случаях с действующими в Казахстане в большом количестве частными детскими садами, которым государство платит за обучение определенного количества детей. Во многих странах, кстати, собственно государству принадлежит лишь право формировать внешнюю политику страны и распоряжаться несколькими стратегическими отраслями экономики, тогда как все остальное, включая школы, больницы, жилые дома, музеи и парки, то есть, социальная сфера — в частных руках. Однако данный опыт нам, скорее всего, вряд ли подходит.
По сути, «новая» приватизация, которую затеяло государство, это отличный шанс для бизнеса продемонстрировать, на что он способен. А заодно — неплохой стимул для развития конкуренции в кадровой сфере. Хозяин предприятия не будет держать на работе нерадивого работника. А потому КПД в оказавшихся в частных руках объектах и компаниях наверняка возрастет. Вот насколько, это пока еще вопрос.
Следить за ходом приватизации будут и наблюдатели от общественности. Точнее, от партии «Нур Отан», представители которой вошли в комиссию по приватизации.
Впрочем, наблюдать за процессом вообще и продажей отдельных объектов, в частности, сможет любой желающий: торги будут проходить на единой электронной площадке на сайте gosreestr.kz. Бизнесу же такая площадка удобна по причине наличия «одного окна»: портал интегрирован с базами регистрирующих органов — система сама проверяет необходимые сведения и не нужно покупателю собирать справки.
Более того, участником аукциона могут стать все, обладающие электронной цифровой подписью (получить ее можно в ЦОНах).
И, как заверяют в правительстве, все торги будут, естественно, прозрачными…
Но это еще далеко не все. В правительстве уже сейчас намекают на то, что два года приватизации — это только начало. Ибо в будущем предприятия смогут существовать и функционировать только там, где отсутствует иная возможность обеспечить национальную безопасность и обороноспособность страны, как только с участием госорганов.
Фото Талгата Галимова.