Дорожный беспросвет

Есть два рода дураков. Одни не понимают того, что обязаны понимать все. Другие понимают то, чего не должен понимать никто. Василий Ключевский

Кому из классиков принадлежит знаменитое высказывание о двух старых российских бедах, доподлинно неизвестно. В конце концов, это не так уж важно. Важно то, что крылатая фраза актуальна и сегодня. И не только для России, в Казахстане плохих дорог тоже много. А еще больше дураков, по ним колесящих. Но есть у нас и умные люди, которые должны решать эту проблему. И они ее решают, только по-своему. Говорят, что по качеству автомобильных дорог судят об экономическом развитии страны. Глядя на наши транспортные артерии, хочется думать, что это глупое утверждение.

Есть два рода дураков. Одни не понимают того, что обязаны понимать все. Другие  понимают то, чего не должен понимать никто. Василий Ключевский

Плохому танцору всегда что-то мешает

Вот и пришла долгожданная весна. А вслед за ней наступает пора ремонта улиц в городах и дорог между ними, которые, сколько ни делай, все равно каждый год нужно переделывать. Злые языки говорят: неспроста все это. Поскольку, если сделать один раз и надолго, то дорожные организации могут остаться без работы, а государство перестанет ежегодно выделять акиматам положенные на содержание дорог в порядке деньги, что, в свою очередь, отра-зится на чьих-то пухлых карманах. На то они и злые языки, чтобы нести всякую чепуху, хочется думать. Но пока что только хочется.

Старые водители любят рассказывать забавную байку времен СССР о том, как на автомобильной выставке в Токио один представительный японец проявил живой интерес к чуду советской техники под названием УАЗ-469. Ходил вокруг да около, внимательно рассматривал, несколько раз заглядывал под машину, пробовал на ощупь мосты и ходовую часть. Наши (то бишь советские) уже было обрадовались, видя потенциального крупного покупателя. А когда обратились к нему с соответствующим вопросом, услышали ответ, достойный классиков: "Чего вы, русские, только ни придумаете, чтобы не делать хороших дорог".

Мы ежедневно передвигаемся по асфальту, состояние которого для нас очень важно. От него зависит исправность транспорта, здоровье и жизнь людей. В крупных городах и их окрестностях дороги особых нареканий не вызывают. Но страна у нас огромная, и когда минуешь, к примеру, километр этак четырехсотый республиканской автострады Алматы – Усть-Каменогорск, хочется выйти из машины и дальше идти пешком. Потому как начинается то, что дорогой назвать в принципе нельзя. Это притом что большая часть денег, выделяемых государством на дороги (не считая международный проект "Западная Европа – Западный Китай"), тратится на их ремонт.

Известно, что львиная доля грузов во всем мире перевозится автомобильным транспортом. И если дороги плохие, то средняя скорость грузоперевозок заметно снижается, увеличивается срок доставки и расход топлива, что влияет на конечную стоимость товара.

Другая важная роль дорог – развитие… туризма. Мы громогласно кричим о необходимости развития внутреннего туризма в Казахстане, но при этом забываем аксиому: хорошие дороги – хороший туризм. Первое, о чем спрашивают туриста после посещения той или иной страны: какие там дороги? Ужасные дороги – не поедем! Хорошие – стоит посмотреть! Прекрасные автобаны с развитой придорожной инфраструктурой – мотели, заправки, автосервис, придорожные кафе, рестораны и магазины – мощно стимулируют внутренний туризм. А мы, получается, произносим высокопарные речи о светлом туристическом будущем, трясясь по разбитому асфальту. Сначала посмотрите себе под ноги (точнее, под колеса), господа чиновники!

Специалисты говорят, что 80% наших автомобильных дорог построено еще в советское время и рассчитано на прохождение машин с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А современные фуры и автобусы несут нагрузку не менее 8–10 тонн. В результате твердое покрытие просто рассыпается под чрезмерным давлением. Влага начинает попадать в образующиеся трещины и при низких температурах оказывает свое разрушающее действие.

Еще есть мнение, что климат нашей страны неблагоприятен для качественного дорожного строительства по двум причинам: холодная зима и жаркое лето. А большинство асфальтобетонных смесей якобы рассчитано либо на то, либо на другое. Профессионалам, конечно же, виднее. Но не думаю, что при современных технологиях невозможно получить оптимальный состав смеси.

Тендерная лепешка

Любые инициативы по улучшению нашей жизни упираются в страшное слово "тендер", которое у одних вызывает блеск в глазах, у других – жест отчаяния, а у третьих – состояние безысходности.

Поскольку этот вопрос волнует многих, мы обратились в Алматинский акимат с просьбой об интервью на эту тему. Там пообещали решить этот вопрос в ближайшие дни. Однако, кроме официального мнения, есть и другая точка зрения. Дабы не терять времени, мы отправились в одну из дорожно-строительных организаций (она потенциальный участник тендера).

Беседовавший с нами руководитель компании сказал, что дураков и дорог полно везде. А наши люди, напротив, очень даже сообразительны. И именно излишняя сообразительность ретивых деятелей и мешает наведению порядка в этой области.

Из его рассказа выходило, что автомобильные дороги – это огромная инфраструктура, в правильной эксплуатации и дальнейшем развитии которой заинтересовано государство. Но существующая система управления дорожным хозяйством, судя по состоянию большей части самих дорог, оставляет желать лучшего.

Алгоритм здесь прост. Средства, предназначенные на развитие, собираются в виде налога на транспорт и аккумулируются в специальном фонде. Затем распределяются по городам и весям. Далее на местах согласно закону о госзакупках объявляются тендеры для определения подрядчиков по строительным и ремонтным работам. И тут начинается самое интересное. К конкурсу допускается лишь определенное количество компаний, список которых заранее согласовывается. Могут для видимости допустить фирму, не значащуюся в этом самом списке. Но она однозначно проиграет. Таким образом, по словам нашего визави, проводимые тендеры являются всего лишь формальностью. На самом деле все рабочие объемы заранее распределяются между "своими" организациями.

В идеале победитель конкурса должен быть заинтересован в качественном выполнении работы, поскольку от этого зависит ее оплата. Но выполнить задание на все сто невозможно, поскольку при любом крупном строительстве или реконструкции имеют место пресловутые откаты. Что это такое, сегодня знает каждый школьник. А так как нужно думать еще и о своей прибыли, то на строительные материалы остается совсем чуть-чуть. Вот и получается, что ремонт дорог производится в большей степени для вида. Это во-первых. А во-вторых, так называемые "свои" подрядчики не шибко-то и стараются, зная, что в любом случае выиграют тендер и получат свои объемы.

Бороться с этим явлением очень сложно, потому что в данной ситуации получается замкнутый круг, при котором все остаются довольны. Все, кроме потребителя.

Так оно на самом деле или нет, однозначно сказать невозможно. В конце концов, это всего лишь частное мнение. Но, глядя на наши дороги, можно сделать твердый вывод: на их реконструкцию средств либо не хватает, либо они не полностью осваиваются. А второе может происходить по разным причинам.

Реалии же дня таковы, что водители, в основном дальнобойщики, которым ремонтировать технику приходится едва ли не после каждого рейса, махнули рукой на эту проблему и уже давно не интересуются, куда уходят их налоги. К тому же у нас не практикуется спрос с руководителей предприятий, производивших ремонт того или иного участка дороги. Если на нем произошло ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий, привлечь к ответственности дорожно-строительную организацию весьма проблематично, почти невозможно.

Однако надежда на улучшение хоть и слабая, но все же есть. Сарафанное радио донесло, что в акимате Алматы разработан новый метод проведения государственных тендеров, который якобы исключает предпосылки к коррупционным нарушениям при проведении конкурсов. Якобы теперь они должны проводиться в режиме он-лайн и будут доступны для обозрения любому желающему во Всемирной паутине.

С этим вопросом мы и обратились в акиматовскую пресс-службу. Нам ответили, что на днях по этому поводу должна быть организована пресс-конференция, где можно получить ответы на все интересующие нас вопросы. Но прошло уже больше двух недель, а ее все нет. Но мы все же надеемся, что скоро узнаем об этом более подробно, а то и увидим, как новая система работает на практике.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру