Диплом в стол
В своем обращении "Казпотребнадзор" сослался на результаты исследования, проведенного агентством "Рейтинг.kz" летом прошлого года. Социологи выяснили, что около половины (49%) выпускников казахстанских вузов не работают по специальности. Еще более четверти (28%) респондентов пожаловались, что полученный диплом не помог им трудоустроиться.
– Тысячи вчерашних школьников в надежде на успешное трудоустройство обучаются на платных отделениях вузов, – говорит директор по исследованиям "Казпотребнадзора" Сергей Акимов. – Очень часто родители тратят все сбережения на высшее образование для своих детей. Однако после окончания вузов многие выпускники не имеют практической возможности для трудоустройства. В результате дипломы, для получения которых были затрачены значительные средства, пропадают зря. Тем самым нарушаются права потребителей в лице родителей и их детей, которые платят деньги за некачественное и ненужное высшее образование.
Впрочем, не лучше обстоят дела и на бесплатных отделениях отечественных альма-матер. По данным "Казпотребнадзора", в 2012 году "средний конкурс на грант по стране составил всего 2,2 человека на место".
– Такой низкой конкуренции при поступлении в вузы не было даже в советском прошлом, которое принято идеализировать, – рассуждает Акимов. – Однако стоит учитывать, что это только усредненные данные. На престижные специальности конкурс на грант был намного выше. Но, в свою очередь, на отдельные непрестижные специальности гранты оказались и вовсе не использованы. Очевидно, что количество выпускников казахстанских вузов по большинству специальностей многократно превышает потребности рынка. Министерство образования и науки практически отстранилось от этой проблемы. В публичном доступе отсутствуют официальные данные о прогнозируемой потребности рынка труда в выпускниках той или иной специальности. Родители и абитуриенты вынуждены интуитивно выбирать специальность для поступления.
Back in USSR
Решение проблемы "Казпотребнадзор" видит в возвращении к советской практике и постепенном упразднении платных вузов. Нововведение, оговариваются разработчики, должно касаться только тех университетов, которые участвуют в распределении государственных грантов.
В письме к правительству "Казпотребнадзор" указал следующие выгоды от возвращения к бесплатному образованию. Цитируем:
Возвращение высшему образованию должной престижности. В настоящее время ценность высшего образования девальвировалась, его получают молодые люди с крайне низким базовым уровнем знаний. Как следствие, работодатели требуют наличия высшего образования даже от соискателей на специальности, где его априори не требуется.
Уменьшение числа действующих вузов. С рынка образовательных услуг смогут уйти неконкурентные участники, которые занимаются фактической продажей дипломов.
Отсев педагогов с недостаточным уровнем профессиональной квалификации. Чрезмерно быстрый рост числа студентов вузов в период независимости Казахстана спровоцировал увеличение доли преподавателей с недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Сокращение числа студентов вузов позволит усилить преподавательский состав за счет сокращения наиболее слабых педагогов.
Устранение предпосылок социального протеста со стороны большого количества выпускников вузов, которые не могут устроиться на работу по специальности. Текущая ситуация в сфере высшего образования способствует увеличению латентного протеста среди выпускников вузов. Снижение же числа выпускников вузов будет способствовать уменьшению конкуренции среди них при поиске работы.
Повышение качества высшего образования. Более строгий отсев при поступлении в вузы позволит повысить средний уровень базовых знаний студентов. Кроме того, увеличится качество образования за счет улучшения профессорско-преподавательского состава и ухода с рынка худших вузов.
Повышение престижности среднеспециального образования. На данном этапе в колледжи поступают на гуманитарные специальности только для того, чтобы в будущем продолжить обучение в вузе. Данная практика должна быть полностью ликвидирована. В колледжах должны обучать только "рабочим" и технологическим специальностям (электрик, сварщик, бурильщик, крановщик и т.д.) по грантам, выделяемым государством и частными бизнес-структурами. На рынке существует огромный дефицит таких кадров. Усиление отбора при поступлении в вуз позволит удовлетворить потребность колледжей в абитуриентах с необходимым уровнем знаний и способностей. Модернизированная система среднеспециального образования должна стать одной из основ "Общества всеобщего труда", цель построения которого провозгласил президент Нурсултан Назарбаев.
О бедном студенте замолвите слово!
Похоже, что резонные предложения "Казпотребнадзора" легли на стол прямиком к главе правительства Серику Ахметову. Сразу после обращения общественников он поручил чиновникам от образования внести предложения по оптимизации вузов.
– Они (студенты. – Т.К.) разошлись туда, где возможно получить диплом более простым способом, там, где принимают на разных условиях, – посетовал премьер. – А ведь когда они выходят из стен вузов – что из крупного университета, что из частного вуза, они же идут с одинаковой корочкой, и все зависит от того, у кого какая возможность будет… Я думаю, министерству здесь надо принципиально поставить вопрос и провести мощную независимую аккредитацию или лицензирование.
Тем временем мы поинтересовались у родителей завтрашних студентов, выпускников вузов и у самих педагогов: а что они думают о предложении "Казпотребнадзора", и как сделать так, чтобы наша молодежь выходила из стен отечественных альма-матер не только с дипломами, но и со знаниями?
Еренгаип Омаров, ректор университета "Кайнар":
– Идея хорошая, но в наших условиях она не может быть реализована. Во-первых, преподавателям надо платить. А значит, государство должно где-то (средства. – Т.К.) урвать и выделить вузам. Например, вырвать деньги у здравоохранения или обороны, чтобы обеспечить бесплатное образование. Это будет очень накладно для государства. Но тут есть и другой момент! В России один год действовала система, когда родителей, чьи дети учатся на платной основе, освобождали от налогов. Это хорошая идея… В Англии, например, раньше образование было бесплатным, а сейчас для своих граждан они его делают платным. Но там иностранцы платят, допустим, 7 тыс. фунтов стерлингов, а местные – 1,5 тыс. фунтов стерлингов. Так что идея хорошая, но тут надо подумать.
Азиза Азимбаева, студентка:
– Я согласна с тем, что образование должно быть бесплатным. Хотя бы потому, что это уже проверено на опыте прошлых лет. Я считаю, что образование должно быть доступным для всех людей, чтобы не было социальных ограничений. Сейчас, несмотря на то, что образование платное, на качестве это мало отразилось. Дипломы как покупали, так и покупают.
Кумысай Сарбасова, председатель Алматинского общественного совета родителей:
– Это правильное обращение. Но сплеча рубить тоже нельзя. Если высшее образование будет бесплатным, то должны быть более высокие требования к качеству. Чтобы не абы кто поступал, а был качественный отбор. Я вообще считаю, что платное образование – неверное. Потому что человек знает, что он заплатил, и, плох или хорош, он этот диплом получит. Сколько людей сейчас с высшим образованием, но они не нужны в профессии. Это какая-то катастрофа. То есть должен быть спрос. Чтобы во главе угла стоял не кошелек, а знания. И потом: сейчас очень много людей, которые хотят и могут учиться, но у них не хватает средств. Почему у нас по весне вспышки суицидов? Молодые люди боятся. Они понимают: если мама или папа не заплатят, то высшего образования не будет. Поэтому и попадают (в вузы. – Т.К.) случайные люди, те, у кого есть деньги. А это ведь неправильно.
Руслан Искеров, пенсионер:
– Высшее образование в СССР, помимо обучения основам той или иной профессии для кадрового обеспечения экономики в стиле "догнать и перегнать", было призвано формировать в учащихся коммунистические убеждения, воспитывать их в духе советского патриотизма. То есть оно имело четко выраженную идеологическую оболочку. Тогда это могло оправдать бесплатность образования. Но ведь и наша казахстанская "прорывная" экономика, под которую подводится патриотическая идеология и нацеленность на построение "трудового общества", вместе с потребностью в производственных кадрах близка к советской модели. А значит, опыт бесплатного высшего образование можно здесь возродить. А также… и все остальное!