Мамы десятков маленьких казахстанцев пытаются поймать "ласкового убийцу" в белом халате
Поделиться
По Казахстану прокатилась вторая волна исков против Республиканского центра крови и Научного центра педиатрии и детской хирургии. Новую судебную тяжбу с этими медучреждениями затеяли родители четырех малышей, больных лейкозом и заразившихся гепатитом С. А тем временем еще 11 матерей, проигравших уже два суда по аналогичным искам, отправили кассационную жалобу в Верховный суд и письмо с просьбой о помощи верховному комиссару ООН по правам человека.
Вирус безразличия
20 июня в Бостандыкском районном суде Алматы начались слушания по делу четырехлетнего Данияра Куанышулы из Талгара. Мать малыша Шахноза Садамова обвиняет Республиканский центр крови и Научный центр педиатрии и детской хирургии в заражении ее ребенка гепатитом С. К женщине присоединились еще трое родителей. Все они уверены: их больные лейкозом дети подхватили новую болячку при переливании крови в центре педиатрии.
– Мы поступили в центр педиатрии в 2010 году, – вспоминает Шахноза. – Естественно, у нас сразу взяли анализы на все, что только можно. В центре мы лечились 9 месяцев и выписались уже в феврале 2011-го. А через 4 месяца, в мае, у нас обнаружили гепатит С. Потом мне рассказали, что инкубационный период этого заболевания длится от 6 месяцев до двух лет.
С семилетним Айбеком Имановым из Актобе произошла аналогичная история. Тогда же, в 2010-м, он с мамой Алией приехал на лечение в Алматы по квоте. А уже через полгода у малыша, и без того страдающего лейкозом и синдромом Дауна, обнаружился гепатит С.
– Нас все время убеждают, что и в центре педиатрии, и в центре крови все чисто и стерильно, – возмущена Алия Иманова. – Мол, дети заражаются в стоматологических или маникюрных кабинетах. Но мой сын в тот период ни к дантисту, ни уж тем более на маникюр не ходил.
Несмотря на эти, казалось бы, веские доводы, Алия и еще 10 матерей проиграли уже два суда в Алматы – районный и городской. Сейчас ждут ответа от Верховного – в Астане.
На новом процессе Алия будет представлять интересы чужих детей – восьмилетней Нурсулу Кадыр из Кызылорды и четырехлетней Дамины Арынгазиной из Актобе. Их родители приехать на слушания в Алматы не смогли.
– Алия, после двух проигранных судов есть ли смысл затевать новый процесс?
– Конечно, есть. Этот беспредел надо остановить. Хватит убивать наших детей!
Пора приспустить флаги
По сведениям родителей, на сегодняшний день от гепатита С умерли уже 54 лейкозника. Врачи называют эту болезнь "ласковым убийцей" – инфекция поражает печень медленно, день за днем. А вкупе с лейкозом гепатит практически не лечится.
– Дело в том, что, когда ребенок принимает поддерживающую химиотерапию, лечить гепатит нельзя – противопоказано, – пояснила Алия Иманова. – Разумеется, за это время болезнь развивается и чувствует себя вольготно.
– По данным ВОЗ, каждый восьмой казахстанец заражен гепатитом С, – говорит глава фонда "Улагатты Жануя" Марианна Гурина. – Но умирают пациенты не от самого гепатита, а от его последствий – цирроза печени, например. Вот и получается, что мы на сам гепатит вроде бы закрываем глаза.
По словам Гуриной, в стране давно пора "приспустить флаги", потому что "ситуация по гепатиту у нас катастрофическая", а счет зараженных малышей пошел на сотни. Источники заразы, считает она, все те же – Республиканский центр крови и Научный центр педиатрии и детской хирургии.
Закрытый процесс?
– Недавно я была в Кызылорде и встречалась там с 40 матерями, чьи дети после лечения в центре педиатрии вернулись домой с гепатитом С, – рассказала Гурина. – Более того, мамы говорят, что сегодня в отделении этого центра находятся 25 малышей, которые также были заражены. В суд они не идут только потому, что их дети до сих пор там лечатся.
А вот телеканал КТК выдвинул другую, еще более шокирующую версию. Журналисты утверждали, что врачи чуть ли не силой удерживали родителей в центре педиатрии. "Сейчас в этом медучреждении находятся 25 мам, которые утверждают, что их детей заразили гепатитом С, – сообщил телеканал в апреле. – Но поговорить с ними не удалось – женщины заявили, что из центра их по непонятным причинам не выпускают".
"Мне сказали из окна две девушки, что маму, которая вызывала телевидение, заперли в кабинете заведующей, их не выпускают", – цитирует КТК родственницу одной из запертых женщин.
Руководство центра педиатрии, как и полагается, эти факты отрицает.
Одна надежда – на президента
Впрочем, сделать судебный процесс закрытым для общественности и СМИ медучреждения пытаются и сейчас. На слушании, которое прошло в среду, 20 июня, представитель центра крови Ирина Роговикова и адвокат центра педиатрии Фарида Раимова заявили:
– В данном судебном разбирательстве будут представляться документы, медкарты, результаты анализов и другие медицинские сведения, которые подразумевают разглашение личной тайны гражданина как донора. Это является врачебной тайной и охраняется законом… Поэтому привлечение к процессу посторонних лиц считаем излишним.
От личных комментариев прессе они также отказались.
Между тем по казахстанскому законодательству доноры больными людьми не считаются и мединформация о них сокрытию не подлежит, апеллировала Марианна Гурина, которая на процессе представляет истцов. Более того, она предупредила, что уже в июле этот медицинский скандал получит огласку и на самом высоком уровне – о ситуации уже знает верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй. В следующем месяце у нее запланирована встреча с Нурсултаном Назарбаевым.
– Может быть, тогда президент услышит, что происходит на самом деле, и откликнется на нашу боль, – надеются мамы.
В очереди за виной
А врачи тем временем продолжают переводить стрелки на кого угодно. Когда в декабре 2009 года 106 детей, прошедших лечение в центре педиатрии, таинственным образом заразились гепатитом С, козлами отпущения оказались стоматологи. Комиссия, созданная тогда по поручению премьер-министра Карима Масимова, исключила возможность заражения в центре педиатрии и центре крови. Тогдашний министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев на встрече с матерями инфицированных детей тоже грешил на частных стоматологов, но трое высокопоставленных чиновников из Минздрава все же были уволены. В частности, в отставку ушел директор Республиканского центра крови Алик Искаков.
В 2010-м придумки стали еще кучерявей: был отменен приказ от 2008 года "О мерах по профилактике заболеваемости вирусными гепатитами в Республике Казахстан", а в новый – вписан пункт о возможности заражения гепатитом С бытовым путем через микротравмы. По мнению экспертов общественного фонда "Амансаулык", "введение в перечень основных причин заражения вирусным гепатитом С бытового пути через микротравмы – это возможность для Минздрава уйти от ответственности за судьбу детей, переложив вину на самих пострадавших".
Через год так и вышло. Летом 2011-го в разговоре с журналистом "МК в Казахстане" (см. "Кровное дело" от 03.08.2011) заместитель директора по ЧС Республиканского центра крови Валентин ШАЛЯПИН намекнул, что Алия Иманова навела поклеп на уважаемые медучреждения исключительно по финансовым соображениям. "В их семье никто не работает, – сказал тогда медик. – Слышал, что их выселяют из квартиры за долги. Иск для них – отличная возможность поправить материальное положение: ведь она требует 10 млн тенге моральной компенсации".
На дворе уже 2012 год. Кто окажется крайним на этот раз?