Недостижимая свобода отобранного детства

Начало лета считалось в СССР самым детским временем. Начинались трехмесячные школьные каникулы — заведомо золотая пора для всех неугомонных и непоседливых. А в первый день июня отмечался еще и Международный день защиты детей.

Недостижимая свобода отобранного детства

От кого защищали детей в СССР?

В этот день по всей стране устраивались массовые детские акции: соревнования, игры, конкурсы. И все это выглядело полнокровным стартом «лета пионерского» — нарочито неформальным и ненавязчивым, «без галстуков».

Никакого официоза День защиты детей самим детям не нес. Как и особого идеологического смысла. Когда дома озадаченное чадо вопрошало ироничного родителя о странном посыле праздника: «От кого и кто нас должен защищать?» — ироничный папа мог ответить примерно так: «До обеда я буду тебя наказывать, а мама защищать, а вечером, наоборот, мама — наказывать, а я — защищать».

Уже в более зрелом детстве советский ребенок уяснял, что праздник международный. И где-то на планете есть такие ужасные страны, в которых родители ни за что не выпустят ребенка в школу одного, потому что боятся за его жизнь, где существуют такие казусы, как похищение детей, где сверстники не имеют возможности учиться, так как вынуждены с малых лет работать, потому что иначе им грозит голодное существование, а то и смерть. А еще «там», «у них», ровесники лишены таких естественных вещей, как бесплатные кружки и спортивные секции, детские библиотеки (набитые детской литературой) и летние пионерские лагеря. И многие вообще-то ходят разуты-раздеты, потому как детские одежда и обувь стоят дороже взрослых. Ужасные места для нормального детства!

Эти «неправильные страны» капиталистического мира, в которых обитали сверстники, обделенные простыми радостями полноценного детства, были для той советской детворы чем-то экзотическим и невообразимо отдаленным...

«Осознанная необходимость»

Детворе в СССР промывали мозги? Вот и брат так считает. Большой брат с Дикого Запада.

Однако любой из тех детишек, которым ныне стучит уже шестой-седьмой десяток, наверняка припомнит, что в стране его детства царила невосполнимо бодрая и несбыточно светлая атмосфера, которая навечно затерялась в том светлом прошлом. Если бы не нынешняя политическая затасканность термина, то ту канувшую в небытие атмосферу можно было бы охарактеризовать как доверительную. Идеологическое стремление создать «нового человека» пропитанного коммунистическими идеалами, напрямую отражалось на подрастающих поколениях.

Страна, которая выносила на первые полосы газет и видные места улиц основополагающий лозунг, согласно которому предполагалось, что «человек человеку — друг, товарищ и брат», вручала своим гражданам (в том числе и самым маленьким) красивейшую грезу о подлинно человеческих отношениях. Разумеется, между идеалом и действительностью расстояние было отнюдь не коротким. Существовала масса факторов и казусов, не позволявших долгожданного слияния одного с другим, но... Согласитесь, перспектива маячила завораживающая!

Однако вернемся к тем детям. О духе благодушия и доверия, царившем в тогдашнем обществе, красноречиво свидетельствует то, что родители, отправляя их в школу, спортивную секцию, кружок, вовсе не стремились довести чадушко до стадиона и спортзала, чтобы потом, терпеливо дождавшись окончания занятий, забрать обратно. То есть предоставляли полную волю. И это не от небрежения к судьбам отпрысков. Скорее, от ощущения безопасности вокруг.

Страшная опасность нарваться на педофила или извращенца не маячила даже в отдалении. По крайней мере, в окружавшем меня пространстве каких-то подобных казусов не наблюдалось вовсе.

А вот встретить сверстника-хулигана или распоясавшегося алкаша было реально. Но алкоголики детей не трогали (чужих, по крайней мере), а обидчики-маргиналы запросто могли получить достойный отпор от обиженного — культ (а главное, доступность) спорта уравнивал силы сторон, а способность постоять за себя прививалась подраставшим мальчишкам отцами и дедами-фронтовиками. Постоять за себя и защитить слабого. При очень ограниченном использовании в уличных конфликтах какого-то оружия, неограниченной поддержки случайных прохожих и ясного отношения к правонарушителям милиции уличный криминалитет не пользовался симпатиями и знал свое место.

Это во-первых. А во-вторых, свобода, как ведал каждый старший школьник, была еще и «осознанной необходимостью», в данном случае происходила от элементарной невозможности всегда и везде водить отпрыска за руку. Ведь все тогдашние родители большую часть дня (с девяти до шести) отдавали своей гарантированной работе, с которой не могли отлучаться по любой личной надобности и за которую, кстати сказать, получали еще и гарантированную зарплату (выдававшуюся в пятых и двадцатых числах каждого месяца).

Без страха и упрека

Так что, едва научившись ходить, советские ребятишки начинали активно осваивать окружающий мир самостоятельно. Мои сверстники из поселка Алатау под Алма-Атой, например, совершенно свободно шатались по улицам, попеременно оказываясь то друг у друга в гостях, то друг с другом на футбольном поле летом, зимой на катке, или в кинотеатре на детском сеансе. А могли, улучив момент, улизнуть за речку — «в поля». Эта наша самостоятельность росла вместе с нами, и в 8 — 10 лет нас уже запросто отпускали одних в Алма-Ату или в Талгар (наш райцентр).

Все потому, что та страна при всех издержках от пережитого (а больше нашей страны в прошлом веке мало кто пережил!), в 60-70-е годы жила уже такой жизнью, что наши родители не напрягались особо, когда мы выходили на улицу и даже задерживались дольше положенного неизвестно где. Тревожились — да, но бояться — не боялись.

Лично у меня осталось от той эпохи ощущение необыкновенного раздолья. Наша детская жизнь была такой, о какой можно только мечтать. И с высоты прожитого я могу лишь риторически вопрошать нынешних жителей свободных стран, живущих в свободных обществах потребления: а вы способны отпустить своего 7-8-летнего отпрыска вечером на стадион (каток) одного? А на целый сезон (25 суток!) отправить чадушко в пионерлагерь без сотового телефона и вообще перспектив какой-то связи? Вот то-то же!

Лето пионерское

Пионерское лето в плане детской свободы — материя вообще-то особая. Никаких аналогов в нынешнем времени у него нет. Да и быть не может.

Детство-то как таковое осталось. Но вот то общество, те отношения между людьми и связь между поколениями — это уже предмет истории.

О том, что дети в СССР были куда более самодостаточными и свободными в своем выборе, я уже сказал выше. И если девять месяцев в году над ними все же довлела школа, то лето было целиком в распоряжении детей. Родители трудились на рабочих местах, как то было заповедано трудовым кодексом, а сотовые телефоны не обсуждались даже в научно-фантастической литературе. Так что никаких «коротких поводков» не существовало в принципе, и надзирать за каникулирующими школярами теоретически могли лишь пенсионеры дедушки-бабушки. Но... Кто их слушал?

К тому же в стране существовала очень развитая и изощренная система летнего отдыха детей, которая поддерживалась на государственном уровне. Немаловажно, что ее основой были не случайные люди, а профессионалы — все тренеры, наставники и руководители в многочисленных домах пионеров (существовавших не только в каждом маломальском городе — в любом городском и сельском районе), на станциях юных туристов (юных техников, юных натуралистов) сидели так же, как и все остальные работники, на ставках и зарплатах, получаемых от государства. Так что потворство самым смелым желаниям и мечтам своих чад (которые в массе своей тогда еще вовсе не мечтали стать бизнесменами или таможенниками) тогдашним родителям почти ничего не стоило.

Детскими грезами занимались профильные специалисты, которые (практически все) имели за спиной хорошее базовое образование. Но существовала в те годы еще и огромная армия подвижников-энтузиастов, которые трудились в совершенно других отраслях, но считали своей обязанностью внести свой бескорыстный вклад в формирование подрастающего поколения, безвозмездно передавая ему то, что знали и умели сами.

Не ангелочки!

Кому-то из младых читателей (тешу себя мыслью, что такие, несмотря на прогресс нашего народного образования, все еще не перевелись окончательно) эти предвзятые записки могут показаться чересчур идеалистическими и породить иллюзию, что поколения их отцов и дедов были образцами добродетельности и прилежания. Вот и нет! Ангелочков в массе среди той детворы не наблюдалось. Да и какие ангелы могли свободно порхать в атеистическом СССР?

Среди нас случались и такие, на ком клейма поставить было некуда. Еще какие были! Вся разница в том, что они в ту бытность не считались героями и не делали погоды в школах и на улицах. Идеал оставался совершенно другим и при этом был очень понятным для всех подраставших.

Дети тех былинных поколений всегда оставались детьми. Они сами решали, что делать после уроков, с кем дружить и как поступать в сложных ситуациях. И сами собирали весь положенный урожай синяков и шишек, что бывало больно, но не смертельно. А еще до окончания школы большинство четко представляло, чем займется в своей грядущей жизни и как ее проживет.

Но отпрыски тех последних советских поколений столкнулись в своей жизни с таким, к чему их вовсе не готовили и о чем сами они совсем не мечтали. В том числе, что то их бесшабашное и радостное детство и та их пламенная юность навсегда останутся в стране, которая навечно исчезнет с политической карты мира. Неудивительно, что для многих моих сверстников, даже вполне успешных по нынешним меркам, то прошлое осталось самым светлым воспоминанием всей жизни. Отсюда и проистекает та системная ностальгия, которая так пугает власти суверенных стран и так напрягает новых патриотов. Стоит ли бояться и нервничать по этому поводу? Не стоит. Вся эта коллективная память исчезнет достаточно скоро и невозвратно. Вместе со своими носителями...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру