Есть вид транспорта, водителям которого закон не писан

Уже стали нормой новости о том, что человек на самокате кого-то сбил, сюда же можно добавить и сводки о ДТП с участием мопедов, некоторые из которых заканчиваются летальным исходом. И сейчас создается впечатление, что эту самую «норму» ни МВД, ни чиновники менять не торопятся.

Есть вид транспорта, водителям которого закон не писан

Обещать — не значит жениться

Проблема «альтернативных» видов транспорта не нова, и сводится все к одному — водители этих транспортных средств не соблюдают ПДД, что приводит как к мелким ДТП, в которых калечат пешеходов, так и крупным, в которых гибнут люди. Несмотря на эту общую константу, рассматривать электросамокаты и скутеры (мопеды) следует по отдельности.

Электросамокаты уже не первый год докучают пешеходам, с этим фактом не поспоришь. И все равно этот вид транспорта по-прежнему можно считать новым, ведь действительно большую популярность электросамокаты получили после того, как на казахстанский рынок вышли крупные игроки кикшеринга (аренда электросамокатов).

Сама идея развития этой культуры не несет в себе ничего плохого. Ведь, как чиновники ни пытались внедрить популярность велосипедов, этого не случилось. И связано это в первую очередь с климатическими условиями Казахстана и особенностью ландшафта многих городов, которые попросту не пригодны для популяризации велокультуры. Не Нидерланды! Электросамокаты же позволили передвигаться, не прилагая никаких усилий, даже если дорога тянется круто вверх. Для некоторых они стали заменой автомобиля, что положительно сказывается и на экологической обстановке.

Оборотной стороной медали относительно доступного и комфортного средства передвижения стало отсутствие культуры вождения и как таковых правил передвижения. Где место электросамокату — на проезжей части или же на тротуаре? Сначала их пытались приравнять к велосипедам, потом — к мопедам и скутерам. Но ни то, ни другое не принесло желаемого результата. Поскольку ни в одном из случаев не было главного — контроля со стороны МВД. Мы не нашли ни одного эпизода, чтобы полицейские остановили электросамокатчика и хотя бы выгнали его оттуда, где ему ездить не положено. Увы.

Уже не первый год чиновники и акимы городов громко говорят, что взяли вопрос под свой контроль, но дальше публичных заявлений дело не заходит. При этом в Европе и на Западе, откуда, собственно, кикшеринг к нам и пришел, вопрос безопасности решили быстро и четко.

Во-первых, ограничили максимально допустимую скорость.

Во-вторых, ввели регистрацию электросамокатов через сеть страховых компаний, после прохождения которой их владельцы получают миниатюрные номерные знаки.

В-третьих, там полиция до конца отрабатывает свои прямые обязанности и не только следит за тем, чтобы электросамокатчики ездили там, где положено, но и устраивает рейды, в ходе которых выявляет и изымает самокаты, мощность или скоростные характеристики которых выходят за установленные нормы. Все прозрачно и понятно. В Казахстане же процесс такой легализации по каким-то непонятным причинам затягивается. Городские легенды гласят о том, что, возможно, кто-то из чиновников или полиции имеет здесь свои интересы. Тогда, собственно, все встает на свои места, ведь легализация неминуемо приведет к спаду продаж как минимум потому, что на электросамокатах запрещено ездить детям младше 16 лет. В РК же этот порог хоть и существует, но никем не соблюдается.

В середине прошлого месяца появилась маленькая надежда на то, что ситуация все-таки сдвинется с мертвой точки. Стало известно, что в стране наконец-таки разработали проект нацстандарта «Электрические самокаты». Документ предусматривает ограничения максимальной допустимой скорости и...

«Разработка этого стандарта была инициирована МВД РК. В рамках этого стандарта мы предусмотрели максимальную скорость самоката до 25 километров час, а также возможность пешеходного режима. Сам производитель самоката должен предусмотреть инструкции по росту, весу, возрасту того, кто будет непосредственно использовать самокат. Ну и требование по технической части — это обязательно должна быть светоотражающая маркировка, маркировка самого самоката», — сообщил председатель технического комитета No 87 по стандартизации колесных и сельскохозяйственных машин Ербол Сейпилов.

Также в сообщении чиновник говорил о том, что электросамокаты должны быть оборудованы фарами и рядом других элементов, которые и без того по умолчанию обладают указанными техническими характеристиками.

При этом не было сказано ни слова о том, как и кем все эти ноу-хау будут контролироваться. Документ еще в разработке, то есть финальная версия «прописки» электросамокатов в законе будет отличаться, и здесь очень хотелось бы, чтобы должное внимание в нем было уделено именно контролю и исполнению. Готовый стандарт обещают доделать к сентябрю этого года. С нетерпением ждем.

Сложные решения простых вопросов

Но более парадоксально обстоит вопрос со скутерами и мопедами. Справедливо отметить, что они в отличие от электросамокатов ездят по дорогам столько же, сколько и автомобили. До определенного момента их количество действительно было настолько незначительным, что и проблем с этим видом транспорта как бы и не было. Переломным моментом стала пандемия коронавируса, которая совпала с выходом на казахстанский рынок сразу нескольких компаний по доставке еды. Изначально курьеры передвигались пешком или на велосипедах, но потом по весьма объективным причинам в тренд вошли мопеды. На них проще и быстрее передвигаться, нет сложностей с парковкой, просты в обслуживании, а главное — позволяют выполнять гораздо большее число заказов, чем пешком или на велосипеде. А доход курьера напрямую зависит от выработки. Не будем забывать и о том, что все проведенные локдауны привели к тому, что многие компании закрылись либо был проведено сокращение штата. Людям нужно было срочно искать работу, и как раз бурно развивающаяся «курьерка» стала настоящим спасением для многих семей. Все это хорошо, если бы эти доставщики с яркими цветными рюкзаками за спиной соблюдали ПДД. Конечно, есть и примерные водители, но в общей массе беспредельщиков их практически не видно.

Здесь статистика говорит сама за себя: по официальным данным, с начала года только в Алматы было зарегистрировано более 80 ДТП с участием скутеров, в которых пострадало более 60 человек. И это только те случаи, которые были зафиксированы. А они происходили, как правило, только тогда, когда происходит авария с серьезными последствиями.

Решить проблему хаотичной езды мопедистов очень просто. Для этого достаточно лишь убрать нижний порог в действующей категории «А1» (легкие мотоциклы и мопеды с объемом двигателя от 50 до 125 кубов). Тогда и вопрос с культурой вождения решится в считаные дни, так как придется получать права и регистрировать мопед. И вряд ли после легализации владелец скутера станет осознанно нарушать ПДД. Ведь это ему будет стоить дорого: не маленький штраф, простои транспорта на штрафстоянке, в итоге — лишение водительского удостоверения.

Но здесь чиновники почему-то упорно не замечают очевидный путь решения, как говорится, перекладывая проблему с больной головы на здоровую. Прежде МВД организовывало встречи с представителями бизнеса, где полицейские порекомендовали наносить на рюкзаки курьеров знаки отличия — номера. Вроде бы как это должно было улучшить обстановку. Бизнес откликнулся, пронумеровали. Только результативности от такой фиктивной идентификации практически никакой. После обращения в одну из курьерских компаний нам удалось прояснить, почему именно.

«Сейчас мы отказались от этой практики. Нумерацию больше не делаем. Дело в том, что тот же бокс — это собственность курьера. Он может его перепродать, подарить или кому-то одолжить. Помимо этого курьеры работают сразу с несколькими платформами, и если в момент поступления жалобы и зафиксированного правонарушения курьер работал с другой платформой, пусть и перевозил посылку, условно, в нашем боксе, то мы не можем его как-то наказать. Ведь по факту в тот момент он работал на другого работодателя», — разъяснил генеральный менеджер компании Glovo в Центральной Азии Карим Богуспаев.

Ответил специалист и на другой вопрос, который мы озвучивали в одном из предыдущих материалов: «Так ли выгодна бизнесу легализация мопедов?». Ведь ездить по правилам сложнее, и это неминуемо приведет к сокращению числа выполненных заказов каждого отдельного курьера, что приведет как к снижению его заработка, так и к уменьшению дохода самой компании. Богуспаев заверил, что изменения однозначно будут, но немного другого характера.

По правилам, оказывается, можно

«Однозначно проблема существует и сейчас, совместно с акиматом города и всеми другими агрегаторами, представленными в Казахстане, мы пытаемся ее решить. Создана рабочая группа, прорабатываются документы. Ключ мы тоже видим именно во внедрении госномеров (ГРНЗ. — Прим. ред.) и, соответственно, обязанности получать права. Помимо этого уже сейчас мы как агрегаторы совместно с Восточным альянсом за устойчивый и безопасный транспорт (EASST) инициируем курсы по безопасности дорожного движения для мотокурьеров.

Что касается доходной части, то мы считаем, что такие изменения не окажут сильного влияния. Можно и ездить по правилам, и зарабатывать без потерь. Не исключено, что в самом начале (в случае внедрения ГРНЗ. — Прим. ред.) будут какие-то видимые изменения, но это скорее приведет к увеличению числа курьеров за счет высвобождения нереализованного числа заявок. Сейчас в нашей системе зарегистрировано более 5000 курьеров по Казахстану. Спрос на услугу есть, рынок растет, а это значит, что он будет трансформироваться и подстраиваться под любые условия. Повторю, у нас на первом плане стоит безопасность, и тот курьер, который хочет зарабатывать больше, сможет это делать и по правилам», — заверяет Богуспаев.

В конце интервью топ-менеджер даже пошутил, сказав, что у них есть зарегистрированные курьеры, которые ездят на автомобилях — они не выезжают на тротуары, не ездят по встречной полосе и не проезжают на запрещающий знак. То есть действительно ездить по правилам, также на таком неудобном для сферы транспорте, как автомобиль, можно.

Здесь сложно не согласиться со спикером, поскольку каждое ДТП — это риски репутационных потерь, причем не только для той компании, лейбл которой будет наклеен на рюкзаке, но и для всей отрасли в целом. Вряд ли мать сбитого ребенка захочет заказывать какую-либо услугу в компании, курьер которой создал ДТП. Такова психология человека.

Резюмируя, остается лишь подчеркнуть, что не только эксперты дорожного движения, но и бизнес видит всего одно по-настоящему рабочее решение, которое позволит повлиять на ситуацию радикально — это легализация мопедов и признание их полноценными транспортными средствами со всеми вытекающими обязательствами и ответственностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру