Кладбища отвоевывают земли у жителей казахстанских городов

Деятельность рынка ритуальных услуг в Казахстане сегодня практически бесконтрольна, что порой приводит к ущемлению прав граждан. Депутаты призывают разработать законопроект «О погребении и похоронном деле».

Кладбища отвоевывают земли у жителей казахстанских городов

С переходом к рыночной экономике в Казахстане появились частные фирмы, оказывающие ритуальные услуги. С каждым годом их количество только растет. По мнению экспертов, отсутствие законодательного акта, регулирующего вопросы погребения, приводит к различным правонарушениям. В одном из недавних запросов на имя Премьер-Министра страны Аскара Мамина сенатор Едил Мамытбеков озвучил проблемы, которые касаются захоронений и содержания кладбищ. «Не исключены факты криминального захоронения, ведения незаконного бизнеса, отсутствует четкий регламент эксгумации и захоронения», — перечислил парламентарий и попросил главу правительства дать поручение профильным ведомствам принять меры по разработке и принятию соответствующего законопроекта. Иначе, как он заметил, отсутствие регулирования этой отрасли может привести к проблемам в будущем.

Похороны «в законе»

Этот вопрос уже неоднократно поднимали депутаты. В 2017 году сенатор Ольга Перепечина озвучивала аналогичный запрос. Тогда она отмечала, что разработанные местными исполнительными органами и принятые маслихатами Правила по производству захоронений и содержанию кладбищ с 2009 года отменили в связи с изменением законодательства. При этом в действующем законодательстве утверждение вышеуказанных правил не входит в компетенции акимата и маслихата. Из-за такой коллизии на рынке ритуальных услуг действует много субъектов предпринимательства, деятельность которых практически бесконтрольна, и иногда это приводит к ущемлению прав малообеспеченных слоев населения, так как гражданам навязывают дорогостоящие услуги и предметы ритуальной продукции. В итоге отсутствие стандартов похоронного дела приводит к различным правонарушениям — нет контроля над захоронениями, предоставлением участков, благоустройство кладбищ не осуществляется должным образом. Фирмы цинично наживаются на несчастье, оказывая некачественные услуги по завышенным ценам. Однако с тех пор проблема так и не была решена. По словам сенатора Едила Мамытбекова, госорганы этот запрос «проигнорировали и заволокитили».

Между тем рынок ритуальных услуг — весьма прибыльное дело. Оно и понятно — люди будут умирать всегда. А на чужом горе можно неплохо заработать. Подсчитано, что ежегодно в Казахстане умирает около 152 тысяч человек, на захоронение которых в среднем уходит 44,5 миллиона долларов.

Увеличение количества ритуальных агентств связано еще и с относительно несложной системой официальной регистрации — достаточно стать индивидуальным предпринимателем по упрощенной декларации.

Закон о похоронном деле действует во многих странах. Его нормы позволяют местным исполнительным органам устанавливать требования по порядку захоронения, устройству могил, содержанию кладбищ и подъездных путей к ним, порядку их посещения.

Все дело в прахе

Кроме регулирования этой отрасли, сегодня в мире весьма актуален другой вопрос — мест для кладбищ в мире катастрофически не хватает. Ежегодно умирает в среднем 58 миллионов человек, и во многих странах ищут новые способы захоронения.

Еще в XVIII веке многие кладбища исчерпали свой лимит, в связи с этим покойных начали хоронить около их домов, что послужило толчком к распространению различных заболеваний, в том числе и инфекционного характера. Именно поэтому приняли решение сжигать трупы умерших, что позволяло соблюдать элементарные санитарные нормы. Профессор по фамилии Брунетти разработал в 1873 году первую печь для сжигания трупов. Сегодня процесс кремации представляет собой сжигание тела умершего за счет подаваемых в камеру кремационных печей потоков раскаленного до высокой температуры газа (в зависимости от типа оборудования она может достигать 1000° С и выше). После сжигания тела образуется зола с небольшими хрупкими включениями, они измельчаются до состояния пепла. Прах в специальном контейнере-урне передают родственникам. Сама урна помещается в колумбарий — хранилище урн с прахом после кремации. Также урну можно захоронить в землю, в том числе в семейную могилу. Кроме того, родственники покойного могут распорядиться его останками как угодно — к примеру, развеять, если это не запрещено законом.

В начале прошлого столетия во многих европейских городах даже с населением менее 100 тысяч жителей появились крематории, а в населенных пунктах с числом жителей свыше 110 тысяч их наличие давно является градостроительной санитарной нормой. Кремация — самый популярный вид погребения в Европе, где мест на кладбищах катастрофически не хватает, да и обходятся они вместе с похоронами дорого. Так, средняя цена за место на немецком кладбище — 2400 евро. На самом большом кладбище Парижа, знаменитом «Пер Лашез», возможно похоронить человека более чем за 10 тысяч евро. На известном красивом кладбище Rose Hills Memorial Park в Калифорнии место обойдется примерно в 10 000 долларов. Захоронение в США в среднем стоит от 8 до 25 тысяч долларов, кремация — 6 тысяч долларов. Также кремация широко представлена в Японии — там предают огню 98 процентов тел всех умерших. Всего в мире действует около 15 тысяч крематориев.

В крупных казахстанских городах сегодня не хватает свободной земли для кладбищ. Так, в Алматы насчитывается 41 кладбище, из них 27 уже закрыты в связи с перенаселенностью. Самым большим кладбищем в южном мегаполисе считается Бурундайское, площадь которого составляет 300 гектаров.

Места захоронения занимают в в городе огромные территории, которые минимум на полвека выпадают из общего жилого фонда. А он мог бы послужить еще живым людям.

Если в Европе на кладбищах допускается перекапывать могилы и хоронить в них новых покойников, то в Казахстане такое не практикуется. Да и возможности расширять кладбища до бесконечности нет. В этом случае крематории могли бы стать выходом из затруднительного положения. Более того, они экономически выгодны. Не нужно ежегодно выделять деньги на содержание кладбищ, да и родственникам тратиться на похороны, памятники, оградки и прочее. Сегодня стоимость похорон «по минимуму» составляет около 500 тысяч тенге ($1200).

От идеи до реализации

Идею построить крематорий в Алматы обсуждали с 1987 года. В бытность, когда город возглавлял Ахметжан Есимов, к этому вопросу вернулись. В 2011-м в ТОО «Спецкомбинат ритуальных услуг» разработали проект и провели предварительные переговоры с иностранными компаниями, специализирующимися на возведении подобных учреждений. В частности, две европейские компании из Чехии и Германии прислали несколько вариантов будущего крематория, а также необходимого оборудования для этого. Ведь крематорий — это не только печи для утилизации тел, но и целый комплекс, в котором предусмотрены различные зоны: для кремации, прощания с умершими, а также колумбарии, которые могут устанавливать в три-четыре ряда в высоту. Проект, предоставленный немецкой компанией, был более приемлемым и менее затратным. Но ему было суждено так и остаться на бумаге. Основная причина в том, что казахстанцы еще не были готовы, чтобы их тела после смерти сжигали. В первую очередь по религиозным соображениям. Известно, что ислам, православие, иудаизм не приемлют сжигания покойных. Усопших нужно предавать земле.

Некоторые отечественные ритуальные агентства предоставляют услуги по кремации, но тела покойных нужно вывозить в российские города.

Видя востребованность этой услуги, в Казахстане все же вернулись к вопросу. Да и чрезвычайное положение, которое ввели в связи с коронавирусной инфекцией в 2020 году, способствовало этому. Первые крематории появятся в Алматы и Нур-Султане. Это дело затратное и сложное. Ведь нужно подвести коммуникации, в том числе газ. Вокруг должна быть тысячеметровая санитарная зона. Разработка ПСД алматинского крематория началась летом 2020 года, на нее выделили 44,5 миллиона тенге. Строительство идет в Алатауском районе по улице Акын Сара восточнее ТЭЦ-2, и финансируется оно из республиканского бюджета. В крематории будет один зал с двумя печами, что позволит совершать восемь кремаций в день. Сейчас там ведутся отделочные работы, прокладка внутренних и наружных инженерных сетей, монтаж оборудования. Сдать в эксплуатацию крематорий, стоимость которого составляет 1,47 миллиарда тенге, планируют до конца этого года.

Необходимость наличия такого объекта сегодня есть и в Нур-Султане. Столичные власти представили его проект на публичное обсуждение еще 5 августа 2020 года. Стоит отметить, что нашлось немало противников. Но чиновники аргументировали нужду в «патологоанатомическом бюро с утилизатором биологических отходов» сокращением площади городских кладбищ. Причем на строительство крематория, который появится в городе в ближайшие годы, намерены были выделить 1,5 миллиарда тенге.

Новые способы захоронения

Один из распространенных способов захоронения в Европе — многократное использование могил. «Последнее пристанище» в земле сдается в аренду на 10, 30 и 50 лет. После этого срока на этом месте хоронят другого человека. Останки из старых могил зарывают как можно глубже, а сверху освободившееся место используют для погребения нового тела.

В некоторых странах появились вертикальные кладбища. В Бразилии и Израиле строят высотные здания для того, чтобы в них покоились мертвые. К примеру, бразильский дом Necrópole Ecumênica для мертвых состоит из 14 этажей.

Вашингтон стал первым штатом, разрешившим компостирование тела. Умершего помещают в специальную капсулу и зарывают в землю под травяное покрытие. Микробы, находящиеся в теле, нагревают капсулу до температуры 65 градусов по Цельсию. В течение месяца тело умершего естественным образом превращается в 0,65 кубометра удобрений. Разложению подвергается все, включая зубы. Считают, что этот способ экологичнее кремации, ведь при сжигании выделяется углекислый газ. Если близкие хотят, они могут использовать состав для выращивания растений. Такая услуга оценивается в 5,5 тысячи долларов. Кроме того, в нескольких штатах США законна ресомация, или технология растворения трупов. В результате процедуры остается белый порошок.

Существует также «зеленое захоронение». Оно предполагает отказ от длительной консервации тела. Для этого используют гробы из вторичной целлюлозы, хлопка, бамбука и прессованной засушенной кожуры банана. По аналогии с компостированием они полностью разлагаются за считаные месяцы. Еще есть урна Bios, которая позволяет из праха вырастить дерево.

За счет таких ноу-хау похоронный бизнес в будущем станет весьма прибыльным делом. Уже есть предложения делать из останков умерших (пепел) коробку карандашей. Также практикуют изготовление винила, текстильных вещей из пепла и праха.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру