Опасно быть «модным»

Как современные тренды сводят с ума молодежь и заставляют совершать необдуманные поступки даже взрослых ради дешевой славы и бездушных «лайков».

Опасно быть «модным»

Школа воровства

Сейчас в обиходе современной молодежи (и не только у нее) модное слово челлендж (challenge), который по сути является жанром интернет-роликов. В челлендже главный герой, которым, как правило, выступает сам автор, выполняет определенное задание, записывая все на камеру, и размещает его в сети. Далее, косвенно или напрямую, предлагает повторить его конкретному человеку или просто своей аудитории. При этом каждый челлендж подписывается конкретным хэштегом, которые в итоге объединяет снятые разными людьми челленджи в одну ленту. Оценивают качество контента, естественно, по числу собранных лайков и комментариев. Тема эта очень широкая и увлекательная, направления затрагивают практически все сферы жизни, а участие принимают все возрастные категории — от детей до пенсионеров.

Но, увы, даже безобидные челледжи могут хранить в себе скрытую или явную угрозу для жизни. Приведем позитивный пример правильного, на первый взгляд, челленджа, например, под хэштегом #sportchallenge. Исходя из названия уже понятно, что тот же Tik-tok будет группировать публикации, так или иначе связанные со спортивными увлечениями. Однако в одной ленте с задачами по воркауту (упражнения на уличном турнике) и прочими безобидными квестами есть, например, записи, на которых дети выполняют сложные акробатические и даже цирковые трюки.

Да, в начале видео в большинстве своем указывается предупреждение, что повторять аналогичный фокус не стоит — таковы требования ресурса, чтобы модераторы не удалили видео. Но Tik-tok изначально создан как площадка для челленджей, то есть повторения действий, которые уже кто-то отснял прежде.

Таким образом, как автор публикации, так и сам ресурс снимают с себя всю ответственность в случае какого-то ЧП, произошедшего при попытке кого-то скопировать. Мол... «Мы же предупреждали, не пробуйте повторять».

Но и это не самое страшное, поскольку многие челленджи выходят не только за рамки разумного, но и Закона.

Весь мир помнит прошлогодний смертельно опасный челлендж #Skullbreakerchallenge, который заключается в том, что два человека подставляют подножку третьему в тот момент, когда он подпрыгивает вверх. От него пострадало много детей, результатом стали как повреждения позвоночника и переломы черепа, так и смертельные исходы. Благо, в Казахстане подобных эпизодов зафиксировано не было.

Зато этим летом набирает популярность другой челлендж, который склоняет детей к уголовщине. Его суть заключается в том, чтобы открутить колпачок ниппеля с колес припаркованного автомобиля. Справедливости ради добавим, что колпачки скручивали как в 80-90-е, так и другие поколения, но тогда велосипедисты, которые этим и занимались, проказничали по мелочи. То есть добывали недостающую деталь на велосипеде. Современная молодежь, а ориентирован челендж именно на детей младшей и средней школы, воруют колпачки в промышленных масштабах, и вовсе не из-за потребности, а исключительно ради публикации в Tik-tok. Чем больше будет украдено и красивее будет добыча, тем круче. В Алматы сейчас настоящий бум, пресечь который не удается ни автолюбителям, ни правоохранительным органам.

Здесь нужно понимать, что прежде всего это воровство, которое может вылиться в серьезные последствия как для родителей, так и для самого ребенка. Ведь если обычный колпачок стоит около 40 тенге, то стоимость «тюнингованного» под шпильку, череп или марку машины доходит до восьми тысяч тенге за комплект. А это подпадает под статью 175 ч. 5 УК РК «мелкое хищение».

Сотрудники ДП уже обратились к родителям с просьбой разъяснить детям, что это не просто шалость, а воровство.

Писающий мальчик

Наполнен Tik-tok и более опасными челленджами, которые не столь безобидны и способны навредить здоровью.

Например, челлендж под названием «Каша» (#Сerealchallenge). Суть тренда заключается в том, что один человек ложится на спину и раскрывает рот. Второй засыпает ему туда сначала кукурузные хлопья, а потом заливает их молоком. По задумке человек должен съесть все содержимое, не поднимаясь со спины. Излишне говорить, что употреблять пищу лежа на спине, и тем более хлопья, залитые молоком, крайне опасно, поскольку таким «завтраком» можно захлебнуться. И все же такие ролики набирают сотни тысяч лайков, а число новых экстремалов только увеличивается.

Другой хит «гениальных» задач заключен в подпиливании зубов. Под хэштегом #Filingteeth можно найти тысячи коротких роликов, на которых люди «выравнивают» зубы, подпиливая их пилочкой для ногтей. Причем «улучшают» их таким образом не только дети, но и взрослые. По всей видимости и те, и другие прогуляли уроки по анатомии, в которых подробно описывается строение зуба. Снимая слой эмали, они просто уничтожают здоровые зубы, что в скором времени приведет к повышенной чувствительности, кариесу и удалению. Красота, конечно, требует жертв, но не таких.

Кстати, популярными фишками с пометкой «бьюти» являются создание псевдонатуральных румян и временное увеличение размера губ, используя хорошо известный вьетнамский бальзам «Красная звезда». Дело в том, что компоненты «Звездочки» обладают раздражающим действием и вызывают расширение сосудов, от чего, собственно, и происходит набухание. И если на грубой коже тела, куда бальзам обычно наносят, это действие дает согревающий эффект, то в случае с губами, где верхний слой очень тонкий и нежный, нанесение может привести как к пощипыванию, так и вызвать боль. Эксперты утверждают — если такую «маску» носить более часа, можно получить серьезный ожег.

Кроме того, некоторые пользователи пошли дальше и начали экспериментировать, добавляя в бальзам различные ингредиенты (перец, лимонную кислоту), пытаясь добиться лучшего эффекта. Полученные «коктейли» девушки и девочки наносят не только на губы, но и на лицо, что вызывает покраснение, создавая эффект румян.

Следящее сумасшествие #Peeyourpantschallenge, что в буквальном переводе означает «мочиться в штаны». Какой урок должны извлечь из процесса участники и каких высот добиться, непонятно. Весь процесс сводится к тому, что люди стоя делают мочеиспускание, не снимая штанов, позирую при этом на камеру.

Не секрет, что любой из челленджей живет очень короткий промежуток времени и редко преодолевает двухмесячный рубеж.

Зато всемогущий интернет держит информацию в своей «памяти» годами и может выдать ее в самый неподходящий момент. Например, человек придет устраиваться на новую работу, а там возьмут и проверят социальную жизнь потенциального сотрудника. Вряд ли здоровый коллектив захочет иметь в своем кругу прославившегося в Tiktok писающего «мальчика» или «девочку», поскольку такой квест может подмочить репутацию всей компании. Как в прямом, так и переносном смысле.

Виртуальный социум

Нашлось место в Tik-tok и для антиковидников, правда, своим способом показать бесстрашие перед пандемией они рискуют подхватить более серьезные инфекции и целый букет болезней желудочно-кишечного тракта. Под хештегом #Coronaсhallenge пользователи облизывают стульчак унитаза, показывая таким образом, что им не страшны ни вирусы, ни микробы. Среди таких антиковидников были также те, кто повторил челлендж в туалете самолета. Вот уже действительно вирусное видео.

Самыми страшными челленджами являются те, в которых участникам предлагается употреблять медикаменты. Часто дети не осознают всех рисков и публикуют записи с таким вот экспериментом. Некоторые из них привели к летальному исходу.

В Италии в городе Палермо произошла трагедия из-за другого челледжа. Десятилетнюю Антонеллу нашли в ванной комнате без сознания и с телефоном в руке. Девочку доставили в больницу, но спасти ее не удалось. Реаниматологи сделали все, чтобы вернуть ребенка к жизни. Им удалось завести сердце. Но мозг слишком долго страдал от недостатка кислорода. Позже сестра погибшей призналась родителям, что девочка перед смертью участвовала в «игре в блэкаут». Ее суть заключается в том, что нужно надолго задержать дыхание. В определенный момент человек теряет сознание, и... если его тут же не привести в чувство, то последствия приобретают необратимый характер. Родители Антонеллы ничего не подозревали: они были уверены, что дочка сидит в Tik-tok ради забавных видео.

Что толкает людей на бездумные поступки? Психологи дают вполне четкое объяснение. Дело в том, что у человека есть такое понятие, как эмоциональное волнение. Оно возникает, когда есть толпа. В онлайне толпу заменяют люди, которые ставят комментарии, лайки. Это и подбивает на неразумные поступки. Дети и подростки — основная группа риска, если говорить о челленджах. Подросткам важно нахождение в социуме. Важно быть крутыми, модными. Надо постараться в процессе воспитания развивать ребенка по-разному. Чтобы он не только сидел в смартфоне, но и читал, рисовал, занимался спортом.

Другое дело, когда взрослые берут в руки смартфон и начинают делать необъяснимые вещи: они приклеивают искусственные волосы настоящим суперклеем, выезжают в ночное время на полосу встречного движения и выключают фары. Список этот можно продолжать бесконечно, и сейчас уже складывается впечатление, что любую, даже самую безумную идею можно найти реализованной и выложенной в интернет.

Мир меняется, тренды — тоже, но далеко не все из них достойны не только подражания, но и малейшего внимания в виде лайка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру