Как алматинские пенсионеры выгребают горы мусора в Иле-Алатауском нацпарке

Если бы вы знали, какими бывают понедельники работников Иле-Алатауского нацпарка, когда после выходных егеря и лесники «идут по следам» отдыхающих! Особенно кипит работа вокруг беседок и на полянах, где обустроены места отдыха. Повсюду расставлены контейнеры, но многие посетители не считают своим долгом убирать остатки банкетов и доносить их до мест назначения.

Как алматинские пенсионеры выгребают горы мусора в Иле-Алатауском нацпарке

— Мусор убираете? — спросил проезжавший на старой машине егерь, когда мы подбирали выброшенные кем-то на дорогу в Большом Алматинском ущелье жестянки и рассовывали их по туго набитым пакетам. — Спасибо, спасибо, спасибо!

Рукотворный зверинец

Эту короткую тропинку, бегущую вдоль асфальта, назвали Мын Коз, или Тысяча глаз. Давным-давно здесь проходила старая дорога, а когда в урочище Аюсай, что в Большом Алматинском ущелье, возводили визит-центр, заросшую тропку вычистили от сухостоя, произвели санитарную обрезку деревьев, подложили в речку камни, по которым ее легко могут перейти старики и дети. С прошлой зимы на тропе работает известный алматинский художник Санжар Жубанов. Он создает петроглифы, и на камнях появились тянь-шаньские бурые медведи, олени, кабан, лисица, белка, снежный барс и другие животные, обитающие в Заилийском Алатау. Изображения медвежьих лап указывают направление тропы, а те камни, на которых размашисто расписались красками из баллончиков туристы, мастер умело обработал резцом, имитируя еловый лес, и поместил в него зверей. Так появился музей современных петроглифов под открытым небом и туристский объект, где проводят экскурсии. Здесь бывают гости из различных организаций, дети из школьных лесничеств, читают лекции о природе научные сотрудники Иле-Алатауского ГНПП.

Накатанные годами подъезды к тропе перекрыты валунами внушительных размеров, однако некоторые автолюбители умудряются заехать на траву с доставкой продуктов прямо к столу и кострищу. На полянах располагаются внушительные компании, и после таких пикников тропу убирают егеря, волонтеры нацпарка и члены ветеранского клуба «Бодрячок». Все они проводят среди посетителей просветительскую разъяснительную работу, просят не шуметь в гостях у птиц и животных, не ломать ветки, не разжигать огонь для приготовления пищи, а пользоваться газовыми горелками, убирать за собой мусор, но часто слышат в ответ дежурную фразу: «Мы заплатили». Только деньги платят за въезд на особо охраняемую территорию и ее обустройство, а не за то, чтобы за отдыхающими выносили мешки с пластиковыми бутылками, битым стеклом, обертками всех мастей, окурками, одноразовой посудой, использованными памперсами, бесчисленными обрывками туалетной бумаги и салфеток, а разбросанную шелуху от семечек приходится выметать вениками.

Неравнодушный «Бодрячок»

Волонтеры потрудились, принесли тяжелые бревна и положили их в речку Аюсай ниже водопада, чтобы люди могли подходить к нему, не замочив ног, и вот уже мои подопечные пенсионеры из клуба «Бодрячок» вытаскивают из-под стволов обрывки полиэтиленовых пакетов и утопленные шлепанцы. Волонтеры разбирают и закапывают кострища, но на их месте появляются новые, причем кто-то приспособился жарить шашлыки между каменными столиками и скамейками, а то и прямо на залитых бетоном столах. Каждую неделю мы собираем обугленные ветки и стволы деревьев, находим в кустах заготовленный уголь и картонки для раздувания огня. А ведь ученые из Института зоологии во всеуслышание говорят о том, что в уникальный уголок природы, в ущелье Аюсай, в холодное время года вслед за горными козлами спускаются снежные барсы. Там они спариваются, чтобы произвести потомство, а этих «королей высокогорья» во всем мире осталось совсем немного. В Заилийском Алатау на ирбисов заведены паспорта, за ними ведется наблюдение, эти краснокнижные животные охраняются государством.

Разведение костров на территории урочища Аюсай в национальном парке Иле-Алатау строго запрещено. Костры наносят вред природе, они уничтожают корневую систему деревьев, становятся причиной лесных пожаров, а дым беспокоит животных. Нельзя рубить и ломать растительность, а пользоваться мангалами можно только в специально отведенных для этого местах. Нельзя также оставлять после пикников мусор и остатки пищи. Когда тропа не убрана, стыдно вести по ней людей, которые приезжают по приглашению визит-центра на занятия и семинары, а ведь он создан именно в целях приведения туризма в цивилизованное русло. Неравнодушные люди так и ходят в горы, наслаждаясь природой, а по пути уносят чужой мусор. И уже всем известно о человеке, который торгует горячими напитками в Проходном ущелье, но в ущерб собственному бизнесу предлагает туристам кофе и чай за каждый принесенный пакет мусора.

По зову сердца

А на тропе Мын Коз в будни мусор со- бирают два единоборца — тренер по каратэ, инструктор цигун Санжар Жубанов и руководитель школы боевых искусств Вадим Посашков. Санжар всегда тренировался в районе Просвещенца, и бег был базовой со- ставляющей его занятий, то есть горы для него с детства стали вторым домом. Сегодня он тренирует молодежь, а когда-то Жубанову пришлось выбирать между деятельностью художника и спортсмена. Его дед был тюркологом и первым казахским профессором по языкознанию, он своими руками выбил на камне родовой знак — тамгу, но однажды сестра из Западного Казахстана сообщила, что камень на родовом захоронении треснул, и Санжар понял, что пришла его очередь взяться за инструменты. Первое изображение, сделанное им на обломке бордюра, выглядело достойно. Художник стал изучать петроглифы, перерисовывал и копировал их, ездил в святые места и экспедиции, постигая технику древних рисунков. Так он стал непревзойденным мастером.

— Рисунки на камне сохраняются до пяти тысяч лет, и моя задача — сделать тропу Мын Коз интересной и познавательной, — говорит Санжар Жубанов. — Дети и взрослые видят красоту природы, узнают о краснокнижных животных Иле-Алатауского национального парка, и, я надеюсь, ни у кого не поднимется рука забрызгать рисунок на камне краской.

Каждое утро тренеров можно встретить в разных концах тропы. В высоких резиновых сапогах и рабочей одежде они ворочают камни у реки, выставляют их на островках и вдоль берега, чтобы получились живописные уголки из валунов, воды и растений. Наготове лежат и мешки для мусора, потому что в эти легкодоступные места «не зарастает народная тропа».

— Я приехал сюда в начале апреля, чтобы заниматься оздоровительной гимнастикой цигун вместе с Санжаром, — рассказывает Вадим Посашков. — Сходил снег, и я видел на тропе много мусора, от чего мне становилось плохо. Когда я приехал на следующую практику, то захватил с собой мешки. Я располагаю свободным временем и решил помогать Санжару. Мы никого не ждем и не убеждаем, мы принялись за дело сами — экипировались и расчистили ручей, дали воде ток, а дальше природа все сделает сама. В нескольких местах основали «дзенские» садики камней, а позже с удивлением обнаружили, что интуитивно знали каноны японских садов. Теперь здесь хорошо медитировать...

Тропа преобразилась. Вот, прямо с камня, наклонилась к воде стройная лань, чуть дальше застыла лисица, прислушиваясь к лесным шорохам, в стайку сбилось целое семейство козликов, а на одном из камней изображены все животные национального парка. Давайте подумаем, что же будет, если ежедневно ломать, жечь и сорить? Что мы оставим своим детям и внукам? Тогда через полвека на месте леса останется выжженная пустыня... Но сколько еще воды утечет в горных реках, пока мы научимся беречь то, что имеем, а это дарованное алматинцам сокровище, пока оценим труд людей, которые стараются сделать мир вокруг себя лучше и чище.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру