Петицию с призывом спасти инвалидов Казахстана запустили в Интернете

Авторы онлайн-документа обращаются к главе государства, описывая тяжелое положение, в котором, по их словам, оказались люди с инвалидностью, в том числе из-за затянувшейся пандемии коронавируса. Среди главных проблем, которые выделили оставшиеся на обочине жизни граждане, — отсутствие собственного жилья и низкие ежемесячные пособия.

Петицию с призывом спасти инвалидов Казахстана запустили в Интернете

Никакой помощи

Свыше 600 пользователей социальных сетей поставили свои подписи под петицией, опубликованной 7 апреля этого года. Ее авторы пишут, что «в связи с очень мизерным пособием и отсутствием жилья у большинства лиц с инвалидностью, а также из-за проблем, вызванных пандемией коронавируса, многие семьи оказались в тяжелой, критической ситуации: «SOS!!! Просим, наконец, обратить внимание на инвалидов. Вы совершенно о нас забыли или же не считаете нужным обращать внимание на нашу нищенскую жизнь... Не забывайте, в каком кризисе из-за пандемии находится весь мир, а мы — тем более. Мы, инвалиды Казахстана, остались за бортом, абсолютно никакой помощи, если и выделяются средства, то мы их не видим».

Эти призывы, конечно же, имеют под собой основания. Пособие, которое сегодня получают инвалиды, составляет 35-65 тысяч тенге. Нужно понимать, что людям с ограниченными возможностями необходимы регулярная помощь и поддержка, так как на такое пособие достаточно сложно прожить — все средства уходят на арендное жилье и лекарства. Возможность же работать есть не у всех.

Инициаторы обращения напоминают, что Казахстан ратифицировал в 2015 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, тем самым взяв на себя целый ряд обязательств. В связи с этим авторы петиции и те, кто ее поддержал, требуют:

1. Повысить пособие на 100 процентов всем инвалидам без исключения.

2. Обеспечить инвалидов всех групп внеочередным жильем на праве собственности, а не на праве пользования.

3. В связи с коронавирусом выплатить каждому инвалиду единовременную помощь в размере 100 000 тенге.

Однако, по словам одного из авторов документа Махаббат Кусаиновой, инвалида 2-й группы из Нур-Султана, воспитывающей ребенка с инвалидностью, до сих пор никакой реакции на обращение не последовало.

Уже несколько лет женщина пытается достучаться до чиновников, но пока безрезультатно. Сейчас же обивать пороги различных инстанций ей не позволяет здоровье. Передвижение на костылях дается ей с большим трудом. При том что на руках у нее малолетний ребенок. Как рассказала она в интервью газете «Караван», у нее проблема с ногами, травмировано колено. Необходимую помощь в Казахстане она получить не может. Помочь могут только за рубежом, но отправиться туда нет возможности. Махаббат проживает в общежитии с маленьким ребенком, на 4-м этаже. Постоянный подъем по лестнице усугубил основное заболевание, и все идет к тому, что ногу могут ампутировать. Помочь женщине некому. Она растит ребенка одна, без родителей и родственников. И если раньше он болел так же, как и все дети, то сейчас стал уже постоянно болеющим. У него невралгические последствия после прививки АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина).

«У меня уже самой психологический стресс от того, что я беспомощна. Прошу хотя бы помочь с жильем. Комната, в которой мы живем с сыном, находится на балансе акимата, я плачу за нее аренду и комуслуги. Жилье — временное. Но здесь в общежитии — сырость, а мы, астматики и аллергики, постоянно болеем. Силы исчерпаны, здоровье подорвано, к себе в комнату поднимаюсь и спускаюсь с ревом и криком от страшной боли», — говорит Махаббат и поясняет, что она не единственная с подобным перечнем проблем, к которым она всеми силами пытается привлечь внимание как властей, так и неравнодушных граждан.

«У нас есть общий чат людей с инвалидностью, где мы излагаем свои проблемы, потребности я только глобальные осветила. Самая острая из них — это отсутствие собственного жилья. Многие снимают углы, кто-то на дачах живет и так далее. А в целом разных вопросов много: обеспечение качественными инвалидными колясками и ортопедической обувью, оплата индивидуальным помощникам, предоставление соцработника. То есть у каждой группы лиц с инвалидностью много проблем, а у детей с инвалидностью — тем более», — продолжает она.

«После запуска петиции пока с нами никто не связывался. Мы хотим, чтобы до Президента дошло наше обращение, чтобы на нас, инвалидов, обратили внимание, чтобы с нами хотя бы диалог провели на высшем уровне. Мы требуем от властей, чтобы категорию инвалидов обеспечивали жильем вне очереди на праве собственности или чтобы государство выделяло жилищные выплаты. Чтобы нашу категорию обеспечили медицинскими препаратами, чтобы выдавали именно те, в которых мы нуждаемся. Потому что приходится многие лекарства покупать. Чтобы нас обеспечили бесплатным санаторно-курортным лечением — как инвалида, так и сопровождающего», — делятся авторы петиции.

«Вопрос пандусов — болевой, он до сих пор не доработан. Чтобы инватакси предоставляли всем тем, у кого нарушение опорно-двигательной системы. Мне, например, инватакси не дают, хотя я хожу на костылях и в общественный транспорт не могут подняться. Ссылаются, что должна быть лежачей, парализованной, тогда — да, — негодует Махаббат. — Также хотелось бы, чтобы нам повысили пособие. Лично я выживаю — у меня все пособие уходит на лекарства, а ребенка еще нужно одевать-обувать. Помимо этого мы должны питаться, правильно питаться»...

В информационном вакууме

В действительности те проблемы, которые озвучили авторы петиции, не единственные, с которыми приходится сталкиваться казахстанским гражданам с инвалидностью. Так как помимо инвалидов-колясочников существуют инвалиды по зрению и слуху. Двоякая ситуация сложилась с последними. Еще в прошлом году эту проблему поднимали сурдопереводчики Казахстана. По их словам, существующие проблемы обострила пандемия. К примеру, из-за масочного режима им стало очень сложно понимать других и общаться друг с другом.

«Один и тот же жест может иметь разное значение. Например, «сирота», «варенье», «лишний» — все эти слова передаются одним жестом. Соответственно, если нижняя часть лица закрыта маской и по губам ничего не прочитать, то говорить исключительно при помощи жестов очень трудно», — делится Елены Рыжих, сурдопереводчик в общественном фонде «Центр поддержки глухих инвалидов «Умит» в Алматы.

«Медицинские услуги всегда нужны людям с инвалидностью, а особенно сейчас, во время пандемии. У них часто бывают хронические болезни, им постоянно нужно проходить обследования. Я знаю, что многие не успели до карантина обновить удостоверение личности или другие документы, а без них же никуда — ни в больницу попасть, ни пособие оформить, ни даже пенсию получить», — говорит она.

К тому же, по словам национального координатора проектов по вопросам народонаселения, развития и гендера Фонда ООН в области народонаселения в Казахстане Газизы Молдакуловой, люди с инвалидностью по слуху наиболее уязвимы в вопросах доступа к информации о коронавирусной инфекции.

«Если доля неосведомленных о COVID-19 людей с другими видами инвалидности не превышает 16,7 процента, то большая часть (88,9 процента) слабослышащих и неслышащих людей не владеют этими знаниями. Такая ситуация складывается из-за недостатка соответствующей информации в СМИ и социальных сетях в форматах, адаптированных для понимания людьми с нарушениями слуха», — говорит Газиза Молдакулова.

Помимо того что во время пандемии люди с инвалидностью оказываются в «информационном вакууме», они уязвимы и перед другими проблемами, особенно связанными с насилием. Согласно оценке, проведенной до вспышки пандемии, в Казахстане половина людей с инвалидностью подвергаются различным видам насильственного давления со стороны членов семьи.

Недавно проведенный опрос показал, что в условиях пандемии отношения в их семьях значительно ухудшились.

«Тридцать восемь процентов опрошенных отметили, что взаимоотношения в их семье ухудшились в период карантина. Среди причин — потеря работы и доходов, ухудшение материального положения. Среди других причин были названы страх и паника из-за отсутствия уверенности в стабильном будущем. Кроме того, 72 процента опрошенных сказали, что в случае насилия не имеют возможности обратиться за помощью к участковому инспектору, медицинскому или социальному работнику или в специальные учреждения. Люди с инвалидностью по слуху могут общаться с сотрудниками учреждений и организаций только через сурдопереводчика, а это ограничивает их в быстром доступе к услугам защиты и реагирования на насилие», — заключает эксперт.

В прошлом году председатель общественного объединения «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак» Ляззат Калтаева рассказала, как решают эти проблемы. Тогда благотворители обещали обеспечить всех казахстанских профессиональных сурдопереводчиков прозрачными защитными масками-щитками и разработать для особенных людей видеоматериалы с информацией о том, как защитить себя от коронавирусной инфекции на улице и дома, как помочь уязвимым людям, что делать в случае насилия. Насколько эффективно удалось воплотить в жизнь эти обещания, до сих пор сложно оценить. Но граждане с инвалидностью продолжают бороться за свои права. Будем надеяться, что авторов последней петиции государство все же услышит...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру