Инфодемия, и как с ней бороться

О правилах этики в современном медийном пространстве

В этой публикации в качестве не «деликатеса», а горячего блюда предлагаем разговор на тему этики. Журналистской и не только. О новой болезни в информационном поле — инфодемии и основных правилах игры в мировом и казахстанском информационном сообществе. Знакомит нас с этическими стандартами Бактыгуль Бурбаева, известный казахстанский медиатренер, соучредитель ОО «Казахстанская медиа Сеть», автор проекта по созданию Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане.

О правилах этики в современном медийном пространстве

Инфодемия как провокатор проблем

Ситуация с пандемией коронавируса спровоцировала и вынесла на поверхность множество разных проблем, в числе которых всплыли и погрешности сферы медиарынка. Сознание людей захлестнул небывалый поток информации чаще панического или фейкового характера. Общество оказалось в такой же опасности от информации, как и от новоявленного вируса. К сожалению, и в Казахстане далеко не все транслировалось с соблюдением профессиональных требований подачи информационных материалов, начиная от соцсетей, которые буквально взрывались от скорости непроверенных публикаций, и заканчивая солидными средствами массовой информации, которые уж должны знать, что такое верификация сведений. В нашей стране зарегистрировано около трех тысяч СМИ. Инфодемия, коснувшись всех, проявила и в деятельности многих из них слабые этические и профессиональные стороны.

— Я убеждена, что не только журналисты, но все представители медийной сферы обязаны придерживаться в своей работе высоких этических стандартов. А у нас в последнее время каждый сам себе режиссер, сам себе микрофон, иногда сам себе и аудитория, и считает, что этого достаточно. В итоге мы столкнулись с инфодемией, чуть не сгубившей человечество, — говорит Бактыгуль Бурбаева. — Это невероятно, с какой скоростью в стране исчезают профессиональный стержень и элементарная этика в медийном пространстве, распространяются фейковые вести. На самом деле каждый, кто транслирует любую информацию, несет за нее ответственность. Будь ты блогер или журналист с большим стажем, важно помнить о своей ответственности за каждое выпущенное в эфир слово. Если бы мы с вами вдруг не почувствовали, что завалены фейками, массовой манипуляцией, дезинформацией, тиражированием языка вражды, транслированием всевозможных домыслов о теории всемирного заговора, и не стали бы справляться с поступающим потоком информации самостоятельно, то могли бы буквально погибнуть от стресса и панических состояний. И тогда же мы бы вспомнили, насколько нам всем нужны настоящие журналисты, способные разобраться в ситуации. Есть понятие ответственности перед обществом, перед гражданами, самим собой, своей совестью, наконец. И мы вернулись к пониманию того, почему журналистика была так нужна во все века, и почему она должна быть качественной, проверенной, объективной и сегодня, и в будущем.

Спасение ситуации

Как необходимо призвать все современные медиаресурсы к профессионализму, так не менее актуально вернуть к ним сегодня лояльность, а затем — и доверие аудитории. Для достижения этих целей назрел вопрос обновления пакета этических норм, изданных в 2012 году в «Кодексе этики журналиста РК». Задачу эту инициировала и взяла на себя «Казахстанская медиа Сеть», прописав «Базовые принципы медиа в Казахстане».

— Для того, чтобы аудитория могла ориентироваться в обилии информационного материала, научилась отделять правду от вымысла, чтобы студенты журфаков страны (а это 18 факультетов) знали, что ждет их в профессии, нашей инициативной группой был создан проект «Базовые принципы медиа в Казахстане», — рассказывает Бактыгуль Бурбаева. — В нашу команду вошли такие известные медийные личности, как Жулдыз Абдилда, Арманжан Байтасов, Канат Сахария, затем подключились Есенгул Кап, Лариса Нода и факультеты журналистики КазНУ имени аль-Фараби, КИМЕП, Атырауский университет имени Ж. Досмухамедова, Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева, руководители крупных и малых медиа, медиаэксперты, лидеры общественного мнения. Главным редактором медиапринципов был Михаил Дорофеев, наш коллега и соратник, он горячо верил, что нужно развивать профессионализм в журналистике и начинать с этических принципов. В память о Михаиле с почитанием его вклада в развитие журналистики мы создадим учебное пособие по базовым принципам медиа. Эти принципы позволят создать дополнительные механизмы повышения доверия к медиа, защиты представителей медиа-пространства от давления со стороны органов власти, собственников СМИ или аудитории, повысить уровень профессиональной этики в Казахстане, создать общественный комитет по саморегулированию. Нашему обществу реально НЕОБХОДИМА качественная журналистика! Но она не возникнет сама по себе или по приказу сверху, какие бы законы ни принимала власть. Повысить уровень журналистики в Казахстане может только журналистское сообщество, и оно же обеспечит контроль за соблюдением общепринятых стандартов, по которым работают медиа в большинстве развитых стран мира.

А «редакцией» в этом документе может быть человек или группа людей, создающих информационный контент, предназначенный для массового потребления, вне зависимости, работает эта редакция как средство массовой информации или нет. Поэтому это касается и блогеров, и лидеров общественного мнения, публикующих посты в социальных сетях, ютюберов, тиктокеров.

Базовые принципы медиа в Казахстане» прописаны, наиболее активными представителями журналистики страны рассмотрены, одобрены и приняты. Что в них самое важное?

Бактыгуль Бурбаева

Базовые принципы

Прежде всего среди принципов медиа выделяется право общества на достоверную информацию, и в этом отношении деятельность каждой редакции, даже состоящей из одного человека, должна быть основана на честности и стремлении беспристрастно рассказывать о событиях и явлениях, представляющих общественный интерес, происходящих в обществе или оказывающих влияние на общество.

— Важно перепроверять информацию, даже пресс-релизы и цитаты, приведенные в них. Скорость подачи информации — это великолепно, но в пандемии поменялись условия жизни и «правила игры» внутри общества. И от того, что кто-то быстрее стартанет, не факт, что долетит до Марса первым, — отмечает Бактыгуль Бурбаева. — Время на проверку информации выделять необходимо, потому что те же социальные сети за недостоверную информацию могут «забанить» надолго. На многих платформах информация проверяется цифровыми алгоритмами, потому прежде всего не надо обманывать себя.

Уважение прав человека — следующее правило в Базовых принципах. В честной журналистике несовместимы понятия оскорбления, клевета и ложные обвинения. Это также касается блогеров, ютюберов, вайнеров и тиктокеров. Следующий принцип — независимость и непредвзятость, согласно которым редакция должна уважать интересы общества, его демократические институты и общественную мораль и в то же время отражать разнообразие взглядов и человеческого опыта, даже если это непопулярно в обществе. Честность и ответственность перед аудиторией — другие важные принципы медийщика. И редакция, действуя в интересах общества, подотчетна ему, открыто раскрывая информацию с точки зрения непредвзятости и независимости. Предусмотрена в новом документе и процедура разрешения жалоб и уведомлений о нарушении базовых принципов, для чего в ближайшее время будет сформирован общественный комитет по саморегулированию.

В него войдут самые принципиальные журналисты, представители медиа, общественники из других отраслей. Так что скоро получить оценку деятельности того или иного журналиста, редактора, редакции, издателя, вещателя, иного субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения и уважения базовых принципов медиа смогут любой гражданин, лицо без гражданства, организация или должностное лицо, обратившись в этот общественный орган.

Все базовые принципы медиа распространяются как на работу редакций, так и социальные сети, а также бизнес-аккаунты редакций. На личных страницах журналисты вправе выступать со своим мнением, однако с соблюдением общественных норм, порядочности и взаимного уважения. И какой бы ни была соцсеть, в том числе чаты для отдельного коллектива, нельзя допускать в них оскорблений, унижений.

И тем более буллинга, который превратился в бич нашего времени в интернете. Эта тема травли, к сожалению, нередко портит или даже уносит жизни людей, особенно молодых.

Как изменить культуру СМИ

— Мы хотим уже в этом году донести обновленные этические принципы до каждого региона и редакции Казахстана, студентов журфаков, блогеров и других представителей медийной сферы. Возможно, этот проект за один год не даст большого и очевидного результата, но со временем, и мы на это надеемся, общая культура медиа станет качественнее. Специальные тренинги, встречи, обсуждения, рассылка информации о базовых принципах медиа в Казахстане направлены на повышение статуса каждого отдельного журналиста, блогера, вайнера, тиктокера так же, как и каждой редакции. Мы думаем, что эта инициатива станет заразительной и для других отраслей, так как профессионализм должен присутствовать всюду. Каждому необходимо помнить, что он ответственен за свои слова и действия. И не будем забывать, что никакие правила не будут работать сами по себе, нужны механизмы их реализации. Нужно много работать, чтобы в обществе стали понятны механизмы реализации саморегулирования медиа, — поясняет Бактыгуль. — Также мы знаем, что работающий кодекс этики, или, в нашем случае, базовые принципы медиа сократят количество исков к медиа и журналистам, снизят конфликтность. Даже если жалоб на медиа будет много, они будут рассмотрены внутри сообщества. Пока же все они попадают сразу в суды и прокуратуру. Подавляющее большинство исков к СМИ — о нарушения этики, а не о защите личных неимущественных прав и требуют в судах не опровержения, а денежной компенсации.

— Мы знаем, что дорогу осилит идущий. Мы начали свой путь и ждем единомышленников! — резюмирует Бактыгуль, и в искренность ее устремлений нельзя не верить.

P.S. С положением об Общественном комитете можете ознакомиться на http://mediaprinciples.kz/

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру