Казахстанским инвалидам приходится доказывать свою инвалидность. Месяцами и многократно

В свое время депутатам и министрам предлагали на один день стать незрячими, глухонемыми, сесть в коляску, чтобы понять, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Для полноценной жизни им, помимо здоровья, не хватает многого. И в первую очередь — доступа ко всему, что для нас кажется привычным.

Казахстанским инвалидам приходится доказывать свою инвалидность. Месяцами и многократно

Выходя из дома или стоя на остановке, мы не задумываемся, как преодолеем намеченный маршрут. Инвалидов, которых в Казахстане больше, чем жителей Соломоновых островов или Люксембурга, а это более 705 тысяч человек, среди которых 430 тысяч трудоспособного возраста, 181 тысяча пенсионеров и 94 тысячи детей, этот вопрос мучает постоянно. Привычные для нас вещи для них пытка: перейти дорогу, сходить в магазин, сесть в автобус...

В обществе по-прежнему к инвалидам относятся как к изолированной категории населения, хотя Казахстан принял ряд важных законов, направленных на обеспечение прав таких людей. В 2008 году наша страна взяла на себя обязательства по имплементации международных стандартов, подписав Конвенцию ООН о правах инвалидов и факультативный протокол к ней. Между тем Казахстан до сих пор не завершил процедуру ратификации факультативного протокола Конвенции о правах инвалидов, которая обязывает участников обеспечивать реализацию всех прав и основных свобод людей с ограниченными возможностями, а также предполагает, что любой гражданин с инвалидностью, если нарушаются его права, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по защите прав инвалидов ООН. Также документ предусматривает наблюдение со стороны независимых органов за всеми учреждениями и программами, предназначенными для обслуживания инвалидов. Президент страны поручил до 2022 года завершить процедуру ратификации.

Пандус для «галочки»

В стране реализуют Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года. Документ состоит из 64 мероприятий, охватывающих семь направлений. Это вопросы профилактики, доступа к образованию, безбарьерной среды, занятости, эффективной реабилитации, социальных услуг и модернизации общественного сознания. Также реализуют Дорожную карту по доступному инфраструктурному развитию. Внесены поправки в действующее законодательство в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В частности, установлены требования к застройке населенных пунктов, а именно к парковочным местам, пешеходным дорожкам, входной группе, включая пандусы и лестницы, лифтам и другим подъемным устройствам, местам общего пользования. Все строящиеся новые жилые дома и объекты должны соответствовать установленным требованиям. В соответствии с Конвенцией ООН официально должно быть закреплено понятие универсального дизайна (проекта). Причем условия для передвижения должны быть созданы, начиная от входа и заканчивая путями эвакуации. Однако сегодня далеко не все здания оборудованы даже пандусами. Местные исполнительные органы проводят паспортизацию объектов социальной инфраструктуры. Мониторинг показал, что 24 939 объектов, а это 97,9 процента, сегодня адаптированы под доступную среду. Многие пандусы оборудованы больше для «галочки», поскольку подняться по ним не представляется возможным даже здоровому человеку. Причем чаще всего местные органы оправдывают свое безразличное отношение к инвалидам отсутствием финансовых средств.

Согласно законодательству, все необходимые условия для людей с ограниченными возможностями должны быть созданы и на транспорте. Однако на деле все иначе. Наиболее подготовлена инфраструктура для обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями в сфере гражданской авиации. Далеко не все вокзалы оборудованы пандусами и специализированными лифтами для перехода на перрон. В их числе находящиеся на балансе местных исполнительных органов (акиматов) г. Алматы, г. Шымкента, Туркестанской и Павлодарской областей. Для их модернизации необходимо около 800 миллионов тенге. Уже были прецеденты, когда инвалиды подавали судебные иски на национального железнодорожного перевозчика «Казахстан Темир Жолы», поскольку тот не обеспечивал даже минимальные условия для них. Поездка на поезде для таких людей становилась настоящим испытанием — начиная от подъезда к перрону и заканчивая таким щепетильным вопросом, как сходить в туалет. Сейчас «Казакстан Темир Жолы» стал исправляться и регулярно закупать и переоборудовать вагоны для инвалидов. В них предусмотрены специальный подъемный механизмам для колясок, расширенный тамбур, коридор, двухместное купе и прочие условия. В поездах есть инвалидные коляски и оказывается помощь при посадке/высадке. До конца 2022 года планируют полностью решить проблему дефицита специализированных вагонов-купе для перевозки лиц с инвалидностью. Их количество будет доведено с 98 (80-процентное обеспечение) до 122. С июня этого года внедрена новая услуга по онлайн-оформлению льготных билетов для лиц с ограниченными возможностями, что позволяет приобрести билеты, не выходя из дома

Поездка на автобусе тоже доставляет немало хлопот, поскольку общественный транспорт зачастую вообще не предусмотрен для таких людей. Работы в этом направлении только начинаются. Из задействованных на городских маршрутах страны 10 623 автобусов соответствуют необходимым требованиям только 30 процентов (3204 единицы). В девяти регионах отмечается значение ниже 10 процентов по доступности автобусного парка для лиц с инвалидностью.

Единственным средством передвижения для многих инвалидов-колясочников остается инватакси, а это 119 служб в регионах, на которые из местных бюджетов в этом году выделены 1 миллиард 438 миллионов тенге и на 2021 год запланированы 1 миллиард 356 миллионов тенге.

На самом деле обеспечение доступности для инвалидов — это не так уж и дорого. В Сингапуре при строительстве большого комплекса, где офисный центр, многоэтажная парковка, рестораны, магазины, были составлены две сметы. Одна — без учета доступности зданий для инвалидов, вторая — с учетом. При сравнении выяснили, что общие затраты на строительство доступного для маломобильных групп населения зданий возрастают всего на 0,11 процента.

Ограниченные возможности

Самая острая проблема — трудоустройство людей с инвалидностью, которые являются самой уязвимой группой населения. Из общего числа лиц трудоспособного возраста этой категории сегодня заняты 100 тысяч человек, или 23,3 процента. К 2025 году планируют увеличить этот показатель до 30 процентов. В развитых странах около 40 процентов инвалидов трудоспособного возраста работают. В Казахстане им устроиться на работу не так-то просто. Далеко не все работодатели хотят видеть в своем штате таких людей, поскольку у них сокращенная продолжительность рабочей недели и дополнительный отпуск, а также в зависимости от заболевания необходимо оборудовать рабочее место. Соответственно это влечет дополнительные расходы. Под благовидными предлогами работодатели «избавляются» от таких работников или кандидатов. Вот и приходится молодым людям, а в республике наблюдается тенденция омоложения инвалидности, сидеть в четырех стенах и довольствоваться небольшим пособием. Хотя, согласно законодательству, для них должна быть предусмотрена квота в зависимости от общей численности работников. Однако на деле эта норма не работает. Сейчас только 36 процентов предприятий обеспечили выполнение требований законодательства. Депутаты предлагали «вознаграждать» те предприятия, которые берут на работу людей с ограниченными возможностями. Такое практикуется во многих странах.

Эту проблему пока решают с помощью различных программ и инициатив. Так, реализуют программу «Енбек», по которой в этом году трудоустроены 13 тысяч инвалидов, обучены основам предпринимательства 626 человек, выдано 830 безвозмездных грантов и 350 микрокредитов. Сейчас завершается разработка атласа профессий для лиц с инвалидностью. Проводят обучение лиц с инвалидностью по востребованным специальностям, в том числе IT-навыкам. Совместно с фондом «Даму» приняты меры поддержки 76 бизнес-проектов, реализуемых по программе Scale-up с участием лиц с инвалидностью. Совместно с местными и центральными государственными органами проводят работу по привлечению лиц с инвалидностью в состав государственных служащих. На 1 ноября этого года их количество достигло 701 человека, из них 391 человек прошел онлайн-курсы Академии государственного управления. Также в 2021 году все регионы планируют открыть центры социальной поддержки и трудоустройства Ten Qоgam в рамках государственного социального заказа. Такие центры уже есть в Нур-Султане и Алматы.

В зарубежных странах давно поняли, что инвалиды — это большие трудовые ресурсы, которые нужно интегрировать в общество для развития экономики. Отгораживаясь от них, государство теряет большой пласт трудоспособного населения, увеличивая нагрузку на бюджет. Такие люди, учитывая, как им нужна работа, зачастую более ответственные работники, чем их здоровые коллеги. Однако в Казахстане пока этого не понимают.

Адаптация и реабилитация

Не менее актуален вопрос приобретения специальных средств. Но здесь важно не столько количество, сколько качество, которое сегодня оставляет желать лучшего. К примеру, коляски слишком тяжелые и резина на колесах быстро стирается. В этом году в стране впервые запущен проект по производству отечественных кресел-колясок с электроприводом. Годовой объем производства составляет 5 тысяч, что позволит к 2025 году произвести 25 тысяч колясок и полностью покрыть потребность внутреннего рынка (ориентировочная потребность внутреннего рынка — 3 тысячи единиц в год). Для людей с инвалидностью по принципу таких сервисов, как Amazon и Alibaba, в этом году aleumet.egov.kz запущен портал социальных услуг. Сейчас на портале зарегистрированы 1157 поставщиков технических средств и услуг реабилитации, выдано более 24 тысяч технических средств. Полный переход на портал будет осуществляться с января 2021 года по всем 55 видам технических средств реабилитации с охватом около 400 тысяч получателей.

Однако, несмотря на рост объемов финансирования в последние годы, надлежащий уровень предоставления реабилитационных услуг все еще не обеспечен. В пяти регионах отсутствуют реабилитационные центры стационарного типа, а потребность в трех регионах превышает их возможности. В этой связи планируют строительство новых реабилитационных центров стационарного типа на 150 мест в этих восьми регионах, включая метод государственно-частного партнерства. К 2025 году власти обещают удовлетворить потребность в реабилитационных центрах на 100 процентов.

Квест: пройди и докажи

Процедура получения или подтверждения инвалидности в Казахстане достаточно сложная. В среднем это занимает от двух месяцев до одного года. Кто-то, так и не дождавшись решения, умирает за это время. Иногда доходит до абсурда: человеку, не имеющему почки либо ноги, необходимо периодически проходить процедуру переосвидетельствования. Собирать кучу справок и документов, обивать пороги различных госучреждений не под силу людям с ограниченными возможностями, поэтому они неоднократно обращались к властям с просьбой облегчить им и без того нелегкую жизнь. Их мольбы наконец-то услышаны. Сейчас внедряют заочное установление инвалидности и предоставление социальных услуг в проактивном формате. После полной автоматизации услуг в 2021 году заявитель будет обращаться только в поликлинику для обследования. Остальные этапы оказания услуг будут осуществлять в проактивном формате, в комплексном электронном виде, включая установление инвалидности и назначение пособий. Для полноценной реализации этого проекта важно до конца года завершить подготовку информационных систем Министерства здравоохранения к интеграции с системами других государственных органов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру