Системе гражданской защиты Республики Казахстан — 25 лет

Указом Президента РК от 19 октября 1995 года был образован Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям как центральный исполнительный орган, уполномоченный в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской обороны страны. С тех пор прошло 25 лет, ведомство претерпело множество различных пертурбаций, но 19 октября все так же остается профессиональным праздником системы гражданской защиты — Днем спасателя.

Системе гражданской защиты Республики Казахстан — 25 лет

За четверть века было совершено более 1 миллиона 353 тысяч выездов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и пожаров. Благодаря деятельности, профессионализму и оперативности бойцов и специалистов спасено более 374 тысяч человек, эвакуировано из различных зон ЧС свыше 334 тысяч, а медицинская помощь оказана более 55 тысячам пострадавшим. О буднях, трудностях и радостях казахстанских спасателей в эксклюзивном интервью своими мыслями с журналистом «МК» поделился начальник департамента по ЧС города Нур-Султана, полковник гражданской защиты Бауыржан Сыздыков.

— Бауыржан Мадиевич, чем отличается пожарная служба Казахстана от подобных ей служб в других государствах?

— Хороший вопрос! И пусть наши пожарные, по большому счету, от своих коллег в других государствах практически ничем не отличаются — везде их профессия требует мужества и собранности, в то же время наши спасатели несут службу в подразделении, которое называется «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ». То есть они, кроме пожарных, являются еще и спасателями, и парамедиками. Профессионально умея тушить пожары различной степени сложности, быстро разбирают завалы, выезжают на дорожно-транспортные происшествия, снимают людей с крыш многоэтажных домов, иными словами, повторю — наши парни не только пожарные, но и универсальные спасатели.

Кроме того, хотел бы отметить, что внутри наших профессиональных пожарных подразделений есть еще и свои, определенные, деления на те или иные сектора. Например, газодымозащитная служба, парни в которой определяют степень сложности пожара, заходя в горящее помещение первыми. С помощью специальных стальных тросов они образуют сцепку между собой — обычно в ней три или четыре человека. Таким образом, происходит первая разведка пожарной ситуации — сначала идет поиск людей, затем — обязательный поиск очага возникшего возгорания.

Или служба, где работают те из наших пожарных, кто участвует в ликвидации паводковых ситуаций. Они вместе с сотрудниками оперативно-спасательных отрядов постоянно патрулируют зоны затоплений, спасая людей, животных.

Зимой во время снежных заносов наши пожарные тоже не сидят сложа руки — особенно серьезными оказываются вызовы в это время года в Восточно-Казахстанской области, хотя зима нынешнего года в столице также выдалась для них нелегкой. Охватываем мы своим «вниманием» и 50-километровый радиус вокруг Нур-Султана, тесно сотрудничая при этом с департаментом по ЧС Акмолинской области — только прошедшей зимой наши спасатели освободили из снежного заноса в этом районе 1088 человек.

Бауыржан Сыздыков

— Чем гордятся в своей работе ваши пожарные, ваши спасатели, ваши, можно сказать, парни-универсалы?

— Я считаю, если мужчина добивается в жизни каких-то серьезных показателей, особенно в том, что касается пользы для общества, это будет одним из основных поводов для того, чтобы он гордился собой и тем, что он делает. Вот так и наши пожарные, которые зачастую даже ценой собственной жизни спасают людей, но при этом не считают себя какими-то сверхъестественными героями. Однако наше ведомство гордится ими и спасенными ими жизнями. Например, накануне нашего профессионального праздника, а 19 октября нам исполнилось 25 лет, за все эти годы только один гарнизон ДЧС столицы, не говоря уже об остальных, что расположены во всех городах и регионах Казахстана, спас 8055 человек, причем из самых разных ситуаций. Их же силами из зоны ЧС эвакуировали 42 313 человек, тогда как парамедики из Центра медицины катастроф оказали доврачебную медицинскую помощь 2127 спасенным. И мы действительно по праву гордимся такими цифрами, тем более что у каждого из наших пожарных и спасателей есть семья, которая каждый день, провожая их на работу, с нетерпением ждет обратно. Ведь их работа, как вы понимаете, не только заставляет гордиться тем, что они делают, но и переживать за их жизни. Поэтому среди наших парней говорят, что «он заступает на боевое дежурство». То есть каждый раз, выходя на смену, пожарный или спасатель словно отправляется на войну — с огнем, водой и другими природными или техногенными явлениями, с которыми ему приходится бороться за жизни людей. Причем безбоязненно идя навстречу любой опасности во всех смыслах этого слова.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе — о своей работе в департаменте по ЧС, которая заставляет держать вас включенным телефон 24 часа в сутки семь дней в неделю.

— Мое первое образование — медицинское, я получил квалификацию врача эпидемиолога-гигиениста. Плюс окончил медицинское училище по линии фельдшера. Так получилось, что по окончании вуза, а это время пришлось на начало 2000-х годов, в армии не хватало офицеров-медиков, и когда меня призвали в армию, я попал в департамент ЧС Южно-Казахстанской (сейчас Туркестанской) области. Приходилось выезжать и на аварийно-спасательные работы, и на снежные заносы, участвовать в противопаводковых мероприятиях, спасать людей от селей в горах, тушить пожары. То есть практику я прошел хорошую.

Затем я поступил в Академию гражданской защиты МЧС РФ, по окончании которой меня сразу поставили начальником управления в центральном аппарате МЧС РК, где я прослужил около трех лет. Следующим шагом стала Актюбинская область, куда меня направили в качестве заместителя начальника департамента по ЧС, и уже в августе 2014 года, после слияния МЧС и МВД, меня повысили до начальника. Этой работе я посвятил пять лет, а в ноябре прошлого года меня перевели сюда, назначив начальником департамента по ЧС города Нур-Султана. Конечно, я не скажу, что прошел все этапы службы, начиная от младшего пожарного, но тот приобретенный мною опыт, что я сегодня наработал в своей профессии, дает мне повод этим гордиться.

— Что в вашей практике было самым запоминающимся?

— Первое, что я чувствовал с самого начала — ответственность за происходящее. Наверное, потому что я выезжал на происшествия не просто в роли сотрудника по ЧС, а будучи командиром отделения, отвечал за безопасность своих людей.

Второе, что невозможно забыть — это глаза попавших в беду людей, которых ты приехал спасти. Словами их взгляд не передать, так же, как и тех, кому ты уже помог. Я и мои сотрудники до сих пор получаем слова благодарности от когда-то спасенных нами людей.

И третье, пожалуй — это когда ты должен принять решение, зная при этом, что вся ответственность за последствия ляжет только на твои плечи. Я помню свое первое решение, которое было принято мной таким вот образом. Нужно было вылетать в горное ущелье к роженице, но при этом в темное время суток на вертолете этого делать было нельзя. Я должен был принять решение — или позволить роженице умереть, или поднять в воздух вертолет после захода солнца, в котором находился не только личный состав сотрудников ЧС, летчик, бортинженер, но и гражданский медперсонал. В тот раз все закончилось хорошо, но я об этом помню до сих пор.

— Что было самым сложным?

— Наверное, самым сложным, я бы даже сказал, тяжелым моментом в моей службе было событие, которое произошло в 2018 году в Актюбинской области. Случилось так, что в автобусе сгорели 69 граждан Узбекистана и нашим спасателям пришлось собирать их останки буквально по фрагментам. Звонки на горячую линию поступали из 17 стран — это был очень тяжелый момент, но когда за телами погибших приехали родственники, не сомневаюсь, что чувство бессилия и опустошенности испытывали не только они, но и все наши парни-спасатели.

— Сегодня МЧС снова вернули статус отдельного ведомства. Как вы считаете, изменилось ли количество задач, возможность принятия самостоятельных решений в ходе спасательных операций или все осталось на том же уровне, когда департаменты по ЧС входили в состав МВД РК?

— Это очень хороший и серьезный вопрос. Все мы носим погоны и поддерживаем решение своего Верховного Главнокомандующего. При этом я хотел бы напомнить высказывание китайского лидера прошлого Мао Цзэдуна, который любил повторять: «Какая разница, какого цвета кошка — лишь бы она ловила мышей». Так что будь наши службы по ЧС в составе МВД РК или будь мы самостоятельной структурой, как достижения, так и проблемы остаются все теми же. Например, сегодня до сих пор как не было, так и нет былого противопожарного надзора, присутствует только контроль. А что такое контроль — это за полгода вперед составляем список объектов, которые мы должны проверить, затем еще за полгода это утверждается и висит на сайте генпрокуратуры. Но даже прежде чем зайти с проверкой на тот или иной объект, мы обязаны уведомить об этом владельца помещения. Во время проверки мы снова даем ему 15 дней для устранения тех или иных неполадок. Но даже если мы и находим какие-то нарушения, то приходится сначала ограничиться предупреждением, согласно КоАП РК, и только потом вторым шагом могут быть приняты какие-то административные меры к нарушителю. Его, поверьте, весь этот долгострой очень сильно расхолаживает, и он зачастую попросту не обращает никакого внимания на выписанные ему предупреждения. А ведь у казахского народа есть прекрасная поговорка на эту тему: «Огонь и вода — безмолвные враги», но редко кто делает из этого правильные выводы. Жаль, что ныне канул в Лету государственный противопожарный надзор, который существовал во времена СССР, и даже в эпоху пресловутой перестройки, когда объекты проверяли сразу же, без всяких предписаний, решения выносили на месте, и потому проблем с возгораниями, подтоплениями, даже с замыканием электропроводки было намного меньше. Такая же ситуация и в современном строительстве, куда противопожарную службу на сдачу объектов даже не приглашают, хотя заказчик, в том числе государство, просто обязан знать, насколько безопасен в противопожарном плане принимаемый объект.

— Что бы вы пожелали своим парням — пожарным, спасателям, а также остальным подведомственным вам службам, учитывая сложность и благородство выбранной вами и ими профессии?

— Самое главное — здоровья! Семейного счастья, благополучия. Чтобы они со своих боевых дежурств возвращались домой целыми и невредимыми. А главное — сухих «рукавов»!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру