Сотни тысяч долларов США могут разместиться на одной книжной полке казахстанского коллекционера

О том, что мужчины не взрослеют, известно давно, но во сколько обходятся их новые игрушки — вопрос весьма индивидуальный, тем более что на таких «забавах» можно хорошо заработать.

Сотни тысяч долларов США могут разместиться на одной книжной полке казахстанского коллекционера

Больше, чем просто игрушка

Детство современного ребенка кардинально отличается от аналогичного периода детей, «сделанных» в Советском Союзе. И дело не только в отсутствии в то время гаджетов, компьютеров и интернета, с которыми сейчас большинство детей проводит свободное время. Дело — в игрушках и отношении к ним. Сегодня через детские комнаты проходят сотни, а то и тысячи игрушек, многим из них суждено «прожить» не больше недели. И это неудивительно, поскольку большинство из них производят из хрупкого пластика, а ценность вещи из-за большого ассортимента сохраняется чуть больше суток, после чего интерес ребенка к новому приобретению стремительно угасает. Другое дело — игрушки из прошлого. Если пластик, то толстый и тяжелый, если автомобиль, то это не трансформер, а модель-копия какого-нибудь реального средства передвижения. Такие машинки ценились и прежде, но если раньше они были именно игрушками, то теперь представляют большой интерес для настоящих коллекционеров.

Иметь автопарк игрушек из 80-х — это, наверное, круто, но только для тех, кто действительно понимает и разбирается в этих самых модельках. Для большинства они так и будут выглядеть грудой игрушек из чулана. И это большое заблуждение, поскольку экземпляр экземпляру рознь. Дело в том, что не все модели машин выпускали большим тиражом — вот они-то и представляют ценность в прямом смысле этого слова. Чем меньше тираж, тем дороже изделие. И чем старше эта машинка, тем дороже ее можно будет продать. То есть это хорошие инвестиции, которые позволяют сберечь и приумножить капитал.

Инвестиции в игрушки — это реальность? Отвечаем: да, на одной книжной полке легко может уместиться мини-гараж стоимостью около ста тысяч долларов. Это если говорить о классическом коллекционировании, не затрагивая эксклюзивные произведения из драгметаллов, где прайс взлетает выше миллиона долларов.

На самом деле существует большое количество моделей для коллекционирования, львиная доля которых выполнена из особого сплава Zamak или ЦАМ, которые включают в себя цинк (основной), алюминий и медь. Те самые тяжелые «пожарки», «Жиги», «Москвичи» с открывающимися дверьми, которые могли выдерживать серьезные испытания детской фантазии. В связи с тем, что рецептура изготовления сплава может различаться, могут быть разными и прочностные характеристики масштабной модели. При этом коллекции могут делиться по масштабу моделей, у каждой из которых свои особенности. Одним из наиболее удобных и популярных для коллекционирования считается масштаб 1:43 — это копии оригинальных автомобилей, уменьшенные ровно в 43 раза.

Цена имеет значение

Есть, конечно, и более солидные по размеру модели. Например, накануне компания Rolls-Royce анонсировала продажу копии Cullinan в масштабе 1:8 — эта махина примерно 70 сантиметров в длину. Как и у настоящей машины, у копии открывается все, что можно, салон обшит кожей и деревом, а стоимость маленького Cullinan стартует от 17 тысяч долларов. Но это скорее не предмет коллекционирования, а дорогая игрушка для богачей.

К действительно коллекционным моделям можно отнести, например, копии немецкого крана Magirus Deutz образца 1967 года, выпускаемые британской компанией Matchbox. В 1980-х годах эта невзрачная, по современным меркам, игрушка стоила около 10 евро, однако среди других Magirus в серии именно кран оказался невероятно редким. Зачем в Matchbox так сделали, история умалчивает, но сегодня такой экземпляр оценивают в 13 тысяч евро. Любопытно, что экземпляры Matchbox можно найти на дворовых распродажах и приобрести у непросвещенного продавца за 1-2 евро.

За моделями машин Dinky Vehicles сейчас идет настоящая охота, ведь компания была одним из пионеров этого дела. Самый вожделенный для коллекционеров экземпляр — фургон W.E. Boyce, который имел заводской номер 22. Его продавали в качестве дополнения к железнодорожной линейке Dinky, и он сейчас стоит 22 тысячи евро. До наших дней сохранилось очень мало таких моделей, поскольку их выпуск был налажен еще до Второй мировой.

Свою 40-ю годовщину фирма Tomica, производящая модельные копии, отпраздновала выпуском уникального Nissan Fairlady Z, который полностью изготовлен из самой настоящей платины. И если обычные модели Tomica, выпускаемые с 1970 года, может позволить себе практически каждый, то платиновый Nissan за 80 тысяч евро — лишь избранные.

Самой дорогой игрушкой считается Lamborghini Aventador, которая увидела свет в 2013 году, оцененная в 7,5 миллиона долларов. Большая часть автомобиля изготовлена из золота, а вес машины — 25 килограммов. Использование золота в качестве основного материала, казалось бы, должно было снизить ценность (не цену) модели как коллекционной вещи. Однако, прямая покупка 25 килограммов золота обошлась бы в сумму около 1,3 миллиона долларов. Так что все, что свыше, заложено именно в проработку деталей как снаружи, так и внутри спорткара.

Возвращаясь и изделиям из сплава Zamak, в среднем на казахстанском рынке можно найти много интересных экземпляров по цене от трех до 15 тысяч тенге. В процессе подготовки материала автор строк и сам загорелся идеей приобретения по меньшей мере одной Pajero II поколения в рестайлинговом кузове. Модельки этой машины начали выпускать с 1997 года, что давало надежду на адекватную цену за игрушку. Но... Найти интересующую модификацию удалось только на просторах США, где за игрушку в масштабе 1:18 просят от 300 до 500 долларов без стоимости доставки. Желание быстро угасло, поскольку за эти деньги можно купить комплект отличных покрышек, на которых спокойно откатаешь шесть-семь лет. А проживет ли столько моделька — большой вопрос. И вот почему…

Король или нищий

Кто бы мог подумать, но и в этом игрушечном царстве могут быть совсем не детские ужасы, например, «цинковая чума», которая является страшным сном для любого коллекционера. Эта «болезнь» способна в короткий срок превратить крепкую металлическую модель в настоящую труху. То есть металл начинает коррозировать, причем изнутри, и машинка попросту саморазрушается. В чем причина?

Несмотря на то, что «цинковая чума» известна уже давно, споры по этому поводу не утихают до сих пор. По одной из версий, причина кроется в нарушении технологии производства сплава. Одно время наблюдалась тенденция разрушений машин, выпущенных в первой половине 90-х годов. Некоторые пытались проклеивать кузов изнутри различными клеями, холодной сваркой. Но все безрезультатно. Модель в итоге все равно разваливалась.

По другой версии, причина — в переохлаждении модели, как в случае с «оловянной чумой». Дело в том, что «белое» олово — серебристо-белый, мягкий, пластичный металл — при низких температурах (от -14 до -33 градусов по Цельсию) превращается в «серое» . По сути, кристаллический порошок. Соприкосновение «серого» олова с «белым» «заражает» последнее. Но и эта теория до сих пор не доказана.

Разглядеть «заражение» модели невооруженным глазом непросто — иногда сам продавец не делает фотографии проблемных мест, а лишь размещает снимки неповрежденных частей. Так что инвестиции в такой вид коллекционирования в любой момент могут обратиться банкротством, причем независимо от курса валюты или цены на нефть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру